"На работу с улыбкой!" тренинг практикум по профилактике психологического здоровья педагогов
методическая разработка

Колесникова Светлана Валерьевна

Закончился сезон отпусков. Пора выходить на работу и вливаться в рабочий процесс. Не всем под силу моментально переключиться на "рабочий лад", процесс адаптации занимает определённое время. Психологи давно утверждают, что существует определённая взаимосвязь между самочувствием педагога, его эмоциональным состоянием и эффективностью педагогической деятельности. Тренинг-практикум "На работу с улыбкой!" поможет "влиться" в работу с полной силой, избежать негативных последствий резкого изменения образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

На работу с улыбкой!

Тренинг-практикум по профилактике психологического здоровья педагогов

Цель: создать условия для позитивного настроя педагогов и эффективности профессиональной деятельности на предстоящий учебный год.

Задачи:

- Способствовать формированию положительной мотивации и оптимальной адаптации педагогов к профессиональной деятельности после отпуска.

- Способствовать оптимизации внутренних психофизических ресурсов, повышению самооценки.

- Совершенствовать коммуникативные навыки, личностные и творческие способности.

Ход тренинга

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Колесникова Светлана Валерьевна. Я работаю в детском саду «Подснежник» посёлка Подосиновец педагогом-психологом. По данным Росстата за 2017 год профессия педагога, учителя стоит на четвертом месте (5-врачи, 3-водители общественного транспорта) в топе самых стрессовых профессий в России. Мало кто, кроме, естественно, самих учителей, считает нашу работу стрессовой. Но на самом деле степень накала, которую испытывают современные школьные учителя, трудно вообще сравнить с какой-либо профессий. Радует одно – у нас длинный отпуск. Логично, что многим становится не под силу моментальное переключение на «рабочий лад», а процесс адаптации занимает определенное время. За лето мы отдохнули, расслабились, переключили своё внимание на другие сферы жизни и после отпуска очень трудно выходить на работу и сразу вливаться в учебный процесс. Работа с детьми и родителями – лишь одна сторона, помимо неё, у учителей, педагогов огромное количество бумажной работы, отчеты, проверки, планы, контроль со стороны дирекции и т.д. Результат резкого перехода от отдыха к работе может оказаться плачевным и привести к постотпускному синдрому.  Это состояние психологи характеризуют подавленностью, апатичностью, растерянностью, упадком сил, тревожностью, беспокойством, раздражительностью, в тяжёлых случаях бессонницей, головными болями, психозом. Что бы этого избежать и с новыми силами, хорошим настроением влиться в педагогическую работу я предлагаю вам тренинг-практикум «На работу с улыбкой!»

В начале нашей встречи я предлагаю всем участникам поздороваться. (пригласить всех выйти из-за столов.)

  1. Приветствие

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.  

За 20-25 секунд вам надо поздороваться любым способом с большим количеством человек и посчитать.

С каким количеством человек вы успели поздороваться? (У кого больше.)

Спасибо Вам что подарили, поделились своим запалом жизнерадостности, общительности, коммуникабельности с коллегами. Бонус от ведущего – конфетка.

Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, открыть в себе новые горизонты, настроится на предстоящий учебный год, чтобы ваши усилия с первых же дней приносили плоды, а проблемы обходили стороной. Психологи давно утверждают, что существует определенная взаимосвязь между самочувствием педагога, его эмоциональным состоянием и эффективностью педагогической деятельности, поэтому сегодня мы поможем друг другу «влиться» в работу с полной силой и при этом избежать негативных последствий резкого изменения образа жизни.

  1. Продолжи фразу

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения, создание мотивации.

С чем у вас ассоциируется апельсин?........................................

Передавая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы сформулируйте продолжение фразы «Сегодня замечательный день, потому что я стану более … (успешным... информированным... активным...» таким образом, что бы оно отражало ваше ожидание от тренинга, какими вы хотите себя видеть после тренинга (своего рода групповая аффирмация).        

  1. Комплименты «Все равно ты молодец, потому что …».

Любая встреча проходит более продуктивно если вам делают комплименты.

Цель: снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы,

Предлагаю вам выстроится в два круга – внутренний и внешний лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым что бы образовались пары. Те кто стоят во внутреннем круге расскажут своей паре из внешнего круга о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном или о каком-либо своем недостатке. Собеседник внимательно выслушивает, после чего произносит: «Все равно ты молодец, потому что … (продолжает фразу)». По моей команде участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняя партнера. После того как внешний круг вернётся к своей паре мы поменяемся местами.

Вопросы для обсуждения: Что вы сейчас чувствуете? Испытывали вы трудности при общении? Что было легче делать комплимент или делиться своими недостатками? Способствовали ли комплименты тому что бы вы взглянули на себя по другому?

Давайте вспомним с вами детство. Кем вы хотели стать в детстве? …………….. Почему именно эти профессии? …………………. У кого выбор профессии совпал с детскими мечтами? …………………… Что повлияло на ваш выбор профессии? ………………….. Почему ваши детские мечты стать ……… не осуществились? ………………….. (с возрастом мечты перерождаются, трансформируются, становятся другими в соответствии с окружающей действительностью)

  1. Положительное - отрицательное

Цель: настрой на позитивное восприятие педагогической деятельности, осознание положительных моментов в работе.

С точки зрения психологии каждый человек имеет в себе три личности родитель, взрослый и ребёнок. Мы сейчас поделимся на 3 команды. (Счёт 1,2,3)

В течении 5 минут 1 команда пишет на листочках положительные и отрицательные моменты работы учителя, педагога с точки зрения детей, учеников; 2 команда с точки зрения родителей; 3 команда с точки зрения взрослых – учителей, педагогов.

Распределим роли в группе: 1 – руководитель, он следит чтобы все члены группы работали, были в теме, высказали свои предположения, что бы каждый принял участие в обсуждении, что бы всем было комфортно. 2 – следит за временем отведённым на обсуждение, если время выходит – сигнализирует. 3 – секретарь всё записывает. 4 – спикер, будет транслировать мнение группы. Остальные просто участники группы.

(Участники в группах 5 минут обсуждают поставленную задачу, а затем спикеры по очереди озвучивают то, что записали. Психолог записывает на доске все высказывания. Потом все обсуждают, чего больше получилось — положительных моментов в педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что положительного в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работать тяжело, но приятно. А также увидеть стороны педагогической деятельности с разных точек зрения.)

  1. Вижу цель

Цель: повышение уверенности в своих силах, активизация личностных ресурсов, выработка стратегии поведения для преодоления сложных жизненных ситуаций.

Скоро 1 сентября. Мы знаем, что новый учебный год это не только стрессы но и новые возможности, новые цели. Как же их достичь?

Нам надо выбрать 3-4 добровольцев (считалкой). Наши добровольцы выходят за дверь. Обратно я вас буду приглашать по одному. Готовьтесь.

Когда участник войдёт перед ним ставится задача с закрытыми глазами дойти до впереди стоящего стула и сесть на него. После того как участнику завяжут глаза, 3-4 других участников встанут перед стулом взявшись за руки (как стена) и не при каких обстоятельствах не пропустят добровольца если тот будет пытаться прорваться силой. Пропускать могут если он предпримет другие попытки выполнить поставленную задачу.

Вопросы для обсуждения:

Что мы с вами сейчас делали? (задача, цель дойти до стула и сесть на него, а как не сказали)

Если есть цель то могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства.

Как это можно соотнести с нашей работой?

У нас было … добровольцев. Какие-то решения были? Что было?

В основном пытались что? (прорваться т.е. пытался по привычке)

Что делали что бы достигнуть цель?

Что было дальше? (просьба о помощи, просьба сесть, т.е. поменяли стратегию в процессе)

Участники которые действовали «как всегда» как себя чувствовали?

Всегда ли работают привычки? Не нарушает ли достижение цели какие-то наши уже существующие отношения, ценности?

Какие выводы мы можем сделать относительно нашей работы? (не боятся просить, менять отношение, привычки, придумывать что-то другое, не решать с позиции силы, а решать проблемы и идти к цели с позиции друга)

«Вижу цель, верю в себя…» как в старом фильме «Чародеи». Решая задачу, идя к цели напролом сквозь любые — даже самые нерушимые — стены, можно заработать трудноизлечимую депрессию. Особенно если решать несколько, проблем одновременно используя свой «любимый» стиль. Часто нам не хватает именно веры в себя, чьей то поддержки, помощи: мы лишний раз боимся постучать в нужную дверь, взваливая всё на свои плечи, сделать телефонный звонок, заявить о своих желаниях.   Ещё до нас умные люди сформулировали принцип — может не слишком верный с точки зрения русской речи, но точный по сути: «Если ты не знаешь, что поиметь от ситуации, ситуация поимеет тебя!» В каких-то ситуациях изменив свое отношение к происходящему, поведение и реакции, мы можем изменить и мир вокруг нас. 

  1. Верю в себя

Цель: формирование коммуникативных навыков управления (навыков организации взаимодействия в коллективе), саморегуляции, налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости, эмпатии.

Я приглашаю выйти 5 человек (считалочкой). 4 участников группы берут в руки верёвки связанные крестообразно с грузом по середине и встают в форме квадрата напротив друг друга. 1 руководитель. Он координатор и руководит действиями всех участников группы. Задача для всех участников проста – надо скоординировать действия внутри группы таким образом, чтобы груз, подвешенный на верёвках посередине попал в горлышко бутылки.

Вопросы для обсуждения:

Вы довольны результатом?

Что повлияло на успех выполнения задания?

На что в упражнении вы не могли повлиять?  

Какие выводы вы можете сделать из упражнения?

  1. Мандала

Цель: повысить вероятность реальных изменений в жизни участников тренинга.

В конце тренинга обычно все чувствуют, что готовы вернуться к своей обычной жизни с новыми силами и горы свернуть. К сожалению очень часто рутинные дела, прежний ритм и стиль жизни, независимо от того, на сколько процентов участники группы выполнили свои же «заветы», сводят посттренинговый энтузиазм на нет. Что бы этого не произошло с нами как можно дольше предлагаю раскрасить и подарить себе обереги на учебный год в виде мандал.

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок, то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной.  Символика круга всегда так или иначе присутствовала в коллективном бессознательном человечества. И сегодня это символ не только не потерял своей актуальности, но является одним из самых популярных, пользуясь огромным успехом. Мандала – сакральное пространство, защищающее человеческую суть, помогает раскрыть собственную внутреннюю энергию, внутреннее «я» человека от разрушительных негативных воздействий извне. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.

В свободное время вы можете медленно рассматривать мандалу, двигая взгляд по часовой стрелке от края к центру. В центре остановитесь, но не фокусируйтесь, а сосредоточьте внимание на том, что вы чувствуете, какие ощущения замечаете, прислушайтесь к ним. Без оценки и анализа просто наблюдайте за тем, что происходит внутри во время созерцания центра мандалы. Практика созерцания мандалы, учит успокаиваться, управлять вниманием, эмоциями, открывает нам новое и, возможно, неожиданное в нас самих. Время концентрации зависит от индивидуального состояния (кому-то достаточно 5 минут, кому-то мало и часа): если вы почувствуете усталость или больше не заметите никаких изменений, можно завершить практику.

Итак, выберите мандолу, которую хотите раскрасить и положите её перед собой, приготовьте необходимые цветные карандаши. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандолу, прикройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям в данный момент, своему настроению, впечатлениям о тренинге в целом. Вспомните продолжения фразы «Сегодня замечательный день, потому что я стану более …», которые вы озвучивали. Отражают ли они сейчас ваши ожидания от тренинга. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к творчеству.

8. Презентация «Скоро осень!»

9. Фото на память

10. Волшебная шкатулка

Цель: поднятие настроения

Педагогам предложить достать по одной записке из «волшебной» шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает, что нужно сделать в ближайшее время или просто с пожеланиями.

Варианты пожеланий:

- В этом году мне особенно повезет!

- Жизнь готовит мне приятный сюрприз!

- Наступило время мне сделать то, что я постоянно откладываю!

- Люблю себя такой, какая есть, - неповторимой!

- Сделаю себе подарок, я его заслужила!

- Сегодня мне радостно и спокойно на душе!

- Сегодня я чувствую себя на взлёте, это чувство сохранится на весь год!

- Все мои желания и мечты реализуются, верю в это!

- Этот год для меня будет лучшим, потому что я сама так решила!

- Для меня учебный год начнётся с новых идей!

- Я очень рада что работаю в школе, чувствую себя вечно молодой!

- Этот год для меня будет насыщен творчеством и созиданием!

- Я готова горы свернуть на работе, а потом буду расслабляться на море!

- Этот год преподнесёт мне приятные открытия!

- Как приятно сейчас пойти домой где любят и ждут!

- Мои коллеги всегда меня понимают и поддерживают!

- Крепкого здоровья!

- Славы и признания!

- Уверенности в себе!

- Тёплого отношения окружающих!

-  Больших успехов!  

- Оптимизма!

- Увлекательной жизни!

- Побольше свободного времени!

- Прекрасных встреч!

- Веры в хорошее!

- Нескучной повседневности!

- Интересных бесед!

- Приятных людей рядом!

- Удачи во всех начинаниях!

- Превосходных новостей!

- Чувства юмора!

- Вдохновения!

- Душевного спокойствия!

- Свершений!

- Возможности почаще расслабиться!

-Мудрости и опыта!

- Увлекательного общения!

- Хороших фильмов и книг!

- Настойчивости и упорства! Желания идти вперёд!

- Ласковой песни прибоя!

- Всего наилучшего — и по высшему классу!

- Широких возможностей!

Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

11. Буклеты с советами как пережить постотпускной синдром

Литература

1.Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2006.

2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.

3. Новак А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня // Журнал практического психолога. 1998. № 2. С. 79-83.

4. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2006.

5. Ромек В. Г., Ромек Е. А. Тренинг наслаждения. СПб.: Речь, 2003.

6. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2006.

7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2006.

8. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. СПб.: Речь, 2006.

9. Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. Разминки, необходимые в любом тренинге. СПб.: Речь, 2006.

10. Шевцова И. В. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003.

11. Образовательные ресурсы интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."

Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....

Методическая разработка. "Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Психологическое здоровье педагога"

Цель: Повышение уровня компетентности педагога в области психологического здоровья.Задачи:Информирование педагогов о способах сохранения и укрепления психологического здоровьяФормирование предста...

Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:Знакомство с понятием эмоционального выгоранияОбучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.Планирование мероприятий по пр...

Презентация к семинару-практикуму для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

В рамках данного мероприятия рассматривались причины, стадии, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов....