Диагностика развития мелкой моторики
материал
Диагностика развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗРР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методики диагностики уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Исследования по теме курсовой работы, включающие диагностику уровня развития мелкой моторики детей младших дошкольного возраста с задержкой речевого развития, проводились на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ладушки» (г. Качканар).
Цель исследования – определение уровня развития мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.
Задачи:
- Подобрать диагностические методики для выявления уровня мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.
- Организовать диагностическое исследование уровня мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.
- Обработать полученный результат и представить их в исследовательской работе.
Сроки проведения: март 2016.
В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста (в возрасте от 3 до 4 лет), имеющие задержку речевого развития и посещающие занятия с логопедом.
Количество детей – 9 человек.
В основу диагностики были положены задания, предложенные в методике Е.Г Шумилиной «Лепим, играя». Автором методики накоплен значительный опыт речевого развития проблемного ребёнка средствами игрового воспитания, важность которого очерчивается, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к коммуникации, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни. Методика Е.Г Шумилиной, в которой используются занятия лепкой из пластилина, очень хорошо помогает развивать мелкую моторику. Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, Е.Г. Шумилина, специалист в области дефектологии, создала и обосновала программу игрового обучения и воспитания. Особое место в этой программе отводится формированию полноценной структуры игровой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. Автор методики, подчеркивая коррекционную ценность лепки для развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности в частности, уделяет внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через деятельность по лепке из пластилина.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих диагностических методик:
1. Методика «Коза-дереза»
Выполнение по зрительному образцу: все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
- соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
- пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
- 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог выполнить 1 или 2 упражнения.
0 баллов – с заданием не справился
2. Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с линией. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
3. Методика «Дорисуй»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
4. Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такой же цветок по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
5. Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такой же домик по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Для оценки уровня развития мелкой моторики использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Оценка уровня развития мелкой моторики оценивалась по десятибалльной шкале (таблица 1).
Таблица 1
Критерии оценки уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой развития речи
Уровень развития краеведческих знаний и умений | Количество баллов |
«Высокий» | 10 и более баллов |
«Средний» | 5 — 9 баллов |
«Низкий» | 0 — 4 баллов |
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 10 и более баллов свидетельствует о том, что у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребёнка.
Средний уровень: Общий результат от 5 до 9 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребёнка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребёнка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.
2.2 Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей младших дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Диагностика проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Занятия проводились с ребёнком в свободной комнате. Воспитатель предлагал ребёнку присесть за маленький столик и сам садился напротив него.
Начальный уровень развития мелкой моторики детей с задержкой речевого развития приведён в таблице 2 и проиллюстрирован на рисунке 3.
Таблица 2
Уровень развития мелкой моторики детей с задержкой речевого развития на начало исследования
Уровни развития мелкой моторики | Дошкольники с ЗРР | |
человек | % | |
Высокий | 1 | 11,12 |
Средний | 4 | 44,44 |
Низкий | 4 | 44,44 |
Итого | 9 | 100 |
Рисунок 3 ― Уровень развития мелкой моторики детей с задержкой речевого развития на начало исследования
В соответствии с рисунком 3 можно констатировать, что на высоком уровне развития мелкой моторики среди детей с задержкой речевого развития находится только 1 ребёнок, что составляет 11,12% от всего количества испытуемых детей с ЗРР. Четыре (4) ребёнка с ЗРР справились с заданием на среднем уровне, что составляет 44,44% от всего количества детей с ЗРР. Низкий результат показали четыре (4) ребёнка с ЗРР, что составило 44,44% от всего количества испытуемых детей с ЗРР.
Основная трудность у всех детей с задержкой речевого развития связана с переносом движения с одной руки на другую. В этот момент они приостанавливали движение и зрительно контролировали перестройку положения, после этого продолжали движения. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук у всех детей с задержкой речевого развития, в недостаточной пластичности и силе движения пальцев, в слабости, напряжённости, некоординированности мелких движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/29/picture-1012670-1667040930.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою идивидуальную коррекционно-развивающею работу с ребенком...
диагностика развития мелкой моторики рук
Диагностика развития мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-132680-1416463744.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/14/picture-1226838-1584191009.jpg)
Консультация для воспитателей "Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников".
Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-1121677-1551178401.jpg)
Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук
Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-644337-1600766458.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
МЕтодическая разработка...