Мнемотехника и мнемотаблицы в работе с детьми
консультация

Фомина Светлана Николаевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_rabote_s_detmi.docx531.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей и узких специалистов

Тема: «Мнемотехника и мнемотаблицы в работе с детьми»

Подготовила

Воспитатель

Фомина Светлана Николаевна

Первая квалификационная

категория

сентябрь, 2018 г.

Нижнекамск

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 

Последовательность в работе с мнемотаблицами:

1 этап.  Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность.

Структура мнемотехники. 

Приемы мнемотехники строятся от простого  к сложному:

Мнемоквадраты - символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т.д.);

Мнемодорожки - последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами -понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки - это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. 

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы? 

- пересказ художественной литературы;

- заучивание стихов;

- обогащение словарного запаса;

- обучение составлению рассказов;

- отгадывание и загадывание загадок;

- ознакомление с миром природы и т.д.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_1.png https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_2.png

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы. 

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная. 

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. 

Сказка «Репка»    https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_3.jpeg 

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_4.jpeg Сказка «Маша и медведь»

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

Примеры мнемотехники.

Рассказы по мнемотаблицам.

Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу. 

Составление рассказа о зиме.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. 

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_5.jpeg

Заучивание стихотворений

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_6.png

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. 

Мнемотаблицы – загадки.

Сидит дед во 100 шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_7.png

Без рук, без топора, а построена изба. (Гнездо)

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_8.jpeg

Мнемотаблицы на однокоренные слова. Слово «Снег».

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_9.jpeg

Описательные расказы по лексическим темам.

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_10.jpeg «Осень»

Дидактические игры.

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_11.png

«Д/и: «Что забыл нарисовать художник?»

https://arhivurokov.ru/multiurok/1/b/7/1b71e1780faf08a74fcea6e2031056bc28d334af/ispol-zovaniie-innovatsionnoi-tiekhnologhii-modiel_12.jpeg

Экологическая игра «Одуванчик»

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. 

Ожидаемые результаты. У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы: "Мнемотаблицы в работе с детьми с ОНР".

Презентация даст возожность воспитателям убедиться в актуальности использования мнемотаблиц в работе с детьми с ОНР....

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление на педсовете«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми»

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, нап...

«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми по развитию речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ И МНЕМОТЕХНИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...