Педагогический мониторинг в средней группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
методическая разработка (средняя группа)

Полякова Екатерина Геннадиевна

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5  лет,  вне  зависимости  от  приоритетов  разработанной  программы  обучения  и  воспитания  и  контингента  детей.  Это  достигается  путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка.

Система мониторинга содержит 5 образовательных  областей,  соответствующих  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту  дошкольною  образования,  приказ Министерства  образования  и  науки  №  1155  от  17  октября  2013  года:  «Социально-коммуникативное  развитие»,  «Познавательное  развитие», «Речевое  развитие»,  «Художествснно-эстетичсскос  развитие»,  «Физическое  развитие»,  что  позволяет  комплексно  оценить  качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл -ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Форма проведения может быть:

- Подгрупповая

- Групповая

-Индивидуальная

Методы проведения:

- Игры

-Наблюдение

-Беседы

- Непосредственно образовательная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Инструментарий для проведения диагностики

Методика проведения

Старается соблюдать правила поведения

В общественных местах

В общении со взрослыми и сверстниками

в природе.

Беседы:

-«Правила общения со взрослыми и сверстниками»

Дидактический материал-сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

- Показ и обсуждение правил поведения в природе.

Материал: плакат «Правила поведения в природе»

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

говори вежливым тоном;

используй "волшебные" слова;

смотри в лицо собеседника;

не держи руки в карманах.

Показ плаката «Правила поведения в природе» Ребенок смотрит на знак и говорит,что он видит на картинке. Почему так делать нельзя?

В заключении, обсудить с ребенком, что можно делать на природе.

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.

Чтение сказки «Три поросенка» обр. С.Михалкова

Чтение сказки. После прочтения беседа с детьми. Ответы на вопросы:

Почему поросята решили строить дом?

Какой дом построил поросенок Ниф-Ниф?Наф –Наф? И Нуф-Нуф?

Почему Ниф-Ниф и Наф-Наф построили хрупкие дома, а Нуф-Нуф начал строить каменный дом?

Чем закончилась сказка? Кто в сказке явился положительным героем? А кто отрицательным? А кого из поросят похвалил бы ты?

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики.

Упражнение  «Подбери маску»

Сегодня я вам принесла рисунки, и предлагаю вам  определить настроение персонажей. Спрашиваем: «Кто изображен на картинке? В каком он настроении? Как вы думаете, почему у него такое настроение?».

 Задаем наводящие вопросы: «Внимательно посмотрите, свинка улыбается? Ей радостно? Или она сердится? Какие у нее глаза? Веселые или испуганные?».

Просим детей рассказать, когда у тебя было такое настроение: «Когда тебе грустно? Страшно? Когда ты чего-то боишься? А когда у тебя был самый радостный день?

Лучше не выводить детей из их эмоционального переживания, а   дать детям выговориться. Вопросы нужно задавать очень осторожно, учитывая эмоциональные реакции ребенка.

Дети изображают себя в образах животных и сопоставляют свое настроение, когда у них в группе бывает и почему.

Имеет представление о мужских и женских профессиях.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель. Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание. память и речь детей.

Игра включает в себя картинки с изображением людей (дворник, парикмахер, врач, повар) и картинок с изображением орудий труда и материалов. Картинки складываются по типу пазлов. Ребёнку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру.

Проявляет интерес к кукольному театру ,выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги.

Кукольный театр «Теремок»

Оборудование:

Маски, сундучок, декорации леса.

Содержание организационной деятельности детей.

1)Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться в пространстве группы, строить ролевой диалог.

2)Закреплять в речи детей названия русской народной сказки «Теремок», слова в соответствии с выбранной ролью и героев сказки.

3) Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

4) Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь.

Готовит к занятиям свое рабочее место убирает материалы по окончанию работы.

Наблюдение за поведением детей во время и после занятий, самостоятельной деятельности.

Наблюдение за детьми.

При затруднении, напомнить о последующем действии ребенка перед занятием и после него.

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

7. Развивать ролевую речь; (коммуникативные  действия)

1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»

2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).

3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом», «Аптека»

4. Совместная  с воспитателем  игра

5. Итог занятия.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Инструментарий для проведения диагностики

Методика проведения

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

Дидактическое упражнение «Семейная фотография»

 Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра),

или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Задание:

1) Покажи на картинке детей (дай им имена).

2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)

3) Чем вы любите заниматься всей семьей?

4) Какой у тебя самый любимый праздник?

5) Почему? И т. п.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

Наблюдение за деятельностью детей в книжном центре.

Задание:

1) Посмотрите на наш книжный уголок. Какие книги вы там видите?

2) Какие рисунки там изображены?

3) Тебе нравятся рассматривать книги?

4) Какую бы ты книгу хотела посмотреть?

Знает о значении солнца ,воздуха, воды для человека

Беседа : «Для чего нужны людям «воздух», «земля» и «вода» ?»

Задание:

1) Для чего людям нужен воздух?

2) Для чего людям нужен земля?

3) Для чего людям нужна вода?

Ориентируется в пространстве (на себе,на другом человеке,от предмета на

Дидактическая игра : «Поручение»

 Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади,

мяч - слева, пирамидку справа.

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья.

Дидактическая игра : « Собери урожай» Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов

Дидактическая игра : «Где чей дом» Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено,

чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).

Дидактическая игра «Собери урожай».

 (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает

собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

Дидактическая игра «Где чей дом?».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель объясняет правила игры.

На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того

как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.

Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета,приложением, наложением

Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики»

 Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

Дидактическое упражнение « Прилетели бабочки»

 Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Инструкция.

- Что ты видишь на столе?

- Сколько кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно о них сказать?

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду?

Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их

столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем

ряду).

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Дидактическое упражнение «Посади елочки» Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Дидактическое упражнение «Сравним дорожки» 

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.

1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Инструкция.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Что можно сказать о ширине дорожек?

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

Дидактическая игра : «Соотнеси форму с геометрической фигурой»

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка -

круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

Понимает смысл слов«утро»,«день» «ночь», «вечер» Определение частей суток, вре- мена года, их при- знаки,послед

Игровое упражнение : « Когда это бывает?» Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток

Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.

ПОТЕШКИ

Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

Все растенья поливают.

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши».

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки, сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит

назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.

- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.

Образовательная область «Речевое развитие»

Инструментарий для проведения диагностики

Методика проведения

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описание игрушки.

Дидактическая игра : «Опиши предмет» Материал: различные предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.

Просит ответить на вопросы:

- Что это? (Шар.)

- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)

- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

Заучивание стихотворения «Золотой дождь»

Золотой дождь

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

М. Лесовая

Определяет первый звук в слове.Умеет образовывать новые слова по анологии со знакомыми словами

Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом

будет выделять первый звук.

ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.

При повторе слов просит назвать первый звук.

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Содержание диагностического задания:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так,

чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон

принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно

рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Инструментарий для проведения диагностики

Методика проведения

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности,в том числе к поделкам из бумаги

Конструирование домов для сказочных героев.

Материалы: мелкий конструктор

Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой

дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором

этаже этого дома)

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой по диагонали(квадрат прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».

Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей

Наблюдение за детьми во время занятий по аппликации.

Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя расти-тельные и геометрические формы.

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных мате- риалов. Объединяет предметы в сюжеты.

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается

Рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».

Вопросы:

- Какие герои есть в сказке «Колобок»?

- Кого Колобок встретил первым (последним)?

- Какой герой тебе нравится больше всех?

Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»

Знаком с некоторыми видами народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

 Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (

филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)

Имеет предпочтение в выборе муз произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствиии с двухчастной формой музыкального произведения

Наблюдение за деятельностью детей во время музыкальных занятий и музыкального досуга.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружения по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами.

Выполнение упражнений « Пружинка», «Подскоки», «Движения парами по кругу», «Кружения по одному и в парах».

Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко про износить слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение

Проигрывание музыкальной композиции: «Листопад»

Образовательная область «Физическое развитие»

Инструментарий для проведения диагностики

Методика проведения

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

Беседы с детьми  : «Для чего мы делаем гимнастику?» «Закаляйся,если хочешь быть здоров»

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

Наблюдение за деятельностью детей  во время умывания.

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

Наблюдение за деятельностью детей  во время переодевания на прогулку и после нее.

Ловит мяч с расстояния метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает

Физическое упражнение «Поймай мяч», « Отбивание мяча правой и левой рукой»

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

Физическое упражнение : « Построение в шеренгу,в колонну по одному,парами и в круг»

Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руку

Дидактическая игра «Назови, что видишь»

Физическое упражнение : «Движение в нужном направлении»

Содержание диагностического задания:

По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка

показать правую, левую руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) дошкольной образовательной организации.

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образователь­ного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной прогр...

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 –5 лет) дошкольной образовательной организации на __ / __ учебный год

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4-5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и...

Рабочая программа для средней группы на основе программы дошкольного образования " От рождения до школы" под ред.Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под р...

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) дошкольной образовательной организации.

Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) дошкольной образовательной организации.Диагностика педагогческого процесса в младшей группе (3-4 лет) дошкольной образовательной о...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга в средней группе( дети 4 - 5 лет) за 2021 - 2022 учебный год.

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга(уровни овладения  необходимыми умениями и навыками по образовательным областям) в средней группе (дети4 - 5 лет) за 2021 - 2022 уч...