Консультация для родителей: «Народное творчество в воспитании детей»
консультация

Курасова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей: «Народное творчество в воспитании детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Консультация для родителей:

«Народное творчество в воспитании детей»

                                                                                 

Воспитатель:

Курасова Т. Н.

   

С. Ладовская Балка

2018г.

  Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».

     В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

     Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких развитий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появились произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народной-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т.д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.

Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

На хронологическом отрезке от древнейших времен, до наших времен, фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

   У   ребенка   интенсивно  формируется  наглядно-образное мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные произведения.

     В последние годы, наряду с  поиском  современных  моделей  воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются  лучшие  образцы  народной педагогики. Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности.     Знакомство     с     народными произведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Отмечается,  что фольклор - действенный метод  гуманизации  воспитания  с  первых  лет  жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия  на детей с учетом их  возрастных  возможностей.  

Детский  фольклор  обширная  область  устного  народного  поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и  живет  по своим законам в  соответствии  со  своим  ведением  природы  и  человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в  жизнь  взрослых  и  охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль  детей связана  с  конкретными  образами  -  в  этом   ключ   к   тайнам   детского художественного творчества.   Особенности    детской    психики,    мышления определили отбор произведений детского фольклора.

     Фольклор для детей созданный взрослыми  включает  в  себя  колыбельные песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки,  сказочки.  Это  область   народного творчества представляет собой одной из  средств  народной  педагогики.  Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды  на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути  воздействия    на юные   поколения    совокупность    и  взаимозависимость  их  и  дают,  что следует назвать народной педагогикой» .

Фольклор  для  детей - разновидность  фольклористики  и    раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность  его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

     Пользу малых поэтических жанров  народного  слова  доказывать  не приходится,  это  очевидно.  Вместе  с  тем  до  последнего    времени оставалось загадкой активирующее воздействие   фольклорных произведений на ребенка  -  и  первых  месяцев  жизни,  и  начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.  Что черпает  ребенок  в  разные  периоды  детства  из  нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и  вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и  как  открывается  малышу  смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?  Ответы  на  эти  вопросы  ищет  современная  педагогика   раннего детского возраста.  Ответы  непросты  и  требуют  тонкого,  вдумчивого подхода, более  того,  комплексного  изучения  ребенка.  В  частности, каковы    особенности    возрастного       восприятия,        динамики ориентировочно-исследовательской деятельности и истоков познавательной активности,  зрительно-слуховых  и  рече-двигательных   взаимодействий? Каков генезис развития речевых  навыков,  эмоциональной,  сенсорной  и умственной деятельности? Каково начало нравственного  и  эстетического развития? Воспитание первоначальных "духовных" ценностей,  открывающих в радости общения малыша со взрослым, который несет в  душе  любовь  и милосердие? Это с одной стороны, а с другой - необходимы исследования, как бы "рентгенологический  анализ"  детской  фольклористики,  которые высветили  бы  значимые  для  малышей  аспекты,   объяснили    феномен активации, проявляющейся в непроизвольном  слуховом  сосредоточении  в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный  интерес  к содержанию произведений.

    Ребенок приходит в мир…Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми.

Ранее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера.

В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя с  ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Консультация для родителей:

«Детский фольклор – первая ступень в развитии речи ребенка»

Воспитатель:

Курасова Т.Н.

с. Ладовская Балка

2014г.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки,  приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

     Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

     Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это зык эмоционального общения.

Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки ит.д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр,, считалок, дразнилок и т.д.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору? Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки,  пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, развивает их речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народное творчество в воспитании дошкольников"

Консультация содержит информацию о благотворном влиянии устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Консультация для родителей "Народные традиции в воспитании детей

Наше прошлое- это фундамент стабильной, полной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа...

Консультация для родителей «Народное искусство в воспитании детей»

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказ...