Главные вкладки

    Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
    учебно-методический материал (подготовительная группа)

    Колотова Надежда Анатольевна

    Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_praktikum.docx26.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Калтасинский детский сад № 2 «Рябинушка»

    МР Калтасинский район РБ

    Семинар- практикум для педагогов

    «Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

    Выполнила: воспитатель старшей разновозрастной группы

    Колотова Н.А.

    с. Калтасы 2019г.

    Цель семинара: познакомить  воспитателей с основами игры в шахматы.

    Задачи:

    -  познакомить педагогов  с нормативной базой, регулирующей развитие шахматного образования в образовательных учреждениях;  

    - познакомить с методической литературой по обучению детей игре в шахматы;

    - познакомить с играми для ознакомления детей с  шахматной доской, фигурами, правилами хода и взятия;

    - познакомить с особенностями работы с родителями. 

    Структура семинара

    1. Нормативная база по регулированию  развития шахматного  образования ДОУ.
    1. Анкетирование.
    2. Теоретическая часть:  Методика И.Г. Сухина.  Изучение методической литературы:

      а) методика И.Г. Сухина;

      б) изучение методической литературы игра.

    1. Практическая часть: Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов образовательных учреждений:

    а)    знакомство с шахматными фигурами, правилами хода и взятия.

    1. Рефлексия (обсуждение результатов семинара).

                                                          Ход  семинара

    1. Нормативные документы, регулирующие развитие шахматного образования в образовательных учреждениях

    - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 года №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».

    В контексте изменений в нормативной базе, регулирующей дополнительное образование детей, деятельность образовательных учреждений  разного уровня, одной из актуальных проблем развития шахматного образования в дошкольном учреждении является подготовка педагогических кадров. 

    Четвёртый чемпион мира по шахматам Александр Алёхин говорил:

    «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделать также как и в жизни».

    Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом.

    «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду…»

    Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

    Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа  образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важнымдля подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Специальные занятия на коррекцию и развитие мышления дошкольника становятся все более популярными в практике работы детских садов.

    Как указывает д.п.н. А. Савенков, в современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать. 

    Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников. Доказано, что в шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста.

    Однако на практике используется незначительная часть этих возможностей. Тема обучения старших дошкольников игре в шахматы в педагогике мало изучена. «Тем не менее, актуальность данной проблемы очевидна, - считает Ю.Авербах. - Это развитие ума ребенка, формирование познавательных  процессов, развитие мыслительных операций с помощью шахматных комбинаций. Труды Н.Н. Подъякова, В.А. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. ученых обосновывают возможность и педагогическую целесообразность формирования навыков логического мышления детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Анализ теории П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др. психологов позволяет сделать вывод, что технике и технологии умственных действий надо учить.

    Задача педагога - найти формы и методы, способствующие развитию логического мышления детей. По исследованиям Я.Н. Пономарева, В.Г. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гришина важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

    1. Анкетирование педагогов

    1. Где появились шахматы?

    2. Сколько человек играет в шахматы?

    3.Что означает шах? Что означает мат?

    4. Сколько клеток в шахмотной доске?

    5. Играете ли вы в шахматы?

    6. Хотели бы вы научится играть в шахматы?

    7.Как вы думаете шахматы это спорт?

    8.Сколько фигур в шахматах?

    9. Какие фигуры начинают игру?

    10. Имеется ли дома литература по шахматам?

    11. Кого из знаменитых шахматистов вы знаете?

    12.Какие качества развивает в людях игра в шахматы?

    3. Методика И.Г. Сухина. Изучение методической литературы

    Практика. Рекомендуемая литература для изучения: И.Г.Сухин  «Шахматы для самых маленьких»; И.Г. Сухин «Шахматы. Первый год обучения»; В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы»; В.А. Москалёв «Шахматная тетрадь для дошкольников. Рисуем ходы, осваиваем правила игры».

    Предложенный  опыт составлен на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
     - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
    - применение нестандартных дидактических заданий и игр; 
    - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
    - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
    - выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение» (фигура против фигуры);
    - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
    - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

    Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально-организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. 

    4. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов образовательных учреждений

    Теория. Легенда о мудреце. Шахматная доска, правило расположения доски. Шахматное поле. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. «Адрес» фигуры  на шахматной доске. Шахматные правила: рукопожатие - знак дружбы, «Шахматы любят тишину», «Тронул фигуру - ходи», «Сделал ход - назад не вернёшь», «Сначала думай - потом ходи».

     Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей.  Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

    Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.

    Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

    Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

    Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

    В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

    В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

    В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, (например – покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так».

    Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и т.п.

    На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

    Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста -   с 5 – 7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

    Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.

    Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.

    Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

    Главное правило- нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!!!

    1. Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, правилами хода и взятия

    Теория: Шахматная доска, центр, горизонталь, вертикаль, диагональ.

    Практика: Игры для знакомства с шахматной доской («Улицы, дороги, переулки»,  «Центр – не центр»,  «Назови адрес», «Кто быстрее?»)

    Теория: Пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король.

    Практика:Игры для знакомства с шахматными фигурами(«Волшебный мешочек», «Назови фигуру», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Взятие штаба», «Адрес»). Практика Игра «Волшебный мешочек».

    Уважаемые коллеги! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и  назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы, с помощью рук, попробуйте угадать, какая фигура здоровается с вами, и позовите её по имени.

    Эта игра используется мною для закрепления названий фигур и развития восприятия через тактильные ощущения.

    1. Рефлексия

     Викторина по шахматам

    «Шахматное королевство»

    Ответьте на вопросы

    1. Как переводится на русский язык слово шахматы?

    2. Сколько всего клеток на шахматной доске?

    3. Как ходит пешка?

    5. Как ходит ладья?

    6. Как ходят слон?

    7.Как ходит конь?

    8. Как ходят ферзь

    9. Как ходит король?

    8. Назовите самую сильную фигуру?

    9. Сколько всего фигур на шахматной доске?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

    Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

    Без игры нет,и не может быть полноценного умственного развития.Игра -это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности....

    Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

    Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

    Статья "Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

    laquo;Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного«Без игры нет,   не может быть полноценного ...