картотека игр на улице (осень)
картотека (старшая группа)

дугаржапова виктория баясхалановна

картотека подвижных и мало подвижных игр на улице 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_ose.docx92.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:  формировать понятия о смене времен года;

уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Стихотворение:  Кроет уж лист золотой

           Влажную землю в лесу,

     Смело топчу я ногой

   Вешнюю леса красу.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие вы знаете признаки осени?
  • Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

     Исследовательская деятельность

  • Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)
  • Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели:  учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

воспитывать экологическую культуру.

Подвижная игра

«Смелые ребята».

Цели:

упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 2

 Солнце — источник тепла и света

Цели: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что нужно для роста растений, животных?
  • Что дает солнце?

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения животные. Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле.

Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

поэтому» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит

Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

♦        Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦        Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра

«Пожарные на ученье».

Цели: закреплять умение лазать по стенке;

развивать внимание.

Индивидуальная работа

 «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 3

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой

Цели:

учить проводить сравнительный анализ овощей;

закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Ход наблюдения

Тетушка Фекла —

Красная свекла.

Ты салаты, винегреты

 Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)
  • Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле — клубни.)
  • Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)
  • Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.)
  • Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)
  • Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)
  • Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)

Исследовательская деятельность

Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Трудовая деятельность

Сбор урожая в огороде.

Цели:

  • учить выкапывать овощи;
  • воспитывать желание трудиться в коллективе.

 Подвижная игра

«Назови овощи».

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч.

Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 4

Цели:расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

 вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои Строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой Ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, Будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети Мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.

  • Как выглядят муравьи?
  • Как они передвигаются?
  • Чем питаются?
  • Как называется муравьиный дом?
  • Из чего муравьи строят свой дом?
  • Какие враги есть у муравьев?

♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

♦ Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Трудовая деятельность

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

Подвижные игры

«Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 5

Наблюдение за лужами

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать ее закономерности, стремление беречь ее и заботиться о ней.

Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят. В лужах отражаются предметы (облака, деревья).

– Посмотрите, что вы там видите? – воспитатель водит по воде палочкой, создает волны.

– Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где еще в природе встречается вода?

Опыт «Почему не тонут корабли?».

Цель: определить свойства предметов.

В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Приметы: после дождя потеплело – к плохой погоде; дождь без ветра будет долго идти.

Поговорки и пословицы: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»; «Весной, что рекой, прольет – капли не видать, осень ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай».

Стихотворения:

ТУЧКА

Тучка, словно пушистая вата,

Плывет и спешит все время куда-то.

И чем опускается тучка та ниже,

Тем дождик становится ближе и ближе

.

Загадки:

По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.

Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда!   Лужа.)

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные

части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Подвижная игра «Садовник».

Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.

Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится «садовником».

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 6

Наблюдение за осенним лесом

Цели:

—        формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

—        учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;

— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);

—        воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход наблюдения

Вот и осень наступила,

Листья пожелтели

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?

«Раз, два, три быстрей осину найди».

  • Как называется это дерево? (Осина.)
  • Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)
  • Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)
  • Сколько стволов у осины?
  • Какого цвета листья?

Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)

♦        Что нужно делать с мусором? (Подобрать,

Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.

♦        Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦        Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

♦        Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

♦        Какого цвета ветки?

♦        Зачем корень дереву?

  • Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
  • Какого цвета они были летом? (Зеленые.)

Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.

Воспитатель организует игры с детьми.

«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».

сложить в пакет и вынести.)

  • Почему не нужно срезать и ломать ветки?
  • Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
  • Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
  • А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)

Подвижная игра   «С кочки на кочку».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа   Развитие движений.

Цели:  воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;    развивать силовые качества.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 7

Наблюдение за цветом неба

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Все чаще небо серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Вспомнить причину быстрого движения туч.

Приметы: с сентября и лист на деревьях не держится; чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Поговорки и пословицы: «От осени к лету – поворота нету»; «Без воды зима не станет».

Стихотворения:

                Уж небо осенью дышало,

                Уж реже солнышко блистало,

                Короче становился день,

                Лесов таинственная сень

                С печальным шумом обнажалась,

                Ложился на поля туман,

                Гусей крикливых караван

                Тянулся к югу, приближалась

                Довольно скучная пора;

                Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин.Из романа «Евгений Онегин», гл. IV.)

Загадки:

                Выше леса, выше гор

        Расстилается ковер.

        Он всегда-всегда раскинут

        Над тобой и надо мной,

        То он серый, то он синий,

        То он нежно-голубой.

(Небо.)

Дидактическая игра «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

Эмоционально-дидактическая игра «Зверинец».

Цели: развивать коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов; способствовать снятию телесных зажимов.

Ход игры. Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая – зрители. Они гуляют по «зверинцу», отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 8

Наблюдение за специальным транспортом

Цели: расширять знания о специальном транспорте;

 обогащать словарный запас.

Ход прогулки

Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

«01» — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.                  

                                                                    В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие специальные машины вы знаете? («Скорая помощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)
  • Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)
  • Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

 ♦ Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

♦Почему? (Они спешат на помощь людям.)

Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижные игры

«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему».

Цели:        упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом;

 упражнять в подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 9

Наблюдение за изменением температуры в течении дня

Цели:Развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе: воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.

Педагог и дети поворачиваются к солнышку, протягивают руки, греют их, Педагог просит охарактизировать погоду, используя в речи как можно больше прилагательных (осенью ночи становятся прохладными, а день ещё теплый; отметить вместе с детьми по термометру температуру воздуха и разницу температур утром и в дневное время, записывать ее).

Примета: багровые зори - к ветру.

Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвет, и льет и снизу метет»;

«Осень велика – зима долга».

Стихотворение:

Потемнели ветви, от воды туман,

Гонит тучи ветер из холодных стран.

Осень на излете, лес промок насквозь

Клюкву на болотах ищет старый лось.

                                                                А. Степанов

Загадка:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек, Я ….. (Осень)

Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цели: Учить вслушиваться в звучание слов: упражнять  в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Подвижная игра «Меняемся местами».

Цели: Учить действовать в команде; развивать  внимание, ловкость

Трудовая деятельность

Сбор сухих веточек.

Исследовательская деятельность

Опыт «Солнце высушивает  предметы»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Индивидуальнаяработа.

Учить детей перебрасывать мячи друг другу двумя способами (расстояние 4 м)

Свободная деятельность

                                       Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 10

Наблюдение за туманом

Цели: Расширять представления о многообразии живой и неживой природы; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, видеть многообразие  примет осени.

Дать детям представление, что туман - это природное явление, когда из-за перепадов температуры частицы влаги повисают над землей, а при нагреве воздуха солнцем влага опускается на почву – туман проходит.

- Что такое туман? (При густом тумане ничего не видно, как будто разлит кисель; чем дальше предметы, тем более расплывчаты их очертания)

Приметы: Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; теплая осень – к долгой зиме.

Поговорки и пословицы:«Холоден сентябрь, да сытен»; «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».

Стихотворение:

До будущего лета

Уходит тихо лето, одетое в листву,

И остаются где-то  во сне иль наяву:

Серебряная мушка в сетях у паука,

Невыпитая кружка парного молока

И ручеек стеклянный. И теплая земля.

И над лесной поляной жужжание шмеля.

Загадки:

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?  (Осенью)

Малые детки сидят на ветке,

Как подрастут – на землю упадут.  (Семена.)

Дидактическая игра«Найди себе пару».

Подвижная игра «Замри»

Цель:Учить понимать схематические изображения позы человека.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Трудовая деятельность

Уборка территории участка, поощрять инициативы детей.

Индивидуальнаяработа.

Формировать правильную осанку; умение осознанно и творчески выполнять движения.

Свободная деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 11

Наблюдение за росой

Цели: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.(стало ночью прохладно – появилась роса, пригрело солнце – роса испарилась).

Обратить внимание, что красивые серебристые капельки лежат на траве и земле..(Нужно потрогать и определить на что похожа роса.)

Роса – это капельки влаги, которые за ночь собираются на поверхности растений и почвы; при попадании солнечных лучей они переливаются всеми цветами радуги, как драгоценные алмазы; через некоторое время влага испаряется, роса пропадает.

Приметы: Ночью был иней – к ветру; роса ночью выпала обильно – не будет ни грозы, ни ливня;

Загадки:

Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса)

Дидактическая игра

Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

Подвижная игра: «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».

