Консультация для воспитателей: «Значение потешек для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация

Курасова Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей: «Значение потешек для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poteshki_v_razv_rechi_kons_dlya_vosp.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Консультация для воспитателей:

«Значение потешек для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Курасова Т.Н.

с. Ладовская Балка

2019г.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству. 
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». 
Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...». 
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить то, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. 
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. 
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемых показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Таким образом, чтение и разучивание потешек с детьми способствует:

1.    Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2.    Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3.    Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4.    Всестороннему развитию личности ребёнка.

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновиком!

*  *  *

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

- А что в кузовочке?

- Лесные грибочки,

Грибочки – груздочки

Для сына, для дочки.

*  *  *

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

- Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

*  *  *

Чики, чики, кички,

Берёзовы лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

*  *  *

Барашеньки

Крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

*  *  *

Наш козёл Стрекозёл

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепёшки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни, сказки, небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины.

*  *  *

Тень, тень, потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печёт,

По тарелочкам кладёт.

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжёг.

*  *  *

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-груу-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

*  *  *

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

*  *  *

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый,

Ушки жмёт, ушки жмёт.

Охотнички едут,

Едут-скачут в поле

Вмимолёт, вмимолёт.

- Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите:

Я не ваш,

Я ушёл.

Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш,

Я ушёл.

*  *  *

Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка-сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь,

Старый дед,

Сапог подбивает,

А сорока-белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

*  *  *

Зайчиха под ёлкой

Метёт метёлкой.

Кошка лыки дерёт,

Коту лапотки плетёт.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

*  *  *

Божья коровка,

Чёрная головка,

Лети-лети за море.

Там тепленько,

Здесь холоденько.

*  *  *

Дед хотел уху сварить,

Дед пошёл ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь.

Надо старому помочь.

*  *  *

- Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи, пи-пи-пи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПОТЕШЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - воспитание звуковой культуры речи - обогащение словаря  - формир...

Роль потешек в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит с...

РОЛЬ ПОТЕШЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ ПОТЕШЕК  В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСлово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.Историзм и народность – при...

«Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечес...

Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Влияние потешек на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на...