Рабочая программа "Цветные ступеньки"
рабочая программа (младшая группа)

Шишкина Екатерина Евгеньевна

Программа по нетрадиционной  технике рисования "Цветные ступеньки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по кружку27.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1 Пояснительная  записка

          Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого не секрет, что дети любят рисовать. Рисование является одним из самых осязаемых видов художественной деятельности. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.

        Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

        Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.

        Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.

        Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Оригинальное рисование без кисточки и карандашами распаковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, характер их настроение.

        Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.

1. 2  Особенности программы кружковой работы.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.

1.3  Цель кружка:  

Цель:  Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования.

     Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения руки и глаз)

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, интерес к художественному творчеству.
  • Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
  • Развивать познавательные чувства: радость, удивление, сомнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание , аккуратность.
  • Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.

1.4  Участники программы:

● Воспитатель

● Дети, посещающие группу в возрасте 3-4 лет.

● Родители

1.5  Реализация программы

Программа реализуется в  младшей группе  (3-4 года).

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.

Сроки реализации Программы:  1 год.

1. 6  Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей  3-4 лет.

1.  Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами

2.  Стучит предметом о предмет.

3.  Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.

4.  Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.

5.  Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.

6.  По аналогии строит мостик из 3 кубиков.

7.  Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.

8.  Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

9.  Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

10.  Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

1.7 Ожидаемый результат работы кружка:

  • Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

2. Содержательный раздел 

2.1  Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

 «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

 «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

 «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

2.2 Структура кружка

Структура кружка  может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

-вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

-основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

-заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

2.3  Методы и приемы:

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

2.4  Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

- Рисование ватными палочками.

2.5  Направления работы:               

1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2.Чтение художественной литературы.

3.Знакомство с материалом для рисования.

4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования.

5.Пальчиковые игры, физкультминутки.

6. Организация выставки детских рисунков

2. 6  Сотрудничество с родителями        

1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»

2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.

3.Помощь в приобретении материалов для рисования.

4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.

5. Организация выставок, совместных творческих работ.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Формы организации Программы

Организованная работа с детьми ведется  как занятия по интересам в рамках художественно -эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.

Группа разбивается на подгруппы из 5-6  детей в возрасте от 3-4 лет.

Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю  с сентября по май включительно.

Длительность каждого мероприятия рассчитана на 15 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.

Во время занятий предполагаются различные упражнения, физкульт минутки,  игровые задания. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы.

3.2 Диагностика

Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

Ф.И.

Знание видов нетрадиционного рисования

Уровень творческих способностей

Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования

   Н.г.

К.г.

   Н.г.

К.г.

   Н.г.

К.г.

3.3  Материально- техническое обеспечение        

1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения,  Центр изобразительной деятельности)

2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый  картон, бумага цветная, , поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, ватные палочки, бумажные и влажные салфетки, клеенка.

3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски

3.4 Список литературы:

1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий,  2008 .

2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

 Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"

Дошкольный  возраст – один  из  наиболее  ответственных  периодов  в  жизни  каждого  ребёнка. Именно  в  эти  годы  закладываются...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка,  на  развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;  освоение детьми вокально-хоро...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон

Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...