ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Юманова Наталья Ивановна

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_rekomend.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Овладение навыками самообслуживания, важный этап в развитии ребенка. Нарушения двигательного развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной жизни - все это снижает желание ребенка к овладению навыками.
Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Если взрослый, пытаясь обучить малыша, нервничает, спешит, то ребенок быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, умывали. Важно научить ребенка открывать и закрывать дверь; включать и выключать свет и т.д. Необходимо, чтоб ребенок всегда видел результаты своей деятельности.
Что бы ваши усилия оказались более эффективными, во время обучения ребенка, английский специалист по церебральному параличу Финни Н.Р. предлагает следовать нескольким правилам:
1. Обучать ребенка надо понемногу: как только видите, что он заскучал или начинает протестовать, прекратите занятие.
2. Нельзя воевать с ребенком - вы все равно проиграете. Для вас обоих лучше будет остановиться.
3. Постарайтесь настроиться положительно – поощряйте любую попытку. Не критикуйте ребенка за неуклюжесть и ошибки.
4. Учитесь выполнять задание постепенно, начиная с последних этапов. Сначала сделайте все вместе, а в самом конце дайте ребенку сделать последний шаг самостоятельно. У него появиться уверенность в успехе.
5. Если руки и ноги у ребенка полностью парализованы. Научите его показывать, понял ли он вас, например, кивать головой – «да». Мотать головой – «нет», (если эти действия доступны для вашего малыша.)

Прием пищи
Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылочке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту, препятствуя только сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.
Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложка которой пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками.
Умывание
Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем.
Навыки одевания, раздевания
Формируя навыки одевания и раздевания, лучше начинать с одежды не требующей застегивания (трусики, колготки, майка и т.д.) Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких). Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.
Вам потребуется и терпение, и время. Если Вы не уделите своему ребенку достаточно времени, он просто не сумеет сделать то, чего от него ждут.
Не оставляйте своих попыток, даже если прогресс очень медленный; отмечайте любые признаки улучшения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В своей работе при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развит...

Формирование навыков социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.

Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером,...