Рабочая программа младшая группа познавательное развитие
рабочая программа (младшая группа)

Хакимова Эльмира Тагировна

Рабочая программа младшая группа познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ml_gr_poznavat.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая    программа

Второй младшей группы

Филиал Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 6 с. Субханкулово

«Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 4 с. Субханкулово»

          рабочая программа реализующая программу «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2017 года (ФГОС)

   

                                                                                                               Программу составила: Хакимова

Эльмира Тагировна

                                                                                                                                      (воспитатель второй младшей группы)

                                                                                                                                               

2018 – 2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Целевой раздел Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..стр. 3

Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………. ………………...стр. 4

2.  Содержательный  раздел Возрастные особенности развития детей……………………………………………………………………..стр. 7

Образовательная область  «Познавательное развитие» Пояснительная записка Содержание психолого-педагогической работы по познавательному развитию……………………………………………………………………………………………………….стр.  9

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы……………………………………………………………………………………………………………………………………...стр. 14

Приобщение к социокультурным ценностям………………………………………………………………………………………стр. 17

Формирование элементарных математических представлений…………………………………………………………………..стр. 22

Список используемой литературы………………………………………………………………………………………………......стр. 39

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 с. Субханкулово разработана в соответствии с  федеральными государственными стандартами  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении  федерального государственного   образовательного стандарта дошкольного образования").

Программа построена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы  Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.

Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для ее реализации. Соответственно, объем II части, формируемой участниками образовательного процесса составляет не более 40% общего объема Программы.

Общеобразовательная программа  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и  общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Срок реализации Программы 5 лет.

Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 с. Субханкулово  разработана в соответствии с:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 №26);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» (утв.30.08.2013 г №1014)
  • С локальными документами по организации работы с кадрами в ДОУ.

                                     

Цели и задачи реализации программы

Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности   создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка в жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Задачи:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса;

- творческая организация  воспитательно - образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;

Основные задачи образовательной области

Социально – коммуникативное развитие

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
  5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  6. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

  1. Развитие двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  2. Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
  3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
  4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

2.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно, но поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Ребенок 3-4 лет ориентируется на требования взрослого. Может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», в меру возможностей самостоятельно одевается, ест и т.п. По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться с ним игрушками. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.


Образовательная область  «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Содержание психолого-педагогической работы по познавательному развитию

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. 

Развитие познавательных действий. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).

Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Ознакомление с предметным окружением

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда — одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

Ознакомление с миром природы

Развивать интерес детей к миру природы, поощрять любознательность и инициативу; учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Расширять представления детей о растениях и животных.

Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с домашними питомцами: кошками, собаками, аквариумными рыбками, декоративными птицами и др., рассказать о необходимости заботиться о них.

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), знакомить с некоторыми экзотическими для России животными (лев, слон, жираф и др.).

Дать первичные представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Расширять представления об овощах, фруктах, ягодах, как растущих в данной местности, так и экзотических.

Дать элементарные представления о садовых и огородных растениях, об основных дикорастущих растениях данной местности (деревьях, цветах).

Показать, как растут комнатные растения; подвести детей к пониманию того, что для роста растений нужны земля, вода и воздух; побуждать ухаживать за ними (поливать).

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).

Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать простейшие обобщения (чтобы растение выросло, его нужно посадить; чтобы растение росло, его нужно поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их.

Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.;

Привлекать детей к зимним играм и забавам: катанию с горок, лепке поделок из снега, украшении снежных построек и т.п.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Ознакомление с социальным миром

Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь вежливые слова).

Закреплять умение называть свое имя и возраст.

Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями). Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с миром природы

Месяц

Неделя

Тема, источник

Цель

Оборудование

Октябрь

1

 «Осень в гости к нам пришла»

«Ходит осень, бродит осень»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Младшая группа Стр 47

Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года.

Картинки дуба, березы, игрушка ежик, репродукции И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»

2

«Овощи»

« Овощи с огорода», О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» стр 25

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».

Игрушки – Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа), атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка».

3

«Фрукты»

«Знакомство с фруктами»

Материал и оборудование:

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Стр 26

Учить различать яблоко, грушу, сливу, знать названия плодов, их сенсорные характеристики.

Кукла Дед, корзина с плодами муляжами, картинка с изображением фруктового сада.

Декабрь

2

«Деревья. Лес»

«Как узнать ель?»

С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» стр29

Показать детям дерево, назвать его, объснить чем оно отличается от березы, дать почувствовать, что оно красивое.

иллюстрации, картинки.

4

«Новый год»

 «Праздник новогодней елки для кукол»

С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» стр 38

Создать праздничную атмосферу.

Игрушки – кукла, мишка, зайка, лошадка, елочка

2

«Снеговичок и елочка»

 «В январе, в январе много снега во дворе…» О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» стр 34

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

Ведро, морковка, метла для украшения снеговика, вылепленного из снега. Ведро для снега.

Февраль

1

«Домашние животные и птицы»

«В гостях у бабушки»

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» стр 29

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Панорама деревенского двора. Игрушки – домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка и котята). Картинки: зеленая травка, мясная косточка, молоко, пшено. Печеные оладьи, костюм для бабушки.

2

«Дикие животные»

«Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса»

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» стр 47

Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях.

Панно «Зимний лес», фигурки зайца, волка, медведя и лисы, игрушки Колобок, картина Медвежья берлога.

Март

4

«Весна-красна»

«Знакомство с жизнью зверей в весеннюю пору»

Л.Г. Киреева «Формирование экологической культуры дошкольников» Стр 119

Расширять представления детей о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, заботы о них), закрепить названия взрослого животного и детеныша, формировать у дошкольников представления о том, как изменяются взаимоотношения животных с окружающей средой, развивать умение рассказывать по картине, активизировать речь детей, развивать навыки аппликации, воспитывать нравственные качества: любовь  к природе, животным; доброту, заботливое отношение к окружающему.

Картины «Белки в лесу», «Медведица с медвежатами», корзиночки, шишки, муляжи(грибов, ягод),елочки, деревья, рисунок с изображением леса, вырезанные силуэты животных, клей, кисти ,технические средства.

Апрель

2

«Звездное небо»

«Большие и маленькие звездочки»

Папка «Интернет-ресурс»

Продолжить знакомство с объектами неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (желтый, синий, голубой), величины (большой, маленький).

панно «День», «Ночное небо», фигурки (звезды, солнце, месяц)

4

«Какие мы помощники»

«Уход за комнатными растениями»

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» стр 37

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

Два комнатных растения, леечка с длинным носиком, тряпочки для протирания листьев, тазик с водой, Игрушка Незнайка.

Май

3

«Цветущая весна»

«Экологическая тропа» О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» стр 42

Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.

Объекты экологической тропы: дерево, кустарник, травянистые растения. Игрушка Лесовичок. Детские лейки, лопатки.

4

«Насекомые»

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»  стр 36

Дать знания о правилах поведения при встрече с различными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с изображениями среды обитания этих  насекомых.

Приобщение к социокультурным ценностям

Месяц

Неделя

Тема, источник

Цель

Оборудование

Сентябрь

3

«Игрушки в нашей группе»

«Транспорт»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным миром и социальным окружением Младшая группа» стр 19

Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).

Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

4

«День дошкольного работника»

«Хорошо у нас в детском саду»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа стр 30

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду, фото, иллюстрации.

Октябрь

4

«Моя любимая бабушка»

 «Вот так мама, бабушка, золотая прямо!» 

О.В.Дыбина.  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа стр 39

Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина.

Ноябрь

1

«Знакомство с членами семьи»

 «Папа, мама, я – семья»

О.В.Дыбина.  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа стр 21

Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.

2

«Мама дома – повар»

«Знакомство с профессией повара»

Т.Н.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет» стр 30

Закреплять знания о профессии шофера, дать представление о профессии повара и предметах, необходимых для его работы, воспитывать уважение к труду взрослых, пополнить словарный запас.

Игрушки – зайчик, белочка, мука, капуста, посуда.

3

 «День матери»

 «Золотая мама»

О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа стр 40

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное платье в горошек, туфли)

4

Постираем кукле платье

«Одежда девочки»

Гасанова Р.Х. «Я Родину хочу свою познать» стр. 33

Приобщить детей к знанию национальных костюмов. Закрепить знания об особенностях национального  костюма и его элементах. Закрепить названия элементов одежды: платье, камзул.

Иллюстрации, картинки национальных костюмов.

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима»

«Белый снег, пушистый»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Младшая группа стр 64

Дать детям элементарные представления об изменениях в природе зимой, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать любоваться ее красотой.

Мягкая игрушка белый заяц, растаявший снег в ведорочке или баночке, бумажные салфетки.

3

«Новогодние чудеса»

«Вот зима пришла серебристая»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Младшая группа стр 67

Продолжить формирование элементарных представлений об изменнеиях в природе зимой, воспитывать бережное отношение к природе, способствовать любоваться ее красотой.

Пуховой платок (шаль),  веточки, фотографии, картинки

Январь

3

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Одежда»,

О.В. Дыбина, «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа  стр 23

 Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

4

«Неделя безопасности» (опасные предметы)

«В мире опасных предметов» К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»  стр 8

Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Бумага, фломастеры, картинки, иллюстрации.

Февраль

3

«Я и папа мой»

 «Как мы с Фунтиком возили песок», О.В. Дыбина, «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа стр 41

Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофёр в своём доме. Формировать уважение к папе.

Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофёром и машиной, отцов и дедушек ребят.

4

«Мебель»

«Мебель»

О.В. Дыбина, «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа  стр 20

Рассматривание иллюстрации «Сундук».

Гасанова Р.Х. «Я Родину хочу свою познать» стр. 20

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. 

Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Иллюстрации сундука.

Март

1

 «Я и мама»

 «Золотая мама»

О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа стр 40

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное платье в горошек, туфли)

2

«Русские народные сказки»

«В гостях у сказки»

Папка «Интернет-ресурс»

Расширять знания об окружающем мире; закреплять знания детей о русских народных сказках.

Картинки с изображением сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят»; счетные палочки, мяч, маски к сказке «Теремок»; корзинка.

3

«Народная игрушка»

Рассматривание картины «Играем с матрешками».

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа» стр.26

Учить детей понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы. Уточнить представления детей о величине предметов - большой, поменьше, самый маленький; о высоте- высокий, пониже, самый низкий; об основных цветах- желтый, красный, синий, зеленый.

Игрушечные матрешки.

Апрель

1

«Неделя здоровья»

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром» Младшая группа Стр 36

Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела, подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья, поддерживать интерес к познанию своего тела.

Картонные куклы, полотенце, мыло, расческа.

3

«Профессии»

 «Знакомство с профессией врача»,

Т.Н.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» стр 32

Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, развивать наблюдательность.

Игрушки – Белочка, Зайчик, Доктор, игрушки градусник, фонендоскоп, ложечка в стаканчике для осмотра горла, шприц, витамины.

Май

1

«Родина»

«Мой родной город»,

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Младшая группа, стр 38

Учить детей называть родной город (поселок).  Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе (поселке) много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Фотографии домов, в которых живут дети, здания детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные), улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.

2

«День Победы»

«9 мая — День Победы»

Папка «Интернет-ресурс»

Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.  Формировать умение уважительно относиться к подвигу наших солдат. Развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного. Развитие памяти, внимания, речь, мышление.

Набор демонстрационного материала «День Победы», Аудио записи музыкальных произведений о войне, песня «День Победы.

Формирование элементарных математических представлений

                                                                                     

Месяц

Неделя

 Тема, источник

Задачи, цели

Оборудование

Сентябрь

3

Шар (шарик)  и куб (кубик).

Большой, маленький 

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр11

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

4

Большой, маленький

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр12

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Октябрь

1

Один, много, мало.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр12

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Демонстрационный материал. Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

2

Много, один, ни одного.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр13

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

3

«Сколько?», Круг

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр14

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки.

4

Большой, маленький.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр15

 Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
   Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Ноябрь

1

Длинный – короткий, длиннее – короче.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр16

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
 Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, две корзины с большими и маленькими мячами.

Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи (для каждого ребенка по одному мячу).

2

 «Сколько?», длинный – короткий, длиннее – короче.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр17

 Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
   Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разного размера.

Раздаточный материал. Ленточки одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка).

3

Один, много.

Круг и квадрат.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр18

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
 Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 14 см).

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 8 см).

4

Один, много.

Круг и квадрат.(закрепить)

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр19

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
 Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Демонстрационный материал. Используется обстановка группы – игровой уголок (куклы, стулья, чашки и т.д.; стол, мишка, чайник и т. д.), природный уголок (растения, аквариум, лейка, клетка и т.д.), книжный уголок (книги, картинки; полка, подставка для книг и т.д.); гараж (несколько маленьких машин, одна большая машина); силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).

Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см; по одному для каждого ребенка).

Декабрь

1

Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр19

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
 Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Демонстрационный материал. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.

2

Наложения и приложения.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр20

 Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Демонстрационный материал. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка-кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина – 10 см и 20 см); круги (диаметр 7–8 см), квадраты (длина стороны 7–8 см).

3

По много, поровну. Правая и левая рука.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 21

 Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
 Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки..

Демонстрационный материал. Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

   Раздаточный материал. Однополосные карточки с изображениями 3–4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах – по 3–4 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

4

По много, поровну, столько – сколько.  Длина.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 22

 Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Демонстрационный материал. Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.

   Раздаточный материал. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Январь

1

Широкий – узкий, шире – уже

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 23

 Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Демонстрационный материал. Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4–5 шт. для каждого ребенка).

2

Ширине.  Много, поровну, столько – сколько.  Круг и квадрат. (закрепить)

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 24

 Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
 Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал. Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшего размера, чем у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка).

3

Треугольником. Много, поровну, столько – сколько. Широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 26

 Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
 Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
 Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

 Демонстрационный материал. Игрушка – заяц, письмо, круг (диаметр 10 см), треугольник (длина стороны 10 см), 2 «ледяные» дорожки одинаковой длины, изготовленные из картона (ширина одной 30 см, другой – 15 см).

Раздаточный материал. Круги (диаметр 5 см), треугольники (длина стороны 5 см); однополосные карточки с наклеенными на них домиками – квадратами и контурными изображениями крыш – треугольниками (на карточке по 5 домиков); на подносах – треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), соответствующие по размеру контурным изображениям на карточках.

4

Много, поровну, столько – сколько.  
Треугольник , квадрат

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 27

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
 Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Демонстрационный материал. Грузовик, кубики (5 шт.), матрешки (5 шт.); круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см); лесенка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» изображены матрешки (5 шт.); на подносах – по 5 мячей, вырезанных из картона; круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).

Февраль

1

Много, поровну, столько – сколько.  круг, квадрат, треугольник. Вверху – внизу.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 28

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
 Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
 Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, елка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; елочки и зайчики, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); плоскостные изображения елочек (высота 15–20 см); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) двух размеров и двух цветов.

2

Предметы по высоте. Пространственные направлений. Много, поровну, столько – сколько.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 29

 Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.
 Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
 Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Демонстрационный материал. Две елочки, контрастные по высоте; картонный заборчик на подставке, воробьи (по количеству детей).

Раздаточный материал. Заборчики контрастные по высоте (по 2 шт. для каждого ребенка); зерна.

3

Предметы по высоте. Поровну, столько – сколько.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 30

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Демонстрационный материал. Две контрастные по высоте матрешки (плоскостные изображения).

Раздаточный материал. Контрастные по высоте пирамидки (плоскостные изображения; по 2 шт. для каждого ребенка), однополосные карточки, на подносах – квадраты и треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), гаражи, выстроенные из строительного материала, машины.

4

Больше – меньше, столько – сколько. Высокий – низкий, выше – ниже.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 31

 Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
 Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок, 2 мешочка одинакового цвета.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; варежки, украшенные снежинками (по 4 для каждого ребенка); варежки без снежинок (по 1 для каждого ребенка); пирамидки, разные по высоте (по 2 для каждого ребенка).

Март

1

 Больше – меньше, столько – сколько, поровну. Круг, квадрат, треугольник.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений» стр 33

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
 Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Демонстрационный материал. Фланелеграф; контурные изображения котят и корзинок (по 5 шт.); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круг, квадрат, треугольник), поднос.

   Раздаточный материал. Двухполосные карточки; мишки и конфеты, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); геометрические фигуры разной величины и разного цвета (круги, квадраты, треугольники; по одной для каждого ребенка).

2

Столько – сколько, больше – меньше.  Длина и высота.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 34

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше.
 Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Демонстрационный материал. Высокие красные и низкие синие ворота, стульчики (на один больше количества детей).

Раздаточный материал. Полоски-дорожки зеленого и желтого цветов разной длины, машины (по 2 для каждого ребенка).

3

Столько – сколько, больше – меньше.  Части суток.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 35

 Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
 Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющего ребенка, картинка с изображением спящего ребенка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; картинки с изображением скворечников без окошек (по 5 шт. для каждого ребенка); кружочки (на один меньше, чем скворечников).

4

Длина и ширина.  На слух (много и один). Круга, квадрата, треугольника.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 36

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
 Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
 Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Демонстрационный материал. Фланелеграф; картинки с изображением бычка, мышки, лягушки, зайца, вороны, поросят; 3–4 елочки; барабан, металлофон, дудочка; 2 дорожки разной длины, 2 домика, 2 двери разной ширины, дощечки разной высоты; домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; аудиозапись песенки трех поросят.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для каждого ребенка), полоски разной ширины (двери домиков).

Апрель

1

Количество. Круг, квадрат, треугольник.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 37

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 2 куклы, бусы, состоящие из трех бусинок одного цвета и величины, дудочка, квадрат синего цвета, квадрат красного цвета.

Раздаточный материал. Вырезанные из картона круги-бусинки (по 3 шт. для каждого ребенка), двухполосные карточки, треугольники (по 4 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 4 шт. для каждого ребенка), разноцветные треугольники и квадраты для игры «Найди пару».

2

Количество.(закрепить) Большой, маленький. Впереди – сзади, слева – справа.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 38

 Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
 Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

   Демонстрационный материал. Фланелеграф, большой и маленький клоуны, игрушечная собачка, кружочки (4 шт.), погремушка.

 Раздаточный материал. Однополосные карточки, кружочки (по 4 для каждого ребенка), карточки с изображением игрушек, музыкальных инструментов, предметов одежды разного размера.

3

Один, много. Впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. Один предмет из группы.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 39

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Демонстрационный материал. Кукла, медведь, шарики, круги красного, синего и желтого цветов, карточка с кругами тех же цветов.

Раздаточный материал. Шарики, круги красного, синего и желтого цветов.

4

Много и один.

Утро, вечер.(закрепить)

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 40

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
 Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Демонстрационный материал. Карточка-образец с изображением бабочек – желтая, красная, зеленая, желтая; цветы тех же цветов (по количеству детей), модель частей суток (круг со стрелкой, разделенный на четыре части).

Раздаточный материал. Бабочки – желтая, красная, зеленая, желтая, карточки с изображением детей в разное время суток.

Май

1

Столько – сколько, больше – меньше.(закрепить) Большой, маленький. На, под, в и т. д.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 41

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, кукольная мебель, кукольная одежда для прогулки двух размеров.

Раздаточный материал. Контурные изображения кофточек с петельками, пуговки-кружочки.

2

Круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

И.А.Помораева, В.А.Позина, «Формирование элементарных математических представлений Младшая группа» стр 42

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Демонстрационный материал. Три карточки с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат зеленого цвета, круг синего цвета; три круга разного размера желтого цвета, треугольник желтого цвета, большой круг желтого цвета; маