Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»
учебно-методический материал

Котина Гуля Рашитовна

Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 297 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани


План самообразования  и повышения профессионального уровня

старшего воспитателя

Котиной Гули Рашитовны

   в межаттестационный период

 на 2020 – 2025гг.

Тема:  «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»

Актуальность


Система организации методической работы в детском саду  должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом, создание условий для роста профессионального мастерства, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образовательного процесса.

        Работа, проводимая  в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, совершенствовать его педагогическое мастерство, способствует активизации личности педагога, совершенствованию его творческой деятельности. 

         Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

        Многие воспитатели, приобретая опыт, идут к своему успеху путем проб и ошибок годами. Помощь в профессиональном становлении и развитии педагогов –обязанность старшего воспитателя. Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Старший воспитатель должен постараться создать такую систему сопровождения молодых специалистов, которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями. В работе старшего воспитателя можно выделить такое направление, как сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;

недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ и в первую очередь старшим воспитателем.

Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 5-8 лет – это период становления молодого специалиста. Профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системе обучения.

Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

      Также часто у педагогов – практиков наблюдается снижение интереса к научно – теоретическим проблемам дошкольного воспитания, и рассчитывать на спонтанное самосовершенствование деятельности педагогов не приходится.

  Стремление преодолеть пассивность педагогов – это необходимость использования старшими воспитателями  новых эффективных методов обучения, к которым относятся активные методы. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.

Активное обучение является способом познания, когда воспитатель становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя задания творческого и проблемного характера. В ходе такого обучения обеспечивается высокий уровень активности воспитателя, расширяется кругозор, формируются умения и навыки профессиональной деятельности, происходит развитие творческих способностей, педагогической рефлексии, формируются мировоззренческие установки и т.д.   Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Применение активных методов обучения способствует  развитию самостоятельности, воли, активности, формированию определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитию коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. В активных формах методической работы педагоги занимают активную субъектную позицию. Обратная связь, обмен мнениями, использование игровых ситуаций помогают заинтересовать воспитателей, создать в коллективе психологический микроклимат.

           Исследователями доказана зависимость усвоения материала от методов и форм его сообщения. При слушании лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – более половины, а при разработке конкретных ситуаций, в деловых играх – почти всю.

        И  наиболее эффективными формами обучения воспитателей являются практические занятия, потому что, действуя сами, воспитатели «унесут» с такого занятия больше знаний, умений и навыков, чем просто прослушав материал. Поэтому необходимо включать больше практики (взаимопосещений, коллективных просмотров, творческих отчетов, открытых мероприятий, тренингов и др.). Такие мероприятия проходят интересно и продуктивно.                                                                

         Планировать методическую работу с педагогами,  использую  известные, широко вошедшие в практику формы:

 Групповые  (педагогические советы, мастер-классы семинары, консультации, методические выставки,  творческие группы).  Чередовать традиционные и нетрадиционные формы. Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Постоянная связь содержания методической работы в дошкольном учреждении с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. 

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

      Проблема  «Интерактивные формы работы  с кадрами» очень актуальна как в теории,  так и в практике и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы. Используя  интерактивные методы в педагогическом процессе, которые побуждает педагога к постоянному творчеству, к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.

Значение интерактивных форм  - достижение таких важнейших целей, как:

  • Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
  • Повышение уровня активности и самостоятельности.
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
  • В чем же преимущества использования интерактивных форм работы в дошкольном учреждении?

Во-первых, значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых, реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

    Приоритетные направления содержания методической работы:

  • повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных педагогических и информационных технологий;
  • совершенствование воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов воспитательной работы);
  • проектирование и планирование профессионально-методического образования педагога;
  • контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности;
  • выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов;
  •  аттестация педагогических кадров.

Цель профессионального развития:

В течение межаттестационного периода повышать уровень профессионального мастерства, внедряя (изучая, апробируя, применяя, используя) современные технологии, методики для организации учебно-воспитательного процесса, повышения качества методической работы и профессионального мастерства педагогов МАДОУ.

Задачи:

  • изучение литературы по проблеме методической работы по повышению педагогической компетентности педагогов;
  • повышение исследовательской культуры педагогов, формирование у них потребности в изменении технологии организации педагогического процесса.
  • совершенствование у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышение уровня аналитической, рефлексивной культуры педагогов.
  • анализ применения педагогами ДОУ современных педагогических технологий, в ходе осуществления педагогической деятельности.
  • разработка и реализация индивидуального плана методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификационным характеристикам.
  • формирование позитивного отношения педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
  • создание условий для повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства, проявления творчества и способностей педагогами ДОУ.

Форма самообразования: Индивидуальная

Планируемые результаты

  • Развитие профессиональной компетенции педагогов:
  • Общекультурная компетенция: компетенция личностного самосовершенствования: потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию.
  • Познавательно-творческая компетенция: развитость творческих способностей; · способность самостоятельно приобретать новые знания через курсовую подготовку, семинарские занятия, выступления на заседаниях МО и другие мероприятия
  • Ценностно-смысловая ориентация личности: потребность и способность самореализации через разработку технологических карт образовательной деятельности, проектов, положений и др. построение профессиональной деятельности.
  • Коммуникативная компетенция: владение технологиями устного и письменного общения.
  • Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию, работать в разных программах.
  • Профессиональная компетенция педагога: активная жизненная позиция, профессиональные знания и умения, способность делать материал доступным, профессиональные личностные качества: педагогический такт, эрудиция, общая культура, развитие различных творческих умений.

Срок реализации программы самообразования:  2020 - 2025 гг.

Сроки

Этапы

Содержание деятельности

2020

Диагностический

Постановка проблемы, проведение мониторинга актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы интернет ресурсов в данном направлении.

2020-2021 учебный год

Прогностический

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

2021 - 2024г.г.

Практический

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

2024 – 2025 учебный год

Обобщающий

Подведение итогов, оформление результатов работы,  аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность

Внедренческий

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

  1. Изучение научной литературы по проблеме методической работы по повышению педагогической компетентности педагогов

Сроки

Тема

Вопросы,  по которым

изучается литература        

Февраль – март  2020

Методическая работа как средство достижения нового качества дошкольного образования 

Повышение исследовательской культуры педагогов, формирование у них потребности в изменении технологии организации педагогического процесса

Формирование исследовательской культуры педагога

Апрель 2020

Рефлексивность как профессионально-значимое личностное качество педагога

Совершенствование у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией,

Май  2020

Современные образовательные технологии ДОУ.

Применение

педагогами ДОУ современных педагогических технологий, в ходе осуществления педагогической деятельности.

Сентябрь 2020

Психологические условия развития позитивного отношения педагога к инновационной деятельности

«Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ»

Формирование позитивного отношения педагогов к осуществлению инновационной деятельности.

Октябрь- ноябрь  2020

Совершенствование аналитической культуры педагогов как основы повышения образовательного процесса

 Декабрь 2020

Изучение эффективности создания условий для повышения профессиональной компетентности педагога в ДОУ

Создание условий для повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства, проявления творчества и способностей педагогами ДОУ.

Январь

2021

Организация практических занятий, моделирующих типовые педагогические ситуации

Февраль – март

2021

Потенциал ИКТ в обучении.

Способность самостоятельно и рационально организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Апрель-май 2021

«Ценностные ориентации личности глазами современных психологов»

Способность педагога к самореализации

     2.Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию индивидуального плана

Сроки

Задачи или содержание

деятельности

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается отчёт

о выполнении работы

В течение  2020 года

Создание методических

разработок инновационных

технологий работы с педагогами

Методические

разработки

Мастер-класс, педагоги ДОУ

Март  

2021

Подготовка анкеты «Готовность педагога ДОУ к инновационной деятельности»

Анкета, анализ результатов

Заседание малого педагогического совета педагогов ДОУ

Сентябрь 2021

Разработка плана по реализации речевого развития, методического материала

Программа, методический материал (диск)

ММО воспитателей

Март 2022

Проведение SWOТ – анализа  компетентности педагогических кадров

Анкета, анализ результатов

Педагогическая мастерская  

Декабрь

2022

Карта индивидуального образовательного маршрута воспитателя по развитию профессиональной  компетенции

Карта индивидуального образовательного маршрута воспитателя по развитию профессиональной  компетенции

Заседание малого педагогического совета для педагогических работников ДОУ

Октябрь

2023

Разработка и реализация индивидуального плана с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификационным характеристикам

Индивидуальный план профессионального развития

Заседание малого педагогического совета для педагогических работников ДОУ

Октябрь

2024

Разработка памятки для составления проблемно-ориентированного анализ работы педагога по ИКТ

Памятка

Заседание малого педагогического совета для педагогических работников ДОУ

Май 2025

Разработка рейтинговой оценки профессиональной компетентности и результатов деятельности воспитателя

Шкала оценки (таблица)

Заседание малого педагогического совета для педагогических работников ДОУ

3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Сроки

Задачи или содержание

деятельности

выступление

Форма

представления

результатов

работы

Где и кем и когда

заслушивается

отчет о

выполнении

работы

Март 2020

Современные образовательные технологии Кейс технологии

Мастер-класс

Заседание малого педагогического совета педагогов ДОУ

Ноябрь 2020

Современные образовательные технологии в работе с педагогами «Метод модератора»

Мастер-класс

Заседание малого педагогического совета педагогов ДОУ

Апрель 2021

Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию, работать в разных программах

Практикум

Семинар – практикум для воспитателей ответственных за содержание сайтов ДОУ

Сентябрь 2021

Обучение педагогов ДОУ конструктивным способам общения

Игры, тренинги, занятия

Педагогический круг

Декабрь 2022

Актуальность включения проектной деятельности в работу ДОО»

Кейс - папка

Выступление в рамках августовской конференции,  старшие воспитатели  ДОУ

Февраль

2022

SWOТ – анализ развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, трудности и способы решения

Анкета, анализ результатов

 Детский сад

Сентябрь

2022

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Тренинг

На малом педагогическом совете

Декабрь 2022

Личностно-ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса

Доклад

МО старших воспитателей

Февраль 2023

«Инновационные технологии в дошкольном образовании»

Практикум

Заседание старших воспитателей в рамках августовской конференции работников образования

Май 2023

Потенциал ИКТ в обучении. Пять групп ключевых компетенций

Практикум

На педагогическом совете

Ноябрь

2024

Современные образовательные технологии в работе с педагогами «Шесть шляп мышления», «Кейс - технологии»

Мастер-класс

Заседание малого педагогического совета педагогов ДОУ

Январь 2024

Самоанализ об образовательном взаимодействии воспитателя и ребенка дошкольного возраста

Анкета самоанализа, анализ результатов

На семинаре – практикуме педагогов ДОУ

Апрель 2024

 «Самооценка профессиональных качеств педагога» (ежегодно в октябре и в апреле)

Анкетирование

На малом педагогическом совете

Октябрь

2024

Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.

Консультация для воспитателей

На малом педагогическом совете

Январь 2025

Создание личного мини-сайта

Сайт

Заседание творческой группы педагогов ДОУ

Май   2025

Экспериментальная деятельность в ДОУ по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Анализ эффективности работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности

На педагогическом совете

Январь 2025

Итоги самообразования

Представление опыта работы

Круглый стол с обсуждением вопросов по эффективности работы

4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

Сроки

Темы семинаров, круглых

столов и др.

Место

прохождения

курсов, участия в семинарах и др. мероприятиях

Форма отчета о

результатах подготовки

2021

Реализация проектов «Школа цифрового века» - применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Подготовка проектов, размещение материала на портале

2024

«Методическое сопровождение образовательного процесса в контексте стандартизации дошкольного образования»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Участие в республиканском семинаре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп».

Тема мастер-класса: «Один в поле не воин» или «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп»....

Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации

В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО» будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогов ДОУ.В течение семинара мы...

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов средствами современных образовательных технологий

Цель: повышение уровня профессионализма педагогов ДОУ.Задачи: Провести краткий анализ условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста....

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ

В статье проанализирован опыт работы, направленный на повышение профессиональной компетенции педагогов образовательного дошкольного учреждения, автором предложен путь становления педагога посредством ...