Мастер – класс для педагогов «Использование игр с песком для развития речи детей »
учебно-методический материал

Федяева Екатерина Владимировна

Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях.  Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии.

3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Сегодня мы остановимся на познавательных играх, которые можно использовать и в группе (при наличии светового стола или планшета). А некоторые игры можно использовать в песочнице на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Использование игр  с песком для развития речи детей »

Цель: Способствовать овладению педагогами техники рисования и развивающих игр с песком.

Задачи: Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях.  Способствовать развитию интереса к данной технике и введению её в практическую деятельность.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.

2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии.

3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Сегодня мы остановимся на познавательных играх, которые можно использовать и в группе (при наличии светового стола или планшета). А некоторые игры можно использовать в песочнице на прогулке.

  1. Игра «Необычные следы»

Задача: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.

  1. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
  2. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой. 
  3. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
  4. Упражнение «Синхронное рисование»

Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.

Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные фигуры, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.

Например: Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»

  1. Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.

Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.

  1. Игра «Составь предложение»

Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.

  1. Игра «Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Проводя занятие с песком обязательны 2 этапа (ритуал входа и ритуал выхода)

Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.

Ставим на стол пустую банку.

Это не просто банка – это чаша Вашей жизни.

(бросить в банку несколько мячиков; предложить оставшимся участникам наполнить банку, насколько это возможно)

 Как думаете, полная ли наша банка?

(ответы педагогов) 
Вам правда так кажется? 
Достать  мешочек  с  камушками и высыпать их в банку. И они туда поместились.
А сейчас эта банка полная? 
(ответы педагогов) 
Достать  песок  и высыпать его в банку, и он тоже поместился. 

Вот теперь наша «чаша жизни полная»

Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

П: Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.

Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным ...?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц".

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц"....

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

Мастер класс для педагогов использование технологии синквейн для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике технологию синквейн для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен  педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...