Проект "Шашки-зарядка для ума"
учебно-методический материал

Шерстобитова Людмила Анатольевна

Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка»

города Лесосибирска»

ПРОЕКТ

«ШАШКИ – ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»

Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности

https://blinova-ds48kar.educhel.ru/uploads/8000/28550/persona/folders/shashki-1.png?1497529457047

Шерстобитова Людмила Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

           Береснева Татьяна Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Лесосибирск - 2019

Краткая аннотация проекта.

 Настоящий проект разработан воспитателями   МБДОУ Детский сад №41 «Лесная сказка» Шерстобитовой Людмилой Анатольевной, Бересневой Татьяной Анатольевной при тесном сотрудничестве с родителями. Участники проекта: дети подготовительных к школе группы (в данном учебном году их в детском саду четыре), педагоги МБДОУ, родители.

Проект долгосрочный.

Проект  имеет четыре этапа:

1. Подготовительный этап – наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки.  Проведение родительского собрания. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ и родителей. Сбор и анализ методической литературы и пособий по проблеме проекта, определение источников информации.  Включение игр и задач  из авторского методического пособия Шерстобитовой Л.А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс, которые помогли нам заинтересовать детей, повысить познавательную активность, создать атмосферу успеха и уверенности, повысить соревновательный настрой.

2. Организационный этап – создание группы из детей  и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и ребят, желающих приобщиться к игре. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта.  Знакомство детей  с теорией игры в шашки. Беседы, игры-путешествия, презентации помогающие освоить термины и правила. Занятия - понять основные приёмы борьбы на шашечной доске,  решить задачу о том,  как пройти в дамки, закрепить правила поведения во время игры.

3. Основной этап -  закрепление практических навыков.  В свободное от занятий время игра в шашки  парами, командами. Организация соревнований с детьми параллельных подготовительных к школе групп.    

Увлеченных детей становится все больше. На этом этапе нам очень помогла поддержка наших родителей. Они играли с детьми дома, демонстрировали  им учебные занятия по игре в шашки на компьютере. Такие практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания.

Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация,  памятки), индивидуальные беседы с родителями дали положительный результат.

Мы с удовлетворением заметили,  что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.  

4. Итоговый этап (аналитический)  завершился проведением развлечения «Шашки – зарядка для ума».  Состоялся настоящий праздник  с героями, в котором нашлось место стихам, викторине шашечному турниру с очередными победами и награждением.  Подведены итоги по реализации проекта и ознакомлены с ними все участники.

Ценность педагогического опыта заключается в значительном числе детей, увлекшихся игрой в шашки, взаимодействии с педагогами, детьми и родителями всех четырех подготовительных к школе групп в детском саду, формировании интереса к русским  шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную направленность.

Актуальность

В настоящее время существует много интересных игр для детей и взрослых, но не теряет популярности древняя игра в шашки.  Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране. Этой старинной, подлинно народной игре посвящают свой досуг множество людей различных возрастов и профессий.

Теоритическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание В.Н. Сидорычев, Б.М. Герцензон, В.К. Погребной, В.Я. Юзик, Е.М. Юровский, Л.П. Кондратьева, О. А. Романчук. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение детей дошкольного и школьного возрастов игре в шашки.

Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие достаточного количества методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных организаций в данном направлении.

Наиболее распространенным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста является использование синкретического вида деятельности (синкретизм - смешение, неорганическое слияние разнородных элементов), сочетающего элементы спорта, науки и искусства и, ввиду этого, обладающее неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Таким видом деятельности мы считаем обучение детей игре в шашки.

Цель: формирование интереса к игре в русские шашки. 

Задачи: активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку.

Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать инициативу и самостоятельность, спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

 Воспитывать отношения к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную и творческую направленность.

Методы и приемы

 - Игровые: игры подвижные и малоподвижные с правилами, игры-путешествия, игры – соревнования, игры-конкурсы, интеллектуальные игры (викторины). Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры», игра «Взятие шашки». 

- Словесные: беседа («Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки»), рассказ («Шашечная доска и шашки»), сказка («Королевство шашек»), объяснение.

- Наглядные: показ видеоматериалов, показ педагога позиций на доске.

- Практические: задачи, упражнения, конкурсы, сеансы одновременной игры, тренировочные партии, матчи. 

- Проблемно-поисковые: эвристическая беседа «А что, если?»; создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и задач, формирование гипотезы, доказательство гипотезы (сравнения, логические рассуждения, исследовательский опыт, выводы и обобщения).  Дидактические задания «Атака неприятеля», поисковая операция «Задания умной Совы».

Образовательные технологии:

- игровая технология (интеллектуальные и дидактические игры по развитию логического мышления, подвижные игры);

- ИКТ (компьютерные программы, слайд - лекции);

- здоровьесберегающая технология (динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика);

- личностно-ориентированные технологии (индивидуально-дифференцированный и деятельностный подход при обучении игре в шашки).

Прогнозируемый результат 

- У детей развито  логическое мышление, память, внимание, находчивость, смекалка.

- Дети владеют правилами игры в русские шашки.

- У дошкольников сформировано умение разрешать проблемные ситуации.

- Сформировано отношение к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную  направленность.

- Воспитано спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

План реализации проекта

Этапы проекта

План действий

Сроки реализации

Ответственные

I

Подготовительный

1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов.

2. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки.  

3. Проведение родительского собрания по теме «Интересы наших детей».

4. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ, детей  и родителей.

5. Сбор и анализ методической литературы, пособий по проблеме проекта, определение источников информации.  

6. Включение игр и задач  из авторского методического пособия Шерстобитовой Л.А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс:

- задачи на развитие логического мышления: «Кто быстрее найдет», «Живые числа», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»,

«Заштопай коврики», «Найди парную картинку», «Загадки»;

- упражнения на развитие памяти: «Собери портфель в школу», «Собери рюкзак в поход», «Рифмовка», «Ассоциации», «Инструкция»;

- упражнения на развитие внимания: «Найди отличия», «Доведи Петю до домика», «Лабиринт».

Сентябрь – ноябрь

2018

Воспитатели, дети, родители.

II

Организационный

1. Создание группы из детей  и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и привлечение ребят, желающих приобщиться к игре.

2. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта.

3. Знакомство детей  с теорией игры в шашки:

 - беседы: «Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки»;

 - рассказ («Шашечная доска», «Шашки»);

- сказка («Королевство шашек»);

игра-путешествие «Задания умной совы»,

- Занятия:

  • «Ходы»,
  • «Бой»,
  • «Взятие»,
  • «Мостик»,
  • «Дамка»,
  • «Повторение»,
  • «Лесной урок».

Ноябрь,  декабрь, 2018

Январь 2019

Воспитатели, дети, родители.

III

Основной

1. Закрепление практических навыков:

 - игра в шашки парами,

- тренировочные партии,

- игра-соревнование  командами,

- игра с детьми параллельных подготовительных групп,

- сеансы одновременной игры (с участием родителей),

- турниры,

-  матчи. 

2. Наглядная информация для родителей о пользе и правилах  игры в шашки.

3. Поиск сайтов по обучению детей игре в шашки.

4. Доведение до сведения родителей ссылок на сайты по обучению дошкольников игре в русские шашки.

5. Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация,  памятки), индивидуальные беседы с родителями).

Январь, февраль, март  2019

IV

Итоговый (аналитический)

 Праздник  -

развлечение «Шашки - зарядка для ума».  

Результативный блок

После проведенной работы отмечены следующие положительные результаты:

- увеличено количество детей, увлеченных игрой в русские шашки;

- сформирован интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу;

- у детей отмечены проявления  инициативы и самостоятельности,  проявляющиеся в умении занять свое свободное время в течение дня полезной деятельностью;

- заметно повышена развитость умения анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности, обобщать и делать выводы;

- налицо сплочение детско-родительского и педагогического сообщества.

Март 2019

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

                     

Список литературы:

1. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Лениздат, 1969. – 128 с.

2. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей/. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.: Просвещение, 2009.

4. Сидоричев В.Н. Русские шашки для дошкольников.

5. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П.  «Зайкины шашки» (обучение дошкольников игре в шашки).