Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ
статья (старшая группа)

Логашева Лариса Евгеньевна

На протяжение многих столетий человечество ищет универсальные способы передачи детям накопленных старшим поколениями знаний. В этой связи в образовательных учреждениях все шире используются разнообразные технологии, позволяющие активизировать ребенка в процессе образования и воспитания. За истекшие годы сформировался педагогический опыт, разработаны различные методы организации обучения, для успешного их осуществления доказана необходимость активного взаимодействия педагога с детьми. В соответствии с ФГОС ДО позновательно-исследовательской деятельности является основным видом деятельности с наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Элементарная позновательно- исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством взрослого или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ»

Воспитатель:

высш. кат. Логашева Л.Е.

Санкт-Петербург

2019


Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ

На протяжение многих столетий человечество ищет универсальные способы передачи детям накопленных старшим поколениями знаний. В этой связи в образовательных учреждениях все шире используются разнообразные технологии, позволяющие активизировать ребенка в процессе образования и воспитания. За истекшие годы сформировался педагогический опыт, разработаны различные методы организации обучения, для успешного их осуществления доказана необходимость активного взаимодействия педагога с детьми. В соответствии с ФГОС ДО позновательно-исследовательской деятельности является основным видом деятельности с наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Элементарная позновательно- исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством взрослого или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Все это помогает рассматривать детскую исследовательскую деятельность как технологию развития личности и деятельной способности человека. В контексте ФГОС ДО познавательного развития предполагает:

  •  развитие интересов детей;
  • любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • становление сознания;
  •  развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Именно поэтому позновательно- исследовательская деятельность способна мобилизовать силы дошкольника в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Познавательно - исследовательская деятельность позволяет ребенку быстро и легко осваивать окружающий мир и быть при этом активным и довольным.

Чем разнообразнее и интенсивнее позновательно- исследовательская деятельность, тем более больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая активность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя мир. Им интересно все.

Поддерживать стремление ребенка к исследованию, организация условий для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно поощрять и поддерживать в ребенке стремление находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. Такое стремление перерастает в привычку активного первооткрывателя мира, которая безусловно станет для ребенка залогом его дальнейших успехов.

Позновательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности, в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций.

Организация познавательно - исследовательской деятельности направлена на создания условий, в которых ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира. Включение ребенка в исследовательскую деятельность позволяет значительно повысит образовательный эффект.

При таком подходе у детей развиваются не только мыслительные процессы (память, внимание, мышление и т. д.) но и происходит развитие ребенка как личности и субъекта деятельности: 1) развитие интеллекта 2) развитие эмоциональной сферы 3) развитие уверенности в себе. 4) развитие позитивного отношения к миру и принятия других 5) развитие волевых качеств.

Процесс позновательно- исследовательской деятельности— это наиболее эффективная форма познания окружающего мира.

Быть исследователем это интересно, захватывающе ведь в нутрии мы все исследователи, а дети те более.

Исследовательские действия помогают естественным путем включиться в работу, быть активным участником этой работы.  Потому что в основе позновательно- исследовательской деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях.

Знания, полученные таким путем, остаются с человеком надолго, а пережитые эмоции помогают нам поддерживать, сохранять познавательный интерес, любознательность в ребенке и добиваться успехов.

Позновательно- исследовательская деятельность помогает также сохранять и поддерживать интерес уже к раннее полученным знаниям и проявлять при этом творческую активность, находить не стандартные пути решения,

Так как на практике часто возникает проблема, как поддерживать познавательный интерес с хорошо знакомыми темами, ранее уже не раз проходимым.  И чем старше ребенок, тем больше встает вопрос, а как подать такой материал, так чтоб ребенку было вновь интересно, он стал активным участником процесса. Вот тут-то и помогают нам познавательно - исследовательская деятельность, ведь в душе каждый человек исследователь, а в особенности ребенок.

 В подготовительной группе у меня возникла проблем как с детьми закрепить тему «Фрукты и ягоды». В наше время с фруктами ребенок сталкивается круглый год, и они ему уже не в диковинку даже «заморские». У детей уже есть много опыта и знаний по данной теме, все старые формы обследования уже знакомы и просты детям, так как работа проводиться постоянно и в системе. Как же вновь с интересом провести эту работу, освежить впечатления детей? И я решила предложить детям стать дегустаторами. Скажете вы, а что тут нового в подготовительной группе, ведь такая работа проводиться в каждой возрастной группе. Я предложила не стандартный набор фруктов, а виноград, разные сорта, рассказывала о вкусе и называла сорт, а они уже только по вкусу, пробуя виноградинку закрытыми глазами, определяли сорт его.

После этого я детям объяснила, выбирая фрукты или ягоды, мы же не всегда можем их пробовать, поэтому важно знать и внешний вид, и особенности, так мы перешли к обычным уже знакомым формам работы.  Работа получилась интересная. Дети еще долго вспоминали ее и делились своими впечатлениями не только в группе, но и с родителями. Дети получили удовольствие, а я выполнила свою задачу дала новые знания, закрепила уже ранее полученные знания с детьми и обобщила их опыт. Проведенная работа получилась плодотворной и интересной.

Таким образом позновательно- исследовательская деятельность – это

Деятельность помогающая и позволяющая осваивать материал в любой области знаний (мира живой – неживой природы; искусствоведческие области (музыка, изо, деятельность), мир языка (лингвистика), математические знания и пр.) и на любом этапе работы поддерживать познавательный интерес в ребёнке.


Список литературы

  1. «Маленький исследователь» отдел образования и культуры, научно – методический центр Василеостровского р-на, СПБ 2001г.
  2. «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» О.В. Дыбинина, ТЦ Сфера 2005г.
  3. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е.В. Марудова, СПБ 2010г.
  4. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка – дошкольника. Ближние и дальние горизонты» Н.Н. Подьяков, СПБ 2013г.
  5. «Книжка для талантливых детей и заботливых родителей» Ю.И.Смирнов, издательство Сова 1998г.
  6. «Мы. Программа экологического образования детей» Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....