Консультация для воспитателей
консультация

Признаки неблагопучия в семье. Тревожные сигналы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_vospit.docx353.04 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Механизмы выявления неблагополучных семей в ДОУ»

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

 Внешний вид ребенка и характер травм:

 - множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

 - задержка физического развития (отставание в весе и росте);

 - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка: 

- боязнь взрослых;

- редкие проявления радости, плаксивость;

- реакция испуга на плач других детей;

 - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

-примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

 -пассивная реакция на боль;

-болезненное отношение к замечаниям, критике;

-заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

-псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

-негативизм, агрессивность;

 -жестокое отношение к животным;

- лживость, воровство;

- склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей:

-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

 -несвоевременное обращение за медицинской помощью;

-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

 Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

- задержка физического и умственного развития;

 - нервный тик;

 - энурез;

- печальный вид;

 - различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

 Поведение ребенка:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

 - угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

 Поведение взрослых

- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

 - открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

 -мастурбация;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

 -многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

-стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

- требование ласки и внимания; - подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

 - неумение общаться с людьми, дружить;

 - неразборчивое дружелюбие;

 - регрессивное поведение;

- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-низкая самооценка.

Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение девственно плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-заболевания, передающиеся половым путем,

-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-резкие изменения веса;

 -вагинальные кровотечения;

 -психосоматические расстройства,

-страхи, ночные кошмары;

 -регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

 -несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...