Цель: Развивать сообразительность и наблюдательность детей.

Сбор засохших растений

Учить перебрасывать мячи друг другу двумя способами (расстояние 4м)

Самостоятельная деятельность детей

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 12

Наблюдение за растениями на огороде

Цели: Учить называть растения, которые растут на огороде.

Вопросы: Что изменилось на огороде? Что здесь выращивают? Какие овощи были посажены? Что можно из них приготовить? Все ли растения есть на грядках? Если некоторые убраны, то какие? (Картофель, кабачки, болгарский перец).

Приметы:  Много одежек на луковицах – быть холодной зиме.

Поговорки и пословицы: «От сентября к лету поворота нету»;

«Срубили кусты- прощай, птицы!»; «Лук от семи недуг».

Стихотворение:

Огород

Осенью нас согревают         В огороде поспевают

Солнца желтого лучи.          Разные овощи.

Неказиста шишковата, а придёт на стол она-

Скажут весело ребята : «Ну, рассыпчата, вкусна!                           (Картофель)»

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах; развивать фантазию.

Труд на участке.

Цель: формировать осознанное стремление поддерживать порядок на участке

Индивидуальная работа.

Учить детей прыгать на двух ногах через шнур.

Самостоятельная деятельность на участке

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 13

Наблюдение за небом

Цель: Расширять представление о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, расширять знания о небесных светилах.

Как меняется цвет неба осенью?  Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что сверху оно темно- голубое, а к краям становится светлее. Его стало как бы побольше из-за того, что многие деревья стали терять листву и сквозь их ветки просматривается небо.

- Что (кроме облаков)видно на небе днем и ночью? (Небесные светила: днем Солнце, ночью - Луна и звезды)

Расскажите о красоте вечернего неба. Сколько красок на небе при заходе солнца?

Что вы наблюдаете , когда вечером идете домой? (Солнце садится за горизонт, звезд и Луны ещё не видно)  

Приметы: На небе несколько дней видны белые облака- к похолоданию; ночное небо звездное – будет солнечная погода; луна в тусклой дымке – ненастью.

Поговорки и пословицы:

«Холоден батюшко сентябрь, да кормит горазд»; «Сентябрь без кормов не бывает.

Загадки:

Махнула птица крылом

И покрыла весь свет черным пером.  (Ночь)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий, то он нежно – голубой.  (Небо)

Стихотворение:

Вот и лето прошло пролетело,

                     Сколько радости было в нем!

                     Сколько счастья, тепла и света

                     Было в радостном лете том.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать  слуховое внимание.

Подвижные игры «Замри!,   «С кочки на кочку»

Исследовательская деятельность

Опыт «Свойства мокрого песка»

Цель: Познакомить со свойствами песка.

Материал: песок, формочки.

Индивидуальная работа Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 14

Наблюдение за грибами на экологической тропе

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Ход наблюдения

Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Как увидим, что он близко —

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко —

Белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Грибы — удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.

Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

  • Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята — съедобные, а несъедобные — бледная поганка, мухомор.)
  • Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя — можно отравиться.)

♦        Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления -долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Пони, что грибы очень нужны в природе».

♦        Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру,  солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

«Мяч водящему».

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Свободная игровая деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 15

Наблюдение за солнцем

Цель: расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.

Ход прогулки.  Наблюдение за теплыми лучами солнца  (зарядиться энергией солнца). Каково значение солнца для живых организмов? Что будет, если Солнце внезапно погаснет.

Примета: солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится.

Поговорки и пословицы: «Батюшка сентябрь не любит баловать»; «В сентябре крепче держись за кафтан».

Стихотворение:

Солнце отдыхает

Раньше всех на свете солнце встало,

             А как встало – принялось за дело:

             Обошло всю землю. И устало,

             Отдыхать за темным лесом село.

             Если вдруг найдешь его в лесу ты,

             Там, где на траве туман и сырость,

             Не буди: у солнца сон минуты,

             Не шуми : весь день оно трудилось.

Исследовательская деятельность

Опыт «Радуга»

Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход опыта: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом.

Ловит  зеркалом  солнечный луч и направляет его на стену.

Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет  роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга?»

Что такое дуга?

Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу , а самолета она кажется кругом.

Дидактическая игра «Не ошибись!»

Цель: развивать быстроту мышления; закреплять знания о том , что дети делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток (или действия детей) Дети должны ответить одним словом: «Завтракаем» или «Умываемся.» (или назвать часть суток)

Подвижная игра «Не дай мяча водящему»

Цель: развивать быстроту  движений, ловкость.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: Прыжки с разбега  с доставанием до предмета.

Свободная игровая деятельность

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 16

Наблюдение за заходящим солнцем.

Цель: расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.

Ход прогулки. Отметить, что вечером солнце не так сильно печет, становится прохладней, его лучи только скользят по поверхности земли, не нагревая ее. Что делали летом дети после детского сада? А сейчас?   (Стало раньше темнеть, мы идем домой.)

Подвижная игра «Кот на крыше».

Цель: развивать у детей ритмичную, выразительную речь, координацию движений, автоматизировать произношение  звука (ш) в связном тексте.

Ход игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих – водящий. Он «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и грозя пальцем, говорят хором в полголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!

                               Кот сидит на нашей крыше.

                               Мышка, мышка берегись

                               И коту не попадись!

 После этих слов  «кот» просыпается , говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышиная норка»  отмечена чертой. «Кот не имеет забегать за черту. Пойманная «мышь»» становится «котом».

Дидактическая игра «Найди себе пару»

Цели: Учить вслушиваться в звучание слов: упражнять  в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Подвижная игра «Меняемся местами».

Цели: Учить действовать в команде; развивать  внимание, ловкость

Трудовая деятельность

Сбор сухих веточек.

Исследовательская деятельность

Опыт «Солнце высушивает  предметы»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревает ли предметы вечером?

Индивидуальная работа.

Учить  прыгать на мягкое покрытие  с высоты  до 40 см, мягко приземляться.

Самостоятельная деятельность детей

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 17

Наблюдение за отлетом  насекомоядных  птиц

Цель: Продолжать знакомство за многообразием птиц; расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах; уточнить особенности внешнего строения вороны; формировать умение  устанавливать причинно- следственные связи между живой и неживой природой.

Ход прогулки.  Понаблюдать как птицы собираются в стаи, стремительно  носятся в воздухе, упражняясь  перед дальним полетом.

Вопросы:

- Почему же птицы улетают, и почему не улетают не все птицы? (Осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят неспешно, делая большие остановки. В первую очередь улетают молодые  птицы , а более выносливые задерживаются.)

- Чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов?

(Осенью стало холодно, насекомые исчезли, они были основным кормом  птиц.)

Приметы: Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой; поздний отлет птиц – к теплой зиме.

Поговорки и пословицы: «Всякая птица  своим пером гордится»; «Всякая птица своим клювом сыта».

Стихотворение:

Журавли

М.А Познанский

Загадки:

Всех прилетных птиц черней, враг личинок, друг полей,

Взад- вперед по пашням вскачь, а зовется птица … (грач)

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона).

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).

Цель: закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Педагог  называет птиц вперемешку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. (воробей, лебедь, муха, ворона и т.д.)

Подвижная игра  «Гуси-лебеди»

Цель: развивать ловкость, гибкость.

Трудовая деятельность

Уборка территории участка, поощрять инициативы детей.

Индивидуальнаяработа.

Формировать правильную осанку; умение осознанно и творчески выполнять движения.

Самостоятельная деятельность детей

Подготовительная группа СентябрьNA01472_

Карточка№ 18

Рассматривание почвы

Цель: Формировать представления о значении почвы в природе, ее связи с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми , обитающими в почве и их приспособленностью к жизни в такой среде.

Ход прогулки. Обратить внимание детей на то что все растения растут в земле.

Вопросы.: Что такая земля? Из чего она состоит?

Рассматривание компонентов почвы (корни, засохшие листья, части растений, насекомых). Почему растения не растут на тропинках?  (Земля твердая , утоптанная.) Воспитатель рассказывает об обитателях подземного царства.

Исследовательская деятельность

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий..

Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая  (ее нагрело солнце), сухая  (рассыпается в руках), цвет (светло- коричневая).

Приметы: в сентябре много тенетников- к долгой , сухой осени; чем суше и теплее сентябрь , тем позднее наступит весна.

Поговорка: «С сентября и лист на деревьях не держится».

Стихотворение:

       Чтобы корни всех растений под землей дышать могли,

       Хорошенько нужно землю прополоть и разрыхлить.

Загадка:

В землю тянутся глубоко, поливать их надо строго.

Засыхать им не давай, не получишь урожай.  (Корни)

Дидактическая игра   «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Один ребенок загадывает животных, а другие должны  отгадать их по описанию: «Ползли два жука.  Один красненький с черными точками, другой черненький…»

Дидактическая игра «Расскажи без слов»

Подвижная игра «Мяч водящему»

Цель: развивать умение детей бросать и ловить мяч.

Труд на участке. Окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников.

Свободная игровая деятельность

Подготовительная группа NA01472_

Сентябрь

Карточка№ 19

Нахождение осенних примет

Цель: - развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

   Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

 Прочитать стихотворение:

СЕНТЯБРЬ

В этот месяц, что ни год,

В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою,

Ярких астр букет несет.

Загадать загадку:

Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.

(Сентябрь.)

 Обратить внимание детей на погоду, предложить найти признаки осени в окружающей природе. (Стало прохладней, на небе часто появляются облака, на некоторых деревьях появились желтые листочки.)

Пальчиковая игра «Здравствуй, Осень!»

Попеременно в такт чтению соединяем большой пальчик с указательным, средним, безымянным, мизинцем и наоборот.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке и возле него: уборка мусора, веточек, упавших листьев.

Подвижная игра «Лошадки» (ОД – бег)

Играющие разбегаются по всей площадке, и по сигналу воспитателя: «Лошадки!» - бегут, высоко поднимая колени. По сигналу: «Кучер!» - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Можно повторять один и тот же сигнал подряд.

Подготовительная группа Сентябрь

Карточка№ 20

Многообразие формы и цвета листьев

Цели: - продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира;

            - учить различать растения по внешнему виду;

            - воспитывать любовь к природе, желание ее лучше узнать.NA01472_

 Обратить внимание детей на растительный мир, на его разнообразие и красоту.

 Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске и форме, расположению прожилок.

 Вспомнить, какую функцию несет лист в растении (лист – орган воздушногопитания и дыхания растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные (у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку.)

Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению.

Приметы:

  • Поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме;
  • Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное (в кругу с мячом).

Подвижная игра «Охотник и зайцы» (ОД – прыжки, метание)

Цель: – учить метать в подвижную мишень.

На одной стороне находится «охотник», на другой, в обручах, - по 2-3 «зайца».

«Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «Выбежали на поляну зайцы», они прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «Охотник!» «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого он попал, считается подстреленным, и «охотник» уводит его в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей и родителей «Как на нашей улице» (Осенний праздник , старшая группа.)

Использование народных прибауток, потешек, песен в представлении (в диалоге участвуют дети и взрослые)....

Конспект непрерывной образовательной изобразительной деятельности на тему «Наша улица осенью»

Конспект непрерывной  образовательной изобразительной деятельности  на тему «Наша улица осенью» для средней группы. (нетрадиционное рисование пленкой с пузырьками)...

сценарий Осеннего праздника на улице " Осеннее путешествие" для разновозрастных групп детского сада.

Сценарий осеннего праздника"Осенее путешествие" -праздник встречи Осени. Дети путешествуют по разным станциям, встречаю  сказочных героев.Вместе с ними  танцуют, играют в весёлые и...

ИГРЫ НА УЛИЦЕ ОСЕНЬЮ

Игры на улице осенью...

игровое занятие на улице "Осенний листок"

Задачи: - совершенствовать навыки восстановления тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, величине, форме;- формировать умение составлять группы  из однородных предметов;- закр...

сценарий осеннего развлечения на улице "Осень, милая,шурши!"

Сценарий осеннего развлечения на улице для детей младших групп...

сценарий осеннего развлечения на улице "Осенние встречи"

Сценарий осеннего развлечения на улице для детей среднего возраста...