Игровые зоны дома
статья (подготовительная группа)

Игнатова Лариса Анатольевна

Материал по созданию игровых зон дома для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_zony_domaignatovai.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды дома для старших дошкольников».

Игнатова Лариса Анатольевна, воспитатель МДОУ 29, г. Серпухов Московская обл..

На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организацияпредметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организациипредметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В.Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнениюданных исследователей предметно-игровая среда должна объективно черезсвое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельностикаждого ребенка.

При работе с родителями в детском саду одним из наиболее важных направлений является максимальное вовлечение родителей в особенности работы в учреждении. Сюда входят как задачи работы и воспитательно-образовательные разделы основной и дополнительной программ, по которым работают педагоги группы, так и темы работы учреждения и педагогов. Это необходимо для обеспечения наиболее полноценного достижения поставленных целей и осуществления наиболее плодотворной педагогического работы с детьми, а так же для индивидуализации этого процесса, повышения заинтересованности родителей в совместной с педагогами деятельности.

Так, рассказывая родителям об игровых зонах и развивающем пространстве, необходимо представить как образец зонирование группы, рассказать, почему зонирование имеет преимущество при организации детской деятельности, в чём заключается это преимущество и как его создать дома.  

При этом можно использовать такие формы работы, как:

- сообщение (сообщение с презентацией);

- введение в проблемную ситуацию;

-элементы мозгового штурма;

- «круглый стол»;

-анкетирование с дальнейшим разъяснением;

- консультация;

-мастер-класс;

- мини-путешествие по группе и другие.

Наиболее эффективно, как показала практика, является сочетание различных представленных форм и их элементов. При этом в качестве подготовительной работы может осуществиться предварительное анкетирование или игровые упражнения.

Не менее эффективным является небольшая квест –игра в детско-родительской группе, в которой ребёнок является советчиком или проводником по игровым зонам группы. Правда, осуществить такую игру в массовой группе затруднительно из-за большого количества участников, но как вариант, всё же стоит принять во внимание.

Основная задача разделения на зоны состоит в том, чтобы создать в помещении увлекательную атмосферу, которую не захочется покидать — тогда дети будут часами сидеть у себя, не мешая взрослым заниматься повседневными делами. Успех этого проекта зависит от правильной организации игровой зоны.

Практическая часть.

Родителям предлагается заполнить небольшую анкету (см. Приложение 1.). Можно предложить заполнить анкету дома, а также провести анкетирование с презентацией непосредственно перед началом мероприятия.

В качестве дальнейшей беседы можно представить материалы для консультаций (см. Приложение 2,3).

Родителям нашей группы были предложено разделиться на четыре подгруппы, которым раздали  таблички с названиями развивающих зон, представленных в нашей группе: «Познавательно- исследовательская деятельность», «Музыкальная»», «Спортивная», «Театрализованная», «Художественно-эстетическая», «». Нужно было найти соответствующую зону в группе, подобрать необходимые атрибуты для пополнения уголков.

После этого подгруппы составили  план-схему размещения зон в комнате (уголке) для ребёнка в заданных педагогом условиях (где перечислялись: возраст ребёнка, его интересы, жилищные и социальные условия, наличие членов семьи), а затем представили эту схемы и рассказали, как и чем можно дополнить и оптимизировать наполнение уголков.

На следующем этапе сделали общие выводы и правила организации игровых зон дома.

Вначале родители неохотно и настороженно отнеслись к предлагаемой теме. В анкетировании старались ответить общими фразами, ссылаясь на стеснённые условия и т.д. Практическая часть объединила участников, которые достаточно быстро нашли все зоны, подобрали атрибуты, рассказали, где наиболее оптимально разместить подобные зоны у себя дома. Тема заинтересовала всех участников, обсуждение видов уголков и их наполнение заняло особое место при этом.

План-схемы составили быстро, подробно, учли все условия, но при этом признались, что дома мало у кого хватает времени, места и сил (а особенно воображения) для зонирования.

Можно предложить родителям обменяться практическим опытом организации игровых зон у себя дома, составить лед-книгу на тему: «Играем дома».

Заключение. Рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Его необходимо устроить так, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно всесторонне развиваться.

  Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол  (он может быть самый простой, с деревянной или пластиковой поверхностью), достаточно большой (оптимальный размер 50х70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого).

   Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из 2 – 3 полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей для игрового материала. Необходимо предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и т. д. Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком 70х70 см.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла, а также макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика),разнообразные транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволяют ребенку выстроить целый «игровой мир», игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

       Для конструирования понадобится  строительный набор из дерева или пластмассы (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Надо обзавестись также кнопочным конструктором типа «Лего».

       Для рисования и лепки  необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти, раскраски, альбомы с образцами поделок, орнаментов, рисунков, магнитная доска с магнитной азбукой, хорошо бы доска для рисования фломастерами, мелом.

       Дополнить уголок можно несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками. Понадобятся также разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.Нужны и более сложные настольные игры.

     На стеллаже отведите место для детских книг.

     Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

     Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из принципов:

игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);

игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности;

игрушки должны соотноситься с полом ребенка.

 Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

Создание игровых зон в домашних условиях, конечно же, требует от взрослых особого подхода, времени и пространства. Не все могут выделить для ребёнка отдельную комнату, обустроить её так, как хотелось бы им и ребёнку. Тем не менее, существует множество способов организации пространства для всестороннего развития  ребёнка с выделением или условным обозначением зон, наиболее интересных и важных для его развития в конкретный период времени. Конечно, для этого потребуется  творческий подход, фантазия, воображение, но, прежде всего, внимание и забота о ребёнке.Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развития. Чтобы ребёнок получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности, необходимо подготовить для него соответствующее место и оборудование, помочь организовать игру или деятельность. В совместной деятельности с ребенком взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения.Много возможностей развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками.

Основными критериями при организации игровых зон является:

 - безопасность;

- доступность и удобство размещения;

- соответствие возрастным и личностным особенностям и интересам;

- пластичность, пополняемость и т.п.

Разделение на зоны, или зонирование имеет важное преимущество, содействуя  развитию  дисциплинированности, классифицированию, любви к порядку и т.д.

Предметная среда организуется так, чтобы стимулировать всестороннее развитие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.

Приложение 1.

Анкета для родителей

«Создаём дома игровое пространство для детей»:

  1. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Игровое пространство  для ребёнка – это  …».
  2. Напишите, что  необходимо вашему ребёнку для игр дома.
  3. Как часто вы покупаете новые игрушки и игры (каждую неделю, каждый месяц, довольно часто, не так часто, как хотелось бы ребёнку)?
  4. Имеется ли у вашего ребёнка своя отдельная комната или уголок?
  5. Где располагаются игры, игрушки, книги ребёнка (на отдельных полках, ящиках, везде, вместе с другими вещами, в игровой комнате или уголке)?
  6. Как вы считаете, можно ли оптимизировать игровое пространство у вас дома? Как? Что вам для этого нужно? Что вам не позволяет достичь этого?

Приложение 2.

Консультация для родителей «Игровые зоны для ребёнка старшего дошкольного возраста».

        Педагоги и родителинередко обращаются к вопросам об организации игрового пространства. Однако игровое пространство чаще всего связывается с предметнымпространством, отождествляющимся с игровой средой.

Опираясь на исследования педагогов и психологов, мы попытались

обозначить игровое пространство детей, которое включает не только

предметы материального мира, но и воображаемые предметы.

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяетсяизучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов,П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев,

Д.Б.Эльконин).В игровуюпредметно - развивающую среду входят: игровое поле, то есть комната, участок, уголок,игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровыематериалы, необходимые для игровой деятельности детей.Можно сказать, что среда – это окружающиесоциально-бытовые, общественные, материальные и духовные условиясуществования ребенка. Предметная среда побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы являетсяматериальной средой мысли ребенка. Развитие ребенка напрямую зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где,в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит болееглубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято изжизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются теотношения, которые складываются у ребенка со взрослыми.Развитие творчества детей во многом зависит от позиции взрослого в игреребенка.Психологи показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимое

игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и

роль. Это пространство имеет особую, форму, часто не внешнюю, а игровую,воображаемую, то есть внутреннюю.Создание игрового пространства тесно связано с развитиемвоображения ребенка, а также появлением на основе воображения функциизамещения реального мира его игровым эквивалентом.

Организовывать игровое пространство в следует в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все игровые атрибуты должны быть доступны детям. Организация предметно - игрового пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, также предоставляет возможность для много - вариантных игр, как настольных, подвижных и сюжетно – ролевых.

Место для сюжетно-ролевых игр требует творческого подхода к оформлению.В игровой зоне оборудованной подобным образом представится хорошая возможность ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.

В уголке для обучения обязательно должен быть стол, за которым можно рисовать, лепить, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.

Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития, где найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории ребенка. Попробуйте выбрать фотографии из семейных альбомов, напоминающих о семье, близких, важных событиях или путешествиях.

Хорошо, если найдется место для живого уголка.

Музыкальный уголок поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.

А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области.

Организация зон позволяет структурировать пространство вокруг себя, приучает ребёнка к дисциплине, самостоятельности,  порядку.

О возможности хорошо бы организовать уголокэкспериментальной деятельности, художественной деятельности и творчества.

Периодическое обновление содержимого уголков позволяет поддерживать интерес ребёнка, стимулировать познавательную и творческую активность.

Приложение 3.

Консультация для родителей: «Комната моего ребёнка».

В первую очередь нужно определиться с тематикой детской комнаты. В этом наиболее важно учитывать такие важные моменты, как:

- возможности помещения;

- возраст и интересы ребёнка.

 Если ребенок старше пяти лет, у него уже появились свои интересы и увлечения, которые лягут в основу оформления интерьера. Родители часто допускают ошибку, выбирая стиль по своему усмотрению и навязывая ребенку свои детские нереализованные мечты. Любой психолог скажет, что такой подход подавляет личность малыша и не приносит ничего хорошего. Следующим шагом станет подбор колористической гаммы. Многие ограничиваются выбором цвета стен, не представляя, как интерьер детской будет выглядеть в комплексе. Тщательно продумайте всю схему целиком: оттенки ковра, штор, покрывала, мебели и декоративных элементов. Нейтральные обои подойдут и тогда, когда в детской планируется установить игровой комплекс, так как обычно их делают слишком яркими. Ну а чтобы стены не казались пустыми, можно оформить их на отдельные участки рисунками и тематическими наклейками.

 Ребятишки любят играть сидя на полу, поэтому чаще всего его застилают ковром или ковролином. Маленькие детские нередко покрывают светлым паркетом, деревянной доской или ламинатом, чтобы комната казалась больше и просторнее. В этом случае в игровой зоне кладут небольшой яркий коврик или мягкий игровой мат. В игровой зоне, вне зависимости от размеров отведенной под нее площади, обязательно должен быть ящик, комод или сундук для хранения игрушек. Финальное декоративное оформление детской — творческий этап, на котором нужно постараться использовать фантазию по максимуму. Ваша задача, создать в комнате особую атмосферу, попав в которую малыши будут переноситься в другой мир, полный интересных приключений и сказочных чудес. Если вам удастся воплотить идеи в жизнь, ваш ребенок никогда не забудет необыкновенную игровую комнату, созданную руками любящих родителей. Комната ребенка – это надежное убежище, которое скрывает в себе целый мир, это маленькое королевство для больших мечтателей. Удивительную атмосферу создает оригинальная детская мебель, которая должна полностью соответствовать темпераменту вашего чада. Существует несколько правил её грамотного выбора: комфорт и удобство использования – малыш должен с легкостью осуществлять манипуляции мебелью. Шкафчики должны закрываться и открываться без усилий, стульчик ребенок сам должен уметь пододвинуть к письменному столу и т.д.;

- безопасность, в том числе и экологическая – отсутствие острых углов и деталей, о которые можно пораниться, натуральность материала;

- соответствие полу и возрасту.

Кстати, что касается последнего пункта, то здесь может быть полезной модульная детская мебель. Это отличный вариант для тех родителей, которые подходят с практичностью к вопросу дизайна комнаты для своего чада. Ведь красиво смотрится выдержанный в одном стиле и цветовой гамме интерьер.

Конечно, игровая зона, устроенная дома, не сравнится с общественными по масштабу и разнообразию аттракционов. Зато она обладает одним существенным преимуществом – для того, что бы отправить туда ребенка и заняться собственными делами, не нужно никуда ехать.

Главное в игровой зоне не столько оригинальность и разнообразие, сколько безопасность. Падения составляют часть детских развлечений, поэтому обеспечьте пол и стены игровой зоны мягким покрытием. Игровые элементы типа качелей, горки, игрового домика или баскетбольного кольца не должны иметь острых углов и грубых швов. Лучшими материалами для оснащения игровой зоны являются натуральные, если же нужный вам элемент существует только в синтетической версии, обязательно проверьте сертификат качества. Такой же проверке следует подвергнуть и игрушки – чем младше ребенок, тем более он подвержен аллергическим реакциям на некоторые синтетические материалы и красители.

Так же, как детская комната, игровая зона должна расти вместе со своим владельцем. Для ребенка, не достигшего четырехлетнего возраста, для игровой зоны достаточно отвести честь комнаты – к примеру, столовой или гостиной, так вы сможете время от времени поглядывать на малыша, не отрываясь от домашних дел. Для наполнения такой игровой зоны достаточно бассейна с шариками и мягких игрушек

В общем-то, предметов и мебели очень много и для того чтобы занимаясь каким-либо одним делом, не пришлось отвлекаться, придётся сделать зонирование комнаты для ребёнка. Зон будет несколько: спальня - где стоит кроватка и возможно прикроватный столик. Спортивный уголок с инвентарём. Игровая зона с ящиками, коробками для игрушек. Гардеробная. Уголок отдыха. Рабочая зона, где делают уроки, работают на компьютере. Вот как много зон, которые следует отделить друг от друга. Тем более придётся всё разделять, если дети и родители спят в одной комнате. Тем более придётся всё разделять, если дети и родители спят в одной комнате. Рано или поздно всем понадобится своё, хотя бы крошечное пространство.

Если не имеется в квартире дверей, проёмы драпируются шторами. Разграничение тоже не представляет особых трудностей. Все зависит от финансов и полёта фантазии. Либо ставят перегородки, либо ширмы, которые легко переставляются с места на место. Также вешаются портьеры, ткань, заменяющие стену, перегородку. Все зоны отделять и не обязательно, можно уделить внимание какой-то одной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотографии "Игровые зоны группы"

Ребёнок живёт в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль. Именно поэтому важно учитывать каждую мелочь приоформлении группы....

Мобильная игровая зона "Автотрасса"

Все мальчишки любят катать машинки по дороге, но магазинные автотрассы часто ломаются и быстро приходят в негодность, что и говорить о высокой цене таких игрушек. Мое хобби – изготовление пиньят для д...

Игровая зона " Магазин"

Средняя группа...

"Игровые зоны".

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию пример оформления игровых зон в группе детского сада. Мои игровые зоны представлены героями детского мультфильма "СМЕШАРИКИ"...

Презентация "Игровые зоны дома"

Презентация к сообщению "Игровые зоны дома"...