Проект "Кулинария"
проект

Марьясова Наталья Петровна

Проект "Кулинария"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kulinariya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» МБДОУ №15 «Ромашка»

Долгосрочный проект для детей
подготовительной к школе группы №6

«Кулинария»

                                    Разработчики:

                                                                 Марьясова Н.П.,1 кв.категория,

Тулпарова Н.А., высш. кв.категория

Шарыпово

2017 год

Актуальность

Многие годы дошкольное воспитание в стране уделяло большое внимание воспитанию у детей культуры поведения за столом. Воспитатели систематически проводят занятия, успешно интегрируют содержание деятельности с ИЗО, театрализованной деятельностью, физическим воспитанием. К работе по воспитанию культуры поведения у детей за столом подключены и их родители. Однако всего перечисленного не достаточно для высокой эффективности работы в этом направлении.

        При  диагностике у детей развития умений и навыков поведения за столом было установлено, что дети не проявляют уважительного отношения к сидящим рядом за столом, а так же к тем, кто приготовил пищу.

        Мы пришли к выводу, что закрепление и отработки полученных знаний и умений по этической культуре только на занятиях не достаточно.

Проблема в том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников, имеющих недостатки в поведении за столом.

        Поиск путей решения описанной проблемы привел к созданию долгосрочного проекта дополнительной деятельности: «Кулинария».

        Цель проекта: создание кружка, занятия в котором обеспечат воспитание культуры поведения за столом, правильное пользование столовыми приборами, приготовление некоторых несложных блюд (бутербродов, салатов, напитков, коктейлей и т.д.)

        Задачи:

  1. формировать навыки знаний этикета во время еды за столом;
  2. расширять и закреплять знания в сервировке стола (для чая, обеда);
  3. дать первоначальные представления в приготовлении нескольких несложных блюд;
  4. формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, самостоятельно урегулировать конфликтные ситуации.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы детского сада, их родители и другие члены семьи.

Характеристики проекта:

  • по доминирующему виду деятельности – творческий (или игровой),
  • по характеру содержания – включает ребенка и семейные отношения,
  • по характеру участия ребенка в проекте – исполнитель и непосредственный участник,
  • по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей,
  • по количеству участников – групповой,
  • по продолжительности – долгосрочный.

Предполагаемый результат:

        Эффективная деятельность кружка «Кулинария» способствуют повышению уровня культуры поведения за столом у детей и развитию навыков приготовления простых блюд.

Критерии эффективности результатов проекта:

  • востребовательность услуги;
  • процент удовлетворенности родителей услугами (т.е. деятельностью кружка, на основании опроса или анкеты);
  • развитие навыков детей (на основе наблюдений и бесед).

Этапы проектирования.

  1. Подготовительный этап состоит из нескольких частей:
  1.  Диагностическая часть:
  • диагностика детей,
  • анкетирование родителей,
  1. Теоретическая часть:
  • сбор информации и изучение материалов по вопросам создания кружка,
  • просветительская работа с родителями,
  • подбор материалов, оборудования для работы в кружке.

  1. Основной этап – работа в течение учебного года в созданном кружке по специально созданному перспективному плану, в конце работы итоговое мероприятие – развлечение.

  1. Заключительный этап:
  1.  Повторная диагностика детей, занимающихся в кружке «Кулинария».
  2.  Развлечение.

Мы планируем, что занимаясь в кружке «Кулинария», дети продемонстрируют приобретенные этические знания, знания по сервировке стола и приготовлению некоторых блюд и напитков.

Подготовительный этап.

В начале учебного года (сентябрь) будет проведена диагностика культуры поведения у детей за столом с использованием методики: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В. Петерина.

        Родители заполняют анкеты, позволяющие оценить культуру поведения детей за столом.

Полученная информация будет использована при составлении перспективного плана занятий кружка «Кулинария».

        Сопоставление первичных результатов с данными повторной диагностики ребят позволяет сделать выводы об эффективности проектной деятельности.

По мнению О.Л.Князевой, автора парциальной программы – «Я-Ты-Мы» профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками. Учитывая вышесказанное, мы планируем постоянно включать взрослых в работу кружка. Родителям вполне по силам выполнять со своими детьми небольшие задания, проводить мини-занятия, игры, где будут готовиться те или иные блюда.

Основной этап.

Основной этап реализации проекта  включает в себя перспективный план работы

Октябрь.

Занятие 1. «Знакомство со столовыми приборами (ложки, совочки, щипчики…)».

Занятие 2. «С чего начинается сервировка стола, знакомство с общими требованиями сервировки стола».

Занятие 3. «Что такое этикет, что включает этикет за столом для детей».

Занятие 4. «Создание книжки - «Вкуснее нет на свете…» - оформление титульного листа.

Ноябрь.

Занятие 1. «В гости к старичку лесовечку».  Знакомство с лекарственными травами, приготовление напитков из листьев малины, смородины, липы и т.д.

Занятие 2. «Чай, чай» - появление его на Руси.

Занятие 3. «Не попить ли нам чайку». Познакомить детей с разновидностями чая. Расширяем представление детей о сервировке стола к чаю.

Занятие 4. «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Напитки».

Декабрь.

Занятие 1. «Знакомство с социальной таблицей». В ней несколько правил:

  • моют руки перед едой с мылом,
  • ем небольшими кусочками, не торопясь,
  • не разговаривают во время еды.

Занятие 2. «За красивым столом и сидеть надо красиво». Как правильно надо сидеть за столом.

Занятие 3. «В гости к трем медведям». Как правильно принимать гостей, приготовление бутерброда «Сырные ёлочки».

Занятие 4. «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Бутерброды».

Январь.

Занятие 1. «Какие прекрасные слова «Здравствуйте» и «Спасибо».

Занятие 2. «Сосед слева, сосед справа». Расширяем представление детей р правилах поведения за столом. Приготовление бутерброда «Мобильник».

Занятие 3. «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Бутерброды».

Февраль.

Занятие 1. Расширяем представление детей о сервировке стола к обеду.

Занятие 2. Дидактическая игра: «Что  изменилось». Закрепить знание сервировки стола. Приготовление салата «Морячок».

Занятие 3. «К нам гости пришли, дорогие пришли». Прием гостей, приготовление салата «Петушок».

Занятие 4. «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Салаты».

Март.

Занятие 1. «Масленица в гости к нам пришла». Рассказать детям что это за праздник, как его празднуют на Руси. Угощение блинами. «Задача для хозяйки» - дидактическая игра закрепить знания о сервировке стола и поведения за столом.

Занятие 2. «Где живет невежа и как её прогнать?». Повторить правила поведения в гостях, приготовление салата.

Занятие 3. «Нет плохих гостей, есть нерадивые хозяева». Повторение и закрепление знаний и навыков дружного поведения за столом.

Занятие 4.  «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Салаты».

Апрель.

Занятие 1. «Обобщаем и закрепляем знания о сервировке стола в общем». Повторяем что мы знаем о сервировке стола, приготовление коктейля «Бананчик».

Занятие 2. Обобщаем и закрепляем знание этикета во время еды за столом. Приготовление  коктейля «Апельсиновая стружка».

Занятие 3. «Создание книжки – «Вкуснее нет на свете…» - оформление странички «Любимое блюдо».

Май.

Заключительный этап включающий в себя мероприятие – развлечение под названием «В этом доме ждут гостей» (Приложение 1), подводящее итог всей работе в кружке «Кулинария» и наглядно демонстрирующие родителям успехи ребят в знании сервировки стола, этикета во время еды за столом.

Приложение 1.

Сценарий занятия-спектакля - «В этом доме ждут гостей»

Сценарий занятия-спектакля.

Действующие лица:
Бабушка (взрослый), остальные действующие лица - дети.
Мама
Папа
Сын
Дочка
Гости

Декорации и реквизит:
-Обстановка комнаты для приема гостей.
-Столы для чаепития, чайная посуда, угощение.
-Журнальные столики, газеты, книги, журналы, детский уголок мягкой мебели, зеркало.
-Воздушные шары, цветы, подарки для именинницы, фартуки для всей семьи, скатерть с салфетками.

Картина первая.

Семья: бабушка, мама, папа, сын и дочка стоят произвольно в центре комнаты. У папы в руках газета, у сына - машина, у мамы - полотенце.

ДочкаРита:
Начнем представление
Всем гостям на удивление!
Познакомьтесь, вот моя семья: (показывает)
Мама, папа, брат и я.
А это - самая любимая бабушка моя. (обнимает бабушку)
Бабушка:
У Риты, внученьки моей,
Сегодня день рождения.
Конечно же, мы ждем гостей,
Подарков и веселья.
Мама:
Что ж, веселье хорошо
И подарки тоже.
Кто же скатерть постелить
Мне из вас поможет?
Папа, обращаясь к сыну:
Мы поможем,
Скатерть, сын, скорей неси
И на стол ее стели.
Все подходят к столу, надевают фартуки. Сын стелит скатерть, папа ему помогает.
Мама:
-Что ж теперь на стол поставим?
Бабушка:
-Хлеб:
Сын:
В хлебнице.
Бабушка:
Конфеты:
Дочка:
-В конфетнице.
Бабушка:
-Сухари:
Мама:
-В сухарнице.
Бабушка:
-Молоко:
Сын:
-В молочнике.
Бабушка:
Масло:
Дочка:
-В масленке.
Бабушка:
-Пирожки:
Мама:
-На пирожковой тарелке.

Угощение ставится на стол.

Папа:
-А сюда мы что должны аккуратно так поставить? (показывает)
Мама:
-Блюдца, чашки, чайник, ложки с правой стороны.
Бабушка:
-Про салфетки не забудь, их под скатерти стели.

Расставляют чайную посуду, раскладывают салфетки.

Бабушка:
-К чаю можем мы подать
Бутерброды, сыр, омлет (ставят на стол).
Папа:
И любой украсит стол этот праздничный букет (ставит цветы).
Сын:
-Для тех, кто замарается,
Салфетки расставляются. (ставит салфетки)

Осматривают стол.

Мама:
-Стол накрыт,
Мы ждем гостей,
Приходите поскорей! (снимают фартуки)
Бабушка:
В гости, милые друзья,
Ходят, без сомнения
Лишь по приглашению!

Картина вторая.

Бабушка, мама, дочка встречают гостей. Папа читает газету, сын играет с машиной.
1 гости (стучат, входят, здороваются)
Рита:
-Здравствуйте, гости дорогие!
1 ребенок:
-Добрый день!
Вот мы и тут.
В этом доме гостей ждут?
Мама:
-Ждем, ждем.
1 ребенок:
-Рита! Пусть тебя тревоги
Обегают стороной.
Мама, чтоб, придя с работы.
Каждый день была с тобой! (дарит подарок)
Рита:
-Большое спасибо.
2 гость:
-С днем рождения поздравляем!
Здоровья, радости желаем
И подарочек вручаем (дарит подарок).
Рита:
-Вас благодарю!
3 гость:
-Будь веселой и счастливой
И всегда, всегда красивой! (отдает подарок)
Рита:
-Спасибо! Проходите, гости, присаживайтесь. (гости садятся за журнальные столики, рассматривают книги, журналы и т.д.)
Появляются следующие гости.
4 гость:
-Говорят, я маленький.
Вы не верьте, нет -
Вот какой для Риты
Я принес букет (отдает цветы).
А еще дарю конфеты
Вкусные превкусные,
Чтобы глазки твои, Рита.
Не бывали грустными! (Рита берет конфеты)

Гость проходит в комнату. Рита ставит цветы в вазу, кладет конфеты на стол.
5 гость:
-К вам спешил я, торопился,
Чуть в канаву не свалился.
Именинница, для вас
Я подарочек припас.
Рита (берет подарок).
Рита (берет подарок)
-Друг мой, вас благодарю
И подарочек беру.

Мама провожает гостя в комнату.

6 гость:
-Здравствуйте! С именинницей вас!
Поздравляем нашу Риту!
Дружно дарим ей букет.
7 гость:
Пусть растет и расцветает
Рита наша, как маков цвет!

Рита берет цветы, благодарит.

Бабушка:
-Проходите, гости, не стесняйтесь
И удобно все раполагайтесь.

Гости проходят.

Мама:
-Дочка, гости все пришли?
Рита:
-Нет.
Бабушка:
-Если в гости звали вас,
Нужно не копаться,
А в определенный час
Дружно всем собраться.
8 гость:
-Мы немножко опоздали,
Потому что мы не знали,
Что в подарок подарить.
Дарим бусики тебе,
Их носи всегда, везде.

Дарит  бусы.

9 гость:
-Вот тебе колечко
С красненьким сердечком.
10 гость:
-Я дарю тебе браслет-
Ни у кого такого нет.
Рита:
-Спасибо, гости дорогие. (Надевает колечко, браслет, подходит к зеркалу, надевает бусы.)
А я бусики надену.
Стану еще краше,
А колечко покажу
Подруженьке Наташе (любуется на себя).

Картина третья.
Бабушка:
-Гости дорогие!
Просим вас к столу.

Гости проходят к столу, усаживаются.

Бабушка:
-Не стесняйтесь, угощайтесь,
Вкусный чай я всем налью.
Чай горячий, ароматный,
С запахом мятным.
Гости угощаются, благодарят хозяйку за пироги.
Бабушка (хвалит гостей):
-А Миша прекрасно читает,
А Алина уже вяжет!
Мама:
-А моя Рита так танцует, так поет!
Гость:
-Давайте мы ее попросим - пусть расскажет, как живет.
Гости:
-Давайте попросим!

Гости встают и проходят за журнальные столики.
Рита читает стихотворение:
-Я теперь уже большая:
Мне исполнилось 6 лет.
Видик, ролики и сотовый подарили мне в обед.
Я хожу на рисование,
На английский, на борьбу,
С бабушкой моей на танцы
Каждый вторник я спешу. (грустно)
Ах, бегут как быстро годы:
За плечами уж шесть лет.
Дорогие папа с мамой.
Не отдайте и в балет!
Мама обнимает дочку, жалеет.
Бабушка:
-Предлагаю поиграть
В мой волшебный кузовок-
Сложим все слова на "ок".
Кто ошибается,
Тот фантом откупается.
Рита раздает фанты. Проводится игра в "Кузовок".
Мама:
-Становитесь в круг, ребята,
Будем весело плясать!
Будем вместе, будем дружно
День рождения отмечать.
Исполняется танец "Веселые друзья".
Папа:
-Очень весело плясали,
Только мало мы играли!
Бабушка:
-Не будем играть в прятки,
В жмурки, в догонялки,
Поиграем лучше мы
С вами в "Изображалки"!

Проводится игра "Изображалки". Ребенок показывает жестами действия одного из хозяев дома. Например, как папа забивает гвозди. Гости должны угадать эти действия и определить, кому они принадлежат.
Бабушка:
-Какой сегодня чудесный праздник!
Риту дружно поздравляли,
И играли, и плясали.
А теперь пришла пора
Попрощаться, детвора!
Гости:
Вам спасибо за прием,
До свидания, мы пойдем!
Гости уходят. Рита, мама, бабушка, папа, сын их провожают.
Бабушка:
-Я хочу сказать, друзья,
Праздник наш удался!
Мама:
-Было весело, смешно,
Нашей Рите повезло!
Какие у нее друзья!
Сын, дергая отца за рубашку:
-Когда же праздник у меня?
Папа:
-Скоро будет тебе пять,
Позовем гостей опять!

Отец с сыном уходят.

Бабушка:
-Пойдем, внучка, нам с тобой пора
Убрать посуду со стола.
Рита, ну-ка не зевай,
Фартук быстро надевай.
Ты у нас теперь большая,
А помощница какая! (убирают посуду).

Все участники спектакля выходят на поклон.

Бабушка:
-Наш закончился спектакль,
Спасибо за внимание!
Мама:
Говорим всем: "В добрый час!"
Рита:
-Прощайте!
Все гости:
-До свидания!