Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Кирейчева Елена Васильевна

Консультация для родителей

«Речевой этикет ребенка»

 

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, кода с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевой этикет ребенка»

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, кода с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода, бранные, тем более нецензурные слова.

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке.

Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения.

А часто ли вы обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имен собственных в пренебрежительный форме: Колька, Анька, Ленка и т.п. этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующие данной языковой форме отношения. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения.

Нередко родители любовно называют своего сынишку или дочку не иначе как Вовка, Катька.

Ребенок конечно не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка.

Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших.

         Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова « здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с зыбкой.

Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то учреждений службы быта, если з ы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами?

Слова - приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

Такие слова, как «здорово», «чао», «здрасте», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут поникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным словам вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.

Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение. Например:»Мама, разреши взять твою косынку?», Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, І вежливая форма почти гарантирует успех.

«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам.

Но есть еще и слово «спасибо», которое ребенок может усвоить уже к двум годам.

«ТЫ» или «ВЫ».

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству кроме родителей, бабушки, дедушки - самых близких родных).

 В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «вы». Эта устаревшая форма почти не встречается в наше время; современной семье больше соответствует обращение членов семьи друг к другу на «ты». Бабушку и дедушку, особенно если они живут в отдаленной местности и редко встречаются с внуками, случается, называют и на «вы». Все зависит от желания старшего поколения.

Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях «мамка», «папка» - обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа», не избегая, конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка».

А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка», «бабуся», «дедуся» или «баба», «дед».

Уже говорилось о значении примера родителей в овладении ребенком правилам речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот, например, широко распространенные в последнее время обращения к незнакомому человеку по признаку пола режут ухо многим из нас. Как часто мы слышим: «Женщина, вы уронили перчатку», «Мужчина, передайте, пожалуйста, на билет» и т.п.

Таким образом заполняется образовавшийся вакуум: ведь распространенные после революции обращения «товарищ», «гражданин», «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы, если в контакт вступают люди разного возраста. (К счастью, в последнее время стали употреблять слова «сударь», «сударыня», «господа»...Но эти слова еще с трудом входят в наш лексикон.) неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим их из уст ребенка: «Женщина, вы последняя?». А ведь дети дошкольного возраста в этом отношении находятся в выигрышном положении: вполне уместно, если они обратятся со словами «тетя» и «дядя».

Можно посоветовать ребенку использовать такие выражения: «Скажите, пожалуйста» или «Извините, пожалуйста» - и затем изложить свою просьбу или вопрос.

Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же не или выдуманными.

         Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй», «негодник», эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с тему, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Консультация для родителей

Поговорим о красоте поведения.

Пожалуй, нет таких родителей , которые бы не хотели , чтобы их малыш выглядел привлекательно. Сколько прикладывается стараний, чтобы его со вкусом одеть и красиво причесать. И как тешим мы свое родительское тщеславие, когда, замечаем , что наше дитя становится предметом всеобщего внимания! Однако не всегда помним , что привлекательность ребенка не только в красивой одежде, но в красоте его поведения. Действительно, какими бы внешними данными ни обладал ребенок, но если он не умеет вести себя, мешает людям криком и шумом, не знаком со словом “пожалуйста” , перебивает разговор взрослых, лезет в нос пальцем , забыв о носовом платке в кармане, то конечно , такой ребенок производить не приятное впечатление. О нем говорят: невоспитан.

Определение “невоспитан” иногда мы относим и к взрослым, к тем кто не считается с общепринятыми нормами общежития , нарушает удобства окружающих, проявляет бестактность. Дефицит культурного воспитания сказывается и в другом. Не зная как держать себя на людях , человек чувствует себя скованно , неуклюже , движения его неловки, угловаты, ему “ некуда деть руки” , непринужденно держаться , правильно есть, боится попасть в неловкое положение! Случается , что даже образованные люди не всегда обладают навыками элементарной культуры.

Воспитанность не образуется сама по себе : само определение “воспитанность” говорит о том , что это результат долгой и упорной шлифовки человека.

Известно, что любые черты , которые мы хотим видеть в сыне или дочери , когда они станут взрослыми , закладывается в детстве. Именно поэтому А.С.Макаренко указывал на то , что “культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности , когда , он только что хорошо видеть , слышать , кое как говорить”.

К сожалению , иные родители считают , что вежливость , сдержанность , хорошие манеры- это удел взрослых , и поэтому говорят : “Все придет с возрастом , пока что с него спросишь. Ведь ребенок!”

А тем временем ребенок растет , не зная даже самых элементарных и доступных для него законов приличия. Например, что, встретившись в дверях со взрослым , надо посторониться , уступить место; что, в вагоне , пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично; что с бутербродом или мороженным заходить в магазин , где много народу , нельзя - можно посторонним испачкать платье ; привлекать внимание окружающих громкими разговорами- признак невоспитанности. И еще многого ребенок не знает... В общем в дальнейшем вырастает , как говорят , “неотесанный” человек , который немало докучает окружающим своим неумением вести себя.

 

Конечно, пока ребенок мал, изъяны воспитания не так уж и заметны. Ведь мы многое склонны оправдывать в его поведении так называемой детской непосредственностью. Но зато как бросаются в глаза эти изъяны воспитания , когда наш малыш незаметно для родительского глаза стал подростком! Мы вдруг обнаруживаем : повзрослел, возмужал, стал говорить басом , но, увы , по-прежнему не знает, как вести себя : в общении с окружающими категоричен , а то и дерзок , за столом неуклюж , в общественных местах ведет себя так, будто рос в джунглях... Мы краснеем : откуда дурные манеры?

Кому из нас не доводилось , видеть , как подросток ( косая сажень в плечах), удобно устроившись на сиденье в автобусе старается не замечать , что надо бы уступить место тем , кто постарше . Например, женщине , что стоит рядом или пожилому мужчине . И ведь - что самое удивительное в данной ситуации - юный “рыцарь” даже не подозревает , что он выглядит смешным , потому что поступает не по- мужски . И уж совсем достоин не только презрения , но и сожаления тоже , кто грубит , вступает в перебранку , привлекая внимание посторонних . Ведь он также не понимает , что , нагрубив другому , он унизил не его , а в первую очередь самого себя : ведь этим самым он демонстрирует свое бескультурье и недалекий ум. ... Культура поведения. В основе она имеет глубоко социально нравственное чувство - уважение к человеку , к законам человеческого общежития . Хочешь , что уважали тебя , - уважай других , веди себя так , чтобы не вызывать у людей осуждения , неприязни . Ведь культура человеческих отношений - дело не только личное , но и общественное .

В воспитании дошкольника нельзя учитывать , что способы поведения не формируются изолированно от общего развития личности. Конкретные представления о красоте поступков усваиваются растущим человеком вместе с опытом , вместе с накапливанием багажа нравственных понятий . Однако накапливание нравственных у маленького ребенка происходит медленнее , чем усвоение внешних форм поведения.

В этом некоторая сложность воспитания , с которой нельзя не считаться . Потому -то так важно своевременно прививать ребенку хорошие манеры , одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысления. Необходимо иметь в виду , что внешние и внутренние формы поведения взаимозависимы : если от ребенка требуют соблюдения внешних форм поведения , то непременно в какой- то мере влияют и на его внутренний мир. Тем более если мы прививаем ему внутреннюю культуру , то обязаны научить его и внешним способом выражения , которые даже тогда , когда еще не осмыслены малышом , все же дисциплинируют его, обязывают к сдержанности. Ведь если отрицательные способы поведения становятся “второй натурой “ , то постепенно огрубляют , обедняют и его внутренний мир . Отсюда вывод: пренебрегая или запаздывая с формированием внешних форм поведения , можно упустить воспитание внутренней культуры ребенка.

 

Все мы хотим . чтобы наши дети были хорошо воспитаны , умели вести себя красиво, нравственно , выросли культурными людьми . В этой связи особую роль играет пример взрослых: культуру поведения ребенок , как известно , начинает усваивать прежде всего подражая окружающим . Не зря говорят : дети- зеркало родителей. Их манеры, привычки, жесты, способы общения ребенок перенимает тогда , когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему неплохо бы почаще обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш собственный пример?

С самого раннего детства важно формировать такие способы поведения , которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности , содействовали общему развитию и воспитанности.

Что же именно следует иметь в виду. Прежде всего не забывать о воспитании у ребенка сдержанного поведения , умения вести себя в общественных местах, не привлекая внимания окружающих, считаться с удобствами старших. Ведь он будет жить не один на свете , а среди людей и обязан с ними строить отношения соответственно общепринятым нормам.

Нужно учить ребенка культуре человеческого общения - проявлять к взрослым вежливость, предупредительность , внимание .

Вежливость... Принято считать ее одним из признаков воспитанности , она делает человека привлекательным , вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. В ней выражается умение общаться с окружающими людьми.

Задача взрослых - добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим . Иначе она перестает быть признаком нравственного поведения . Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью. Нельзя, например , считать ребенка вежливым только потому , что он по нашему напоминанию благодарит или уступает место старшему. Так он должен поступать и в наше отсутствие , и в любых жизненных ситуациях. Деликатность - сестра вежливости ... Тот, кто деликатен , не доставит неудобства окружающим , не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство . Основы деликатности уходят глубокими корнями в детство. Вот почему уже четырехлетнему малышу вполне уместно напоминать :"Не шуми - видишь спит малыш в коляске”, “Если утром проснулся раньше всех , веди себя тихо” , в выходной день дай папе поспать подольше и т.п.

Предупредительность... Оказывать услугу, помогать окружающим из внутренних побуждений -этому не научить ребенка , если в нем не заложены нравственные начала, ибо в основе предупредительности добрые чувства. Скромность... Это ценная черта личности, начала которой формируются в детстве и надо ли доказывать , что культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством, не выпячивая свое «я».

 

Формировать у ребенка умение быть скромным , считаться с удобствами окружающих, не допускать развязного поведения , в особенности в общественных местах , поступать хорошо не ради похвалы , а потому , что иначе быть не может , - одно из непременных условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения.

Общительность... В ее основе всегда присутствуют элементы дружелюбия, доброжелательности, приветливости к окружающим .А это, как известно, одно из непременных условий в выработке у детей культуры взаимоотношений , поведения в целом.

Общительные дети обычно отличаются дружелюбием , умением находить контакты со сверстниками, поддерживают общение со взрослыми. Такие дети испытывают удовольствие от совместных игр, занятий. Они с готовностью уступят игрушку товарищу лишь бы быть рядом с ним .Проявить доброжелательность для них естественнее, чем дерзость, редкость. В этих проявлениях - источник уважения к человеку. На этой основе легче прививать культуру взаимоотношений.

Стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения. Целесообразно , например, разъяснять ему правила , связанные с соблюдением чистоты и опрятности, правила , помогающие строить отношения со сверстниками окружающими людьми, правила вежливости, поведение за столом, в общественных местах и

др.

Хорошо , чтобы в оценках родителей детского поведения ребенок слышал” добрый”, “ вежливый”, “услужливый”, “ предупредительный”, “скромный”, “воспитанный”.

Полезно в конкретных жизненных ситуациях объяснить ребенку смысл этих оценок. Например: «Внимательный, отзывчивыми считают тех, кто умеет войти в положении другого, почувствовать, в чем нуждается, и определить, чем можно ему помочь . Вот так ты и поступил сегодня». Это помогает ребенку понять нравственный смысл своего поступка, положительно сказывается на формировании культуры поведения, имеющей в своей основе нравственные мотивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...