Главные вкладки

    Консультация для воспитателей " Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
    консультация

    Пристанскова Лариса Петровна

    Консультация для воспитателей " Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass_dlya_vospitateley.docx30.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер класс для воспитателей

    «Здоровьесберегающие технологии

     в дошкольном образовании»

    Разработала Пристанскова Л.П.

    Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

    Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

    Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

    Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
    1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
    2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
    3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.


              Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных  здоровьесберегающих технологий. Среди которых,  
    валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы  остановиться подробнее.

                                            Музыкотерапия

         Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.

               Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

    -звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

    -духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

    -музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека.

    -струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

    -вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.

                                              Метод “Вокалотерапии”

    Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.

    А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

    Для общего сведения:

    Гласные звуки:

    А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

    Э - улучшает работу головного мозга;

    И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

    О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

    У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

    Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

    Звукосочетания:

    ОМ – снижает кровяное давление;

    АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

    УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

          На музыку реагирует и температура тела. 

    Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

    В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

    Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

    Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются;

    Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

                       Валеологические песенки-распевки 

    С них часто начинаются музыкальные занятия, а так же могут использоваться перед занятиями в группах. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

                «Доброе утро!»

    Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
    Улыбнись скорее! 
    (разводят руки в стороны)
    И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
    Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

    Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)
    Разотрем ладошки сильнее, сильнее 
    (движения по тексту)

    А теперь похлопаем смелее, смелее (хлопают)
    Ушки мы теперь потрем 
    (потирают ушки)
    И здоровье сбережем. 
    Улыбнемся снова 
    (улыбаются)
    (Вместе сказали:) Будьте все здоровы!

    Дыхательная гимнастика

    Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Цветочек

    (при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

    И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем ртом.

    Машина

    (обучение постепенному выдоху воздуха)

    И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

    Собачка

    (закаливание зева)

    И.П .- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

                           Артикуляционная гимнастика

    Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

    Жаба Квака

    (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

    Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

     Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
    Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

    да водички поглотала, (глотают)

    На кувшинку села, песенку запела:

    "Ква-а-а-а! Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
    Жизнь у Кваки хороша!
     (произносят звуки отрывисто и громко)

    Игровой массаж

    Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

    Вот на улице мороз

    Вот на улице мороз! (
    Поглаживают руки)
    Ну-ка, все потрите нос! (
    Трут кончик носа.)
    Ни к чему нам бить баклуши (
    Грозят правым указательным пальцем.)
    Ну-ка, взялись все за уши: 
    (движения по тексту)
    Покрутили, повертели,
    Вот и уши отогрели! 

    По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)
    По плечам похлопали, (
    Руки скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)
    Ножками затопали! (Топают ногами.)

                                              Самомассаж

      Умный гном -точечный массаж

    На полянке стоит дом

    В этом доме умный гном!

    (Массажируют точку между бровей)

    Он в окошечки глядит,

    Что увидит, говорит.

    (массажируем точки на весках)

    Пальчиковые игры

    Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

    Этот пальчик

    Этот пальчик хочет спать

    Этот пальчик лёг в кровать

    Этот пальчик чуть вздремнул

    Этот пальчик уж уснул

    Этот пальчик крепко спит

    Никто больше не шумит.

    (Дети загибают пальцы по очереди,  начиная с мизинца)

    Гости
    Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
    - Мама, мама!  (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
    - Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
    - Гости едут! (Постукивают мизинцы.)
    - Ну и что? (Постукивают указательные пальцы.)
    - Здрасьте, здрастье! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
    - Чмок, чмок, чмок! ( Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

    Речевые игры

    Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

    «Дождь»

    Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
    Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
    Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
    Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
    Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
    А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

    Листопад

    Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

    Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)

    Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

    И летят, летят, летят! (качают руками)

                            Игроритмические упражнения.

    Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение  - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

    Лужи (Один ребёнок поёт этот стишок по своему, все остальные делают движения)
    Ребёнок

    Шлеп-шлеп-шлеп иду по лужам. – (Дети ритмично постукиваю ладонями по ногам.)
    Хлюп-хлюп-хлюп вода в ботинках. 
    — Ритмично притопывают ногами.
    Кап-кап-кап мне зонтик нужен — (
    Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами) 
    Оп-оп-оп вода по спинке.   (
    Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.)
    Буль-буль-буль упала шапка.  (
    Плечики вверх вниз)
    Ой-ой-ой, кругом вода. 
    (Качают головой, руки к голове.)
    Да-да-да, себя так жалко. ( Ритмично кивают головой.)
    Ребёнок- Грозит деткам пальчиком

    Одевайтесь в дождь всегда!

     А ещё я хочу рассказать о музыкально-рефлекторном пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам  легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.


    Зайчата

    (Ребята выполняют движение по тексту)
    Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках.
    Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
    Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
    Глазки открываем, с ножками играем.
    Поджимаем ножки, выпрямляем ножки.
    А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
    С боку на бок повернемся,
    И уже совсем проснемся!

                       Психогимнастические упражнения 

    Эти упражнения можно использовать  в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад; в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу;в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Эти упражнения очень хорошо развивают воображения детей.

     «Воздушные шарики»

    Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

    Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

    Упражнение можно повторить 3 раза.

    «Корабль и ветер»

    Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

    Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

    «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

    Упражнение можно повторить 3 раза.               

               И так, отсюда можно сделать вывод, что музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


     В результате этой работы, мы должны добиться: 

    1. Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка
    2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
    3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
    4. Повышение уровня речевого развития
    5. Стабильности физической и умственной работоспособности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

    Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование разви...

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»....

    Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

    Здоровьесберегающие технологии  в работе сдетьми дошкольного возраста...

    Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

    Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие системы в дошкольном образовании» Островок здоровья

    «Здоровьесберегающие системы в дошкольном образовании»Островок здоровьяБыть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоро...