интерактивные игровые технологии ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)

Давлетшина Татьяна Ивановна

Описание инновационных технологий, применяемых в работе воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый  Саратовской области»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Выступление на педагогическом совете

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Давлетшина Татьяна Ивановна

29.03.2019г

Одним из показателей уровня развития умственных способностей  ребёнка можно считать богатство его речи. В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя  по развитию связной речи дошкольников.  Одним из эффективных методов,  как известно, является проектная деятельность. Так возникла идея с проектом по развитию связной речи «Территория красивой речи».

Наш проект строился по следующей структуре

-Работа над пересказом

-Составление рассказов по серии сюжетных картинок

-Составление описательных рассказов

-Составление рассказов по одной сюжетной картине

-Игры – драматизации, инсценировки

-Создание образных характеристик объекта

-Составление текстов сказочного содержания

В течение всей работы над проектом мы применяли как традиционные методы и приёмы, так и инновационные, о которых и пойдёт речь.

Составление дошкольниками описательных рассказов. Слайд 2.                   Видео

Работу по составлению описательных рассказов мы решили завершить в форме игры – выставки и провели мероприятие «Конкурс экскурсоводов», где детям было предложено дома совместно с родителями подготовить описательный рассказ о любимой игрушке (девочкам – о кукле, мальчикам – о машине). Монологи в процессе «Конкурса экскурсоводов» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Игры-драматизации, инсценировки. Слайд 3,4

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. Игры-драматизации решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально –исполнительской деятельности,  совершенствуются  диалоги и монологи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Итогом работы стала театральная постановка, состоящая из двух инсценировок «Телефон» и «А что у вас?».

Обучение дошкольников созданию образных характеристик объекта. Слайд 5

Обучение детей составлению загадок. Слайд 6

Как правило, в детском саду  работа с загадками строится  на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как  научить детей отгадывать загаданные явления, объекты или предметы.

Развивая умственные способности детей, необходимо научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Детям показывается табличка модели с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Модель 2

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 Модель 3

 

На что похоже?

Чем отличается?

 

Обучение детьми составлению метафор.

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Итогом работы стал конкурс на лучшую метафору. (Картинки, видео)

Составление дошкольниками рифмованных текстов.

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

Мы предлагаем для развития словесного творчества одаренных детей использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: 
Первые две строчки рифмуются между собой. 
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. 
Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели: Слайд 8

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание свойства объекта (Какой?)

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами (Что делал?)

4 строчка

С кем общался?

5 строчка

Вывод или утверждение (мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:  Слайд 10

Жил-был старичок меж ульями, 
От пчел отбивался он стульями. 
Но не учел 
Числа этих пчел, 
И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный. 
Был он добр, но очень мокрый. 
По болоту он ходил, 
Всех лягушек подавил. 
Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

Составление текстов сказочного содержания

Своеобразные методы придумывания фантастических историй предлагает известный писатель Джанни Родари. Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не менее по определенным законам сказочного жанра.

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно словоЛюбое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:  Слайд 10

- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);

- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории.

           Автор предлагает записать слово по  вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.

Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьевки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой сочинения. Например, на пару слов «собака-огурец» придуманы словосочетания: «собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки».

Техника фантастических гипотез так же строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: Кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например: Что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет? Сочинения детей на такие темы позволяет увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Писатель так же предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены особенно в хорошо знакомых детям сказках. По мнению автора, они являются строительным материалом для фантастических историй. Важно научить ребенка отойти от привычного сюжета. Сделать это можно несколькими способами:

новое слово в сказке дает возможность поменять линию сюжета (Красная шапочка – вертолет);

перевирание сказки можно осуществить путем изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);

продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как ее спасли дровосеки);

салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);

сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошел Буратино навестить черепаху Тортиллу…).

На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.

Кубики историй. Слайд 11, 12.

“Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования.

Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают придуманные приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр своей сказки, рассказа.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети,  начинают связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, делают работу по развитию связной речи дошкольников более интересной и живой.

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый  Саратовской области»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

        Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Давлетшина Татьяна Ивановна

12.04.2019г.

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которое необходимо применять в работе с дошкольниками.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Такое обучение дает неожиданные положительные результаты:

- умение высказать свое мнение и отстоять его;

- активность и желание участвовать в работе;

- раскованность во время ответа, уверенность в себе.

Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

Лэпбук

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Чем  привлекательна данная форма работы с детьми?

-  Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;

-  Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку;

-  Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта.

-  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно - исследовательской деятельности;

-  Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);

- Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку).

В чём польза Лэпбука.

В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.

В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).

В организации информации по изучаемой теме: он помогает  лучше понять и запомнить изучаемый материал (особенно если ребенок визуал).

В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В развитии творческого мышления,  познавательного  интереса.

В развитии мелкой моторки (в лэпбуке  содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).

В оформление результатов совместной проектной деятельности;

В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).

«Кластеры»

         Технология  «кластер» – объединение различных видов работ, направленных на достижение педагогической (для воспитателя) или познавательной (для ребенка) задачи. Эта технология используется как на этапе изучения нового, так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. Технология  способна интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой.  

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели.

Например:

Лыжи

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

Каток

В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

Ментальные карты

Автор данного метода британский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты».

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления и устройством человеческого мозга. Она, как и нейрон, имеет радиальную структуру.

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника ментальных карт помогает организовать и упорядочить её. А также лучше воспринять, запомнить её. Метод ментальных карт помогает ребёнку структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

Кубик Блума

Для начала стоит рассказать о том, что же само по себе представляет «критическое мышление», как понимать этот термин. Хотя, если посмотреть под другим углом, то «критическое мышление» находит отголоски с «аналитическим мышлением», «творческим мышлением», «логическим мышлением». Психологи, дающие характеристику «критическому мышлению», описывают его как рациональное мышление, направленное на решение того, чему верить и что делать. Техника американского ученого и психолога Бенджамина Блума как раз и направлена на развитие критического мышления. Называется эта техника – Кубик Блума. Хороша она тем, что опирается на тезис «учить не науке, а учить учиться».

Суть методики Блума

Суть предложенной Бенджамином Блумом теории заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории:

  • закрепить и проанализировать определённое количество знаний
  • побудить эмоционально откликаться на полученные знания
  • применить полученные знания на практике

Таким образом, три составные части образовательной цели можно озаглавить блоками «Знаю», “Чувствую”, «Делаю». С помощью этой методики детям предлагается не готовый навык, а проблема, которую ребенок должен суметь решить самостоятельно, используя свои знания, опыт, наблюдательность, логику, творческое мышление.

 Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай.

Классификация вопросов

Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.  предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды.

Поделись.  Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия,

оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

Педагог формулирует тему  и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ребенок  отвечает на вопрос темы,

начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Если ответ даётся неполный, то другие дети  могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу

не только выявить уровень познавательной активности воспитанников,

но и сделать вывод  об эмоциональной составляющей занятия,

прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические интерактивные игровые технологии - "Геокешинг" и "Квест"

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная обр...

Теоретический материал по интерактивным игровым технологиям для детей дошкольного возраста

Данная работа содержит теоретический материал по интерактивным  игровым технологиям для детей дошкольного возраста. Назначения этой работы использования интерактивных игровых технологий на ...

Методическая разработка по использованию интерактивной игровой технологии адвент-календарь

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.В ФГОС ДО изложен перечень тр...

«Викторина как один из видов интерактивных игровых технологий»

Каждую неделю, в соответствии с календарно-тематическим планом, воспитанники делятся на команды, и путем игры обучаются, закрепляют полученные знания, параллельно обучаясь работать в команде, слушать ...

Интерактивные игровые технологии для развития грамматического строя речи.

Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером на занятиях с дошкольниками является проведение медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций....