презентация Родительский университет- современная форма работы с родителями
методическая разработка (старшая группа)

Василенко Елена Геннадьевна

формо                         Эффективной формой работы с  родителями в нашей группе стал Родительский Университет, построенный на принципе партнерского взаимодействия, определенный ФГОС.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 слайд        МБДОУ «Филимоновский детский сад» Родительский университет- современная форма работы с родителями Василенко Елена Геннадьевна Воспитатель  Первая квалификационная категория              

  1. слайд              Актуальность                                                                                                                                                                

ДОУ — целая эпоха в жизни ребенка,  новый этап его социализации, его личностного развития к которому важно подготовиться и  педагогам  и родителям.

Современные родители находятся в большом  информационном поле ( эксперты, психологи, педагоги, врачи, реклама, глянцевые журналы, товаропроизводители, специализированные издания), которые предписывают как стать правильным родителем, как заботиться о ребенке, как развивать и воспитывать его, но проблем не становится меньше:   дети не слушаются родителей, проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи и т.п. Увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой информации  на практике. К сожалению, не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству. А это значит - родители пока не видят в дошкольном учреждении помощника и консультанта в воспитании их детей.

Образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество дошкольной организации с семьей.

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества педагогам ДОУ необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества в соответствии с ФГОС является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого воспитатели образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, мастер-классы, педагогическая гостиная, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к участию в игровых тренингах и т. д.). Я решила объединить некоторые формы работы в одно целое, и теперь комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал РУ, построенный на принципе партнерского взаимодействия, определенный федеральным государственным образовательным стандартом.

Теоретической основой для организации родительского университета послужили работы В.А. Петровского, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, в которых обозначены последовательные этапы организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей.

  1. слайд                                                                                                                                                          РУ создан с целью установления( взаимодействия )сотрудничества детского сада и семьи для целостного развития личности ребенка

Задачи определяют создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формирования и развития личности ребенка, его успешной социализации. установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Цель: установление( взаимодействия )сотрудничества детского сада и семьи, обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника.

Задачи: Создать условия  для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе общения  

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.  

Формировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства.

Выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье.

Расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

4 слайд

Основные функции РУ: Информационно - образовательная (повышают уровень психолого-педагогических знаний родителей); Организационно - коммуникативная (позволяют общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком); Социально-терапевтическая (поддерживают в трудных жизненных ситуациях);Воспитательная

5 слайд

 Работа РУ построена на данных принципах и направлениях, которые способствуют более продуктивной деятельности между всеми участниками образовательного процесса, делая нас союзниками.

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников: добровольность и открытость; соблюдение педагогической этики; конфиденциальность; доброжелательность, развивающий диалог; научность; педагогическая компетенция; обратная связь.

Основные направления деятельности РУ

- пропаганда положительного семейного воспитания;

- развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия;

 - повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;

 - оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции;

6 слайд    Деятельность работы РУ

Тематика РУ может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Планирование работы строится по результатам опроса родителей.

РУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ продукт деятельности каждого заседания :модели, пособия, пополнение предметно развивающей среды и т.п. 

Решения РУ для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Заседания РУ проводятся 2 раз в квартал и по мере необходимости.

В работе РУ принимают участие различные специалисты ДОУ: учитель-логопед, педагог-психолог,дефектолог, медработник, воспитатели и родители воспитанников .

7 слайд

Процесс взаимодействия с родителями организовывается таким образом, что все участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения и решения проблем, причем каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, своим семейным или педагогическим опытом, услышать разные мнения.

Для меня стало  важным  повышения педагогической культуры, компетентности родителей. А компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. Поэтому девиз нашего РУ «Хочешь изменить мир – измени себя»

Формы работы РУ: Круглый стол, групповые дискуссии. Консультация. Презентация. Деловая игра. Тренинг. Семинары – практикумы. Обмен опытом семейного воспитания. Просмотры по организации жизни детей. Организация совместной деятельности детей и родителей. Тематические выставки и др.

8 - 9 слайды

Формы работы с родителями

10 слайд

Структура заседания: психологическая разминка, способствующая  настрою на дальнейшую работу; проблемная педагогическая ситуация; обмен семейным опытом; теоретическая часть для родителей; совместная практическая деятельность родителей и педагогов; продукт деятельности заседания; рефлексия.

 Приложения, родительская библиотека, пособия, памятки, советы, рекомендации по теме и т.д.

На первом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используется игра, которая способствует  сплочению участников, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат

Начало второй этапа – это введение в проблему с использованием проблемной  педагогической ситуации 

Третий этап предполагает  — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе он обозначается как «консультация»)

Четвертый этап - Результатом работы РУ является некий продукт деятельности

 В конце заседания  проводим процедуру обратной связи -«рефлексию»

1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы :Чем полезна именно для вас данная встреча? Ваши пожелания на следующее занятие?

2)   Устная форма (продолжить фразу  «Работая с группой, я понял », или по кругу передается мяч, и участники поочередно отвечают на вопросы тренера)

11 слайд

 Программа заседания РУ « Хочу все знать!» Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Представляю вам программу заседания РУ « Хочу все знать!» Развитие познавательной деятельности дошкольников». Цель заседания: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей  в домашних условиях.

Используя разные формы работы участников РУ  были представлены особенности развития познавательной деятельности у детей, раскрыта ее суть.

Педагоги обучали  родителей игровым приемам и методам формирования познавательной деятельности у детей  дошкольного возраста. Участники РУ  продуктивно  пообщались между собой. 

Тема выступления

Форма

Время

ФИО выступающего

Должность

1

Введение в проблему

Вступитель-

ное слово

16.30

Василенко Елена Геннадьевна

Воспитатель

2

Дети и компьютер: польза без вреда здоровью

Сообщение

16.35

Оксана Михайловна Гумилова

Медсестра

3

 «Хочу все знать!»  (Проблемно - игровая технология в работе с дошкольниками)

Практические рекомендации Выставка

16.40

Львова Юлия Юрьевна

Воспитатель

4

Проектная технология в ДОУ

Рекламное сообщение Презентация

16.50

Василенко Елена Геннадьевна

Воспитатель

5

«ТРИЗ в детском саду и дома».

Методические рекомендации с элементами практикума

17.00

Клочкина Наталья Анатольевна

Педагог-психолог

6

Экспериментирование дома

Презентация

17.15

Кузнецова Оксана Сергеевна

Логопед

7

Познаем мир родного края 

(Обмен опытом семейного воспитания)

Видеозапись

17.30

Букова Наталья Анатольевна

Родитель

8

 «Играя, познаем вместе»

Дискуссия с практическими рекомендациями

17.40

Мячикова Антонина Валерьевна

Инструктор по ФИЗО

9

Образовательный продукт

Модель

17.50

Василенко Елена Геннадьевна

Воспитатель

10

«Дерево познания»

Рефлексия

17.55

Василенко Елена Геннадьевна

Воспитатель

12 слайд Продукт деятельности РУ

1.Создание модели  «Познавательная деятельность дошкольника в домашних условиях»

2.Семинар-практикум «Проектная деятельность дошкольника»

3.Приобретение  стола для рисования песком

 4.Экспериментальный стол «Вода- песок»

5.Акция «Энциклопедия детям»

6. Печатная продукция: памятки, буклеты

13 слайд «Модель познавательной деятельности ребенка в домашних условиях»

Результатом деятельности РУ на данном заседании стало создание модели познавательной деятельности ребенка в домашних условиях, которую получил каждый родитель с рекомендацией ее применения на практике. Модель наглядно отображает цель, стадии (факторы), познавательные процессы, формы работы и конечный результат.

«Модель познавательной деятельности ребенка в домашних условиях» Цель: создание оптимальных условий для познавательного развития ребенка в домашних условиях Формы работы: игра, прогулка, наблюдение, экспериментирование, беседа, разговор, чтение, решение проблемных ситуаций, ИКТ, просмотр телепередач, создание развивающей среды, коллекционирование, посещение музеев

Результат:  целостное  развитие личности

14 – 18 слайд  Продукт деятельности (фото)

Предлагалась печатная продукция: памятки, буклеты.

С этого года

 19 слайд  «Семейная минута славы»,

Итоговой формой сотрудничества с родителями в группе стало мероприятие «Семейная минута славы», в ходе которого каждая желающая семья  защищала свою семью, показав свой конкурсный номер. Семьями были представлены презентация, дефиле шляпок, танец, муз.номер, сценка, фокусы, чтение стихов собственного сочинения. С участием пап была проведена муз. игра «Теремок».

20 слайд     Диаграмма

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.

2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе.

3. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта.

4. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира.

5. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.

6. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

7. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Диаграмма   показала результат удовлетворенности родителей  работой РУ по критериям…

21 слайд

Для меня стало  важным  повышения педагогической культуры, компетентности родителей. А компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. Поэтому девиз нашего РУ «Хочешь изменить мир – измени себя»

В этом году по запросам родителей РУ начал работу в вопросах подготовки детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества; подготовки родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик".

 «Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...

Родительский Университет -современная форма работы с родителями в ДОУ

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, содержит анализ педагогического опыта родителей дошкольников....

Презентация "Современные формы работы с родителями"

Данная публикация познакомит родителей, педагогов с наиболее эффективными современными формами взаимодействия родителей и педагогов....

Презентация на тему: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

В данной презентации описаны задачи,актуальность и различные формы работы с родителями дошкольников...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Презентация: "Современные формы работы с родителями детей раннего возраста"

Формы работы с родителями детей раннего возраста: используемые современные формы работы с родителями детей раннего возраста способствуют  повышению психолого- педагогической культуры родителей; п...

Родительский клуб "Семицветик" (Современные формы работы с родителями)

      В рамках проекта Родительского университета в нашем детском саду с 2019г.  активно используется форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленно...