Технологии развития творческого мышления дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Новосёлова Наталья Николаевна

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии развития творческого мышления дошкольников

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

 Выделяют несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей, ориентированные на возрастные особенности дошкольников.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, технологии воздействия, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 2 слайд  Все  культурные  ценности,  накопленные человечеством,  -
результат  творческой деятельности.

Способности к творческой деятельности связывают прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой – либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие  люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

3 слайд  Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

  • Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей
  • Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей
  • Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, несовпадающих с общепринятыми
  • Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

4 слайд Дошкольное  детство – благоприятный период для развития творческих способностей,  НО

  • У ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания.
  • Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьёзному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей.

5 слайд Возраст  5-7 лет

  • Одним из направлений на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов.

Для развития мышления  очень важными являются задания на  исследование образа-представления

Работая долгое время с детьми старшего дошкольного возраста, мы используем различные технологии, методы и приемы развития творческого мышления. В ходе непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов, кружковой работы. И так задания :

6 слайд Задания на развитие творческих способностей

  • Формируем умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

Пример задания: Представь, что ты надел круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Осмотритесь и назовите все круглые предметы в этой комнате.

Представь, что в этих очках ты вышел на улицу. Назовите 5  предметов круглой формы, которые ты встретишь.

Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома.

 7 слайд  Пример задания: Назови два предмета, которые бы обладали сразу  тремя признаками:

Гладкий    черный     тихий

Темный     тяжёлый    шумный

Белый       мягкий      съедобный

8 слайд Формируем  умение угадывать предмет  по словесному описанию свойств и признаков

Пример задания: Отгадай загадки и покажи картинки – отгадки. Затем самостоятельно составить загадки – описание о  тех же предметах.

На карнизе нашем в ряд                       Весною веселит

Грабли острые висят.                             Летом холодит,

Солнце выглянет, и грабли                   От дождя закрывает,

На асфальт роняют капли.                    А зимой – согревает.

                                    (сосульки)                                                  (дерево)

9 слайд Формируем  умение воссоздавать внешний облик предмета на основе какой – то его части

Пример задания:  Опишите объект так, чтобы все поняли, что имеет  в  виду  говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.  

( Пассажирское транспортное средство, предназначенное для перевозок, оборудованное  двигателем.

Вместимость от 15 до 60 пассажиров (Автобус)

10 слайд Формируем умение находить разные назначения предмета. Пример задания: Назови как можно больше способов использования изображенного предмета.

Например: карандаш годится для письма, он может служить указкой, им можно размешивать краску, измерять другие предметы.

11 слайд  Пример задания: Представление изображенных объектов в особой ситуации.

Рассказ от их имени.

  • Осенний лист, плывущий по озеру.
  • Крот, которой оказался на асфальте.
  • Снеговик, из головы которого вытащили морковку.

12 слайд  Пример задания: Два объекта. Мысленно объедините два нарисованных рядом объекта и придумайте про них интересную историю.

  • Колобок и Красная шапочка
  • Баба Яга и Карлсон
  • Снежная Королева и огнедышащий Дракон

  • 13 слайд Метод  фокальных объектов.

Изучаем объект, который будем усовершенствовать.  Произвольно выбираем несколько других объектов. Затем переносим признаки этих объектов на предмет усовершенствования.

Пример задания:

Неожиданные сочетания - Тигр и помидор.

Тигр: грозный, огромный, полосатый, хищный, рычащий.

Помидор:

Грозный помидор – нападает на соседей по грядке.

Огромный помидор –  помидор,  который проглотил воздушный шар.

Рычащий помидор – пугает овощи своим рычанием.

14 слайд  Составление сказок по аналогии.

Пример задания: Расскажи сказку, подобную тем, что тебе хорошо известны. Пусть герои будут другими, но смысл сказки останется прежним.

Однажды Баран нашел на дороге арбузную корку  и стал её есть. Подошёл к нему Ослик и стал отнимать корку у Барана. Баран боднул Ослика. Ослик толкнул Барана. Пока они дрались, прилетела Ворона и унесла арбузную корку.

15 слайд Придумай сказочные истории   о предметах, которые ты видишь каждый день.

Пример задания:

        Попугай и зеркальце.

   Плюшевый мишка и кукла.

  • 16 слайд  Похожее в различном.

Пример задания: отыскать как можно больше одинакового в разнородных предметах и объектах, изображенных на картинке. Подробно поясни своё заключение.

Половник и отвертка – металлические предметы, с  помощью и половника, и отвертки  мы  что – нибудь  достаем

(жидкость из кастрюли, шуруп из дерева)

17 слайд Различное в похожем

Пример задания: Внимательно рассмотреть пары картинок. Отыскать как больше отличий в находящихся рядом предметах и объектах. Затем рассказать о том, что общего, похожего в предметах.

              Шкаф – холодильник

                      Лёд – стекло

    Сахарный песок – морской песок

             Аквариум – теплица

                          Пчела – оса

18 слайд Что хорошего, что плохого

Пример задания: Рассказать , что хорошего и что плохого может  таиться в изображённых объектах.

Лекарство. Собака. Нож. Лифт. Телевизор. Мороженое. Зеркало.

Костер.

Хорошо: помогает приготовит пищу, согреться, просушить одежду и обувь, побеждает темноту

Плохо: может обжечь, стать причиной пожара.

19 слайд  Старые сказки с новыми предметами

Пример задания: Как измениться знакомая сказка , если у главного героя появятся названные предметы:

У Красной шапочки мобильный телефон.

У Дюймовочки газовый баллончик.

У Золушки кредитная карточка.

У Карлсона  шапка – неведимка.

20 слайд  Земля без …

Пример задания: Рассмотри изображенный предмет, вспомни его свойства. Представь и расскажи, что случиться на Земле, если на ней не станет: рыб, птиц, бабочек, цветов, деревьев.

Одна из задач педагогического коллектива –развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для этого мы определили ряд задач:

- развивать художественно –речевые, исполнительские способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе

- прививать навыки  художественного  творчества, выразительного изображения предметов и явлений, развивать умственные и творческие способности

- Через изобразительное искусство раскрывать богатство и разнообразие красок окружающего мира, знакомить с творчеством художников и мастеров

- Воспитывать у детей интерес и любовь к музыке и музыкальной культуре посредством развития музыкального восприятия, слуха, движений.

- воспитывать ребенка на основе традиционных нравственных ценностей.

-Формировать гармонично  развитую личность, развитие инд. способностей.

- обеспечение каждого воспитанника достаточным для его возрастного периода набором знаний об окружающем мире.

- Формировать навыки и умения, необходимые ребенку для дальнейшего обучения в школе.

Для  обеспечения единства художественно – эстетического и познавательного развития детей занятия проводились в форме игр, викторин, экскурсий, различных досугов.

Знания, полученные в ходе реализации проектов  эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности. Дети с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...

«Технология развития творческого мышления дошкольников»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является р...

«Инновационные технологии ТРИЗ и РТВ в работе по развитию творческого мышления дошкольников».

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной работе рассматривается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании....