Семинар-практикум для воспитателей: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шагалеева Зиля Аухатовна

Оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_premy_doklad.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».

Цели:

- оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики;
  • сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации;
  • обучать использованию игровых приемов для коррекции звукопроизношения

        Коррекция звукопроизношения (основная цель логопедического воздействия) - это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо научить:

- узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

- отличать правильное и дефектное произношение звука;

- осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;

- принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

  • безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Сегодня на семинаре мы с вами разберем основные 4 направления коррекционной работы по звукопроизношению и использование в них игровых приемов:

-Развитие фонематического слуха;

- Развитие дыхания;

- Развитие артикуляционного аппарата;

-Развитие мелкой моторики.

Все эти направления неразрывно связаны между собой.

        Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

        Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

         Игры делятся на подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические. Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру игровых действий.

        Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр  предлагаемых  в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

        В методической копилке каждого педагога имеются интересные сюжеты  занятий. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых конспектов занятий и игровых приемов.

        Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.

        Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест.

        Известно, что поведение детей с речевыми нарушениями в игре характеризуется рядом особенностей. По наблюдениям Г.В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

        Нарушение общей и речевой моторики (это касается детей со стертой формой дизартрии) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

         Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности детей с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.

Разнообразие игр и игровых приемов в устранении нарушений звукопроизношения у дошкольников

        Учитель-логопед, работающий с детьми-дошкольниками, не имеющего в своем составе специализированных групп (логопедический пункт), в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии, ОНР).         Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы. Стараясь решить эту задачу, пришли к выводу о том, что проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, будет способствовать развитию сенсорной (чувственной) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве и т.д.), внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.          Игры для работы не столько приобретаются, сколько специально изготавливаются. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований.

        Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большой степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы.

        Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности.

        На подготовительном этапе работы большое место отводится развитию слухового восприятия, развитию фонематического слуха т.к. мы знаем, что если ребенок не слышит, не воспринимает звук, то у него будут трудности в обучении. Мы ведь знаем, что ребенок как услышит, так и напишет так и будет повторять, поэтому большое внимание уделяем развитию слухового восприятия и фонематического слуха. Какие же игры можно использовать при развитии слуха. «Поймай звук», «Эхо», «Чиним испорченный телефон», «Отгадай что звучит», «Громко или тихо», «Три медведя», «Угадай кто позвал» и т.д.

        В последнее время очень модными стали вот такие фонационные трубки, они усиливают звук.

Как образуются звуки речи.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) — гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) — полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речи - и голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок — его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого — твердое нёбо, задняя часть — мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки, боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и от-дельными частями. Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами.

В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточная подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнегого возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Возникает вопрос:

     Как научить ребенка выполнять то или иное упражнение, где выполнять и что для этого необходимо?

Так как детям достаточно трудно выполнить по инструкции самостоятельно требуемое упражнение, очень важно сделать опору на различные анализаторные системы: слуховую, зрительную, тактильную, задействовав органы слуха, зрения, кинестетические ощущения и постараться найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме не утомляют, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Начинать необходимо с самых простых упражнений, развивающих подвижность речевого аппарата.

     Практика показывает, что при первоначальном выполнении предложенных упражнений дети испытывают трудность самостоятельного выполнения.

     Рекомендуется учиться выполнять упражнения совместно с педагогом перед одним зеркалом. В таком случае ребенок имеет возможность увидеть не только свое отображение в зеркале, но и посмотреть, как выполняет данное задание взрослый, сопровождая инструкцией (опора на зрительный и слуховой анализатор). Для этого должен быть оборудован уголок с зеркалом, столиком или полкой в достаточно освещенной зоне. Ребенок и педагог находятся на одном уровне, что дает возможность ребенку видеть положение органов артикуляции педагога при выполнении заданий и выполнять их по подражанию, в том случае если недостаточно понятна словесная инструкция.

Требования к проведению:

• Логопедическую гимнастику нужно проводить каждый день, по возможности 3-4 раза в течение дня, каждое из которых не должно превышать 3-5 минут.

• Важно, чтобы ребенок ощущал в каком положении находятся губы, язык, как проходит воздушная струя, меняется мимика, зрительный образ.

• Каждое из упражнений необходимо выполнять 5-7 раз, так называемые, статические упражнения, которые выполняются в одном положении артикуляционной позы, следует выполнять каждое по 10-15 секунд.

• При составлении комплекса артикуляционной гимнастики, следует выбирать упражнения с разными степенями сложности и выстраивать занятия по методу от простого упражнения к сложному. Лучше всего процесс обучения построить в форме игры.

• Ежедневно нужно повторять предыдущие упражнения и добавлять одно новое. В случае если ребенок не справляется с выполнением одного из заданий, вводить новое на данном этапе не стоит.

• Гимнастику следует выполнять ребёнку в сидячем положении, потому как в данной позе у ребенка выпрямлена спина, а ноги и руки расслаблены.

1. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

2. Игра «Логокуб»

Артикуляционная гимнастика.

Разминка.

«У бабушки с дедушкой».

                 Толстые внуки приехали в гости.

                                                    С ними  - худые, лишь кожа да кости.

                 Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

                                                  поцеловать они их потянулись.

     Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы.

                 Блюдца поставим – положат блины нам.

                                                    Блинчик жуем с вареньем малиновым.

                Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

                                                    Чашки поставим, чтоб чаю налили.

               Вкусный был завтрак, никто не обижен.

                                                     Скажем «спасибо» губы оближем.

               Дедушка сделал для внуков качели.

                                                     Все мы на них покачаться успели.

              Вечером скачем на лошади ловко.

                                                                  Звонко стучат по дороге подковки.

          Вот замедляет лошадки шажочки, и на опушке мы видим грибочки.

Следующее направление работы речевое дыхание.

Цель: выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

 Правила выполнения упражнений

- не заниматься в пыльном, непроветриваемом, или сыром помещении;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- одежда не должна стеснять движений;

- не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Игры: «Вертушки», «Сдуй бабочку с цветка», «Фокус».

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Четвертое направление развитие мелкой моторики.

Моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение развития мелкой моторики:

  • Повышает тонус коры головного мозга.
  • Развивает речевые центры коры головного мозга.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
  • Способствует улучшению артикуляционной моторики.
  • Развивает чувство ритма и координацию движений.
  • Подготавливает руку к письму.
  • Поднимает настроение ребенку.

Игры для развития мелкой моторики:

Шнуровки, игры с прищепками, мозайка, пуговицы, пирамидки, лепка, рисование, штриховки, игры с песком, массаж пальцев рук и т.д.

Мы с вами разобрали основные направления работы по звукопроизношению и использованию в них игровых приемов. Эти направления, как вы уже поняли, тесно взаимосвязаны между собой и работая по одному направлению ничего не добьешься.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.А.С.Макаренко Игра...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...