«Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе»
статья (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Куликова

В статье раскрывается включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_statinv.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе»

Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района СПб Куликова Наталья Викторовна

     Поступление в школу – переломный  период   в  жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования, к  которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Следует отметить, что  проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда, но в настоящее время она приобрела особое значение. Актуальность данной проблемы обусловливается многими  факторами.

       Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом  определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.       Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребёнку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребёнка, в системе его отношений с окружающими людьми.

Формирование  качеств  необходимых будущему школьнику  может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.  

Актуальность изучения социально-психологической готовности  к школе детей, посещающих  и не посещающих детский сад,  связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама система  преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс.

     Подготовка детей к школе – это главная задача,  которая  охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая  и социальная готовность к  школе  один из важных и значимых аспектов этой задачи. Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а,  следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть сформирован определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.  В связи с этим, особое значение имеет развитие детского самосознания, которое отражается в самооценке и саморегулировании своих действий,  поступков, поведения.  

      В настоящее время сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Многие исследователи  (Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин,  Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева) отмечали, что значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности   в  адаптации к школьному обучению, основной причиной  которых является то, что они психологически не готовы к школьному обучению.  К тому же, в связи с изменением социальных условий, дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали они детский сад или воспитывались дома. Порой родители делают основной акцент на вкладывание в детей как можно большего количества знаний, забывая, что обучение в школе – это и большая физическая нагрузка, и наличие коммуникативных навыков. Успешное взаимодействие ДОУ и семьи может обеспечить достаточно высокий уровень готовности ребенка к  школьному обучению, его социализации в новых условиях. Однако, в настоящее время, к сожалению еще не решена проблема  отстраненности  большинства родителей от жизни детского сада,  они не стремятся стать активными соучастниками педагогического процесса, что не дает возможности выстроить процесс подготовки ребенка к школе максимально эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста

Труд - это сложный вид деятельности. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности. Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребенок удовлетворя...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Мы должны создавать такие  условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...