Диагностика развития мелкой моторики
материал

Губайдуллина Татьяна Раисовна

Диагностика развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗРР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методики диагностики уровня развития мелкой моторики  детей младшего  дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Исследования по теме курсовой работы, включающие диагностику уровня развития мелкой моторики детей младших дошкольного возраста с задержкой речевого развития, проводились на базе муниципального дошкольного   образовательного  учреждения    детского   сада  «Ладушки» (г. Качканар).  

Цель  исследования  – определение уровня развития мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.

Задачи:

  1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.
  2. Организовать диагностическое исследование уровня мелкой моторики младших дошкольников с задержкой речевого развития.
  3. Обработать полученный результат и представить их в исследовательской работе.

Сроки проведения: март 2016.

В исследовании  принимали участие дети младшего  дошкольного возраста (в возрасте от  3  до 4  лет), имеющие задержку  речевого развития  и  посещающие  занятия  с  логопедом.

Количество детей – 9 человек.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в методике  Е.Г Шумилиной  «Лепим,  играя».  Автором  методики  накоплен значительный опыт речевого развития проблемного ребёнка средствами  игрового воспитания, важность которого очерчивается, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к  коммуникации, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни. Методика Е.Г Шумилиной, в которой используются  занятия  лепкой  из  пластилина, очень хорошо помогает развивать мелкую моторику. Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, Е.Г. Шумилина, специалист в области дефектологии, создала и обосновала программу игрового обучения и воспитания.  Особое место в  этой  программе отводится формированию полноценной структуры  игровой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. Автор  методики,  подчеркивая коррекционную ценность лепки для развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности в частности, уделяет внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики   через   деятельность  по  лепке из  пластилина.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих диагностических  методик:

1.  Методика «Коза-дереза»

 Выполнение по зрительному образцу: все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

  1.  соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
  2.  пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
  3.  2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог  выполнить 1 или 2 упражнения.

0 баллов – с заданием не справился

2.  Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с линией. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3  балла – 1–2 раза сошел с линии.

2  балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

3.  Методика «Дорисуй»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

4.  Методика «Цветок»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такой же цветок  по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1- ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

5. Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такой же домик   по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Для оценки уровня развития  мелкой  моторики  использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты).  Оценка уровня развития  мелкой  моторики  оценивалась  по  десятибалльной шкале (таблица  1).

                                                                                                               Таблица 1

Критерии  оценки  уровня развития  мелкой  моторики  у детей  младшего  дошкольного возраста  с  задержкой  развития  речи

Уровень  развития краеведческих знаний и умений  

Количество   баллов

«Высокий»

10  и более баллов

«Средний»

5  — 9 баллов

«Низкий»

0 — 4   баллов

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 10  и более баллов свидетельствует о   том,  что  у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребёнка.

Средний уровень: Общий результат от  5 до 9 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребёнка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребёнка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля  за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

2.2 Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей младших дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Диагностика  проводилась с каждым ребёнком индивидуально. Занятия проводились с ребёнком в свободной комнате.  Воспитатель  предлагал  ребёнку  присесть  за  маленький  столик  и  сам  садился  напротив него.

Начальный уровень развития мелкой моторики   детей  с  задержкой  речевого  развития  приведён  в таблице  2  и  проиллюстрирован   на  рисунке  3.

Таблица  2

Уровень  развития мелкой моторики   детей  с  задержкой  речевого  развития  на начало исследования

Уровни развития мелкой моторики

Дошкольники   с   ЗРР

человек

%

Высокий

1

11,12

Средний

4

44,44

Низкий         

4

44,44

Итого

9

100

Рисунок  3  ― Уровень  развития мелкой моторики   детей  с  задержкой  речевого  развития  на начало исследования

В  соответствии  с  рисунком  3 можно  констатировать,  что  на высоком уровне   развития  мелкой моторики   среди  детей  с задержкой  речевого  развития  находится только 1 ребёнок, что составляет  11,12% от всего количества испытуемых   детей с  ЗРР. Четыре (4) ребёнка с  ЗРР справились с заданием на среднем уровне, что составляет 44,44% от всего количества детей с ЗРР. Низкий результат показали четыре (4) ребёнка с ЗРР, что составило 44,44% от всего количества испытуемых детей с ЗРР.  

Основная трудность у всех детей с  задержкой  речевого  развития  связана  с  переносом движения с одной руки на другую.  В  этот  момент  они  приостанавливали  движение  и  зрительно контролировали  перестройку  положения,   после  этого  продолжали движения.  Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук у всех детей с задержкой  речевого  развития,  в  недостаточной пластичности и силе движения пальцев, в слабости, напряжённости, некоординированности мелких движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою идивидуальную коррекционно-развивающею работу с ребенком...

диагностика развития мелкой моторики рук

Диагностика развития мелкой моторики рук....

Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников".

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников....

Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук

Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук...

Диагностика развития мелкой моторики

Диагностика развития мелкой моторики по уровням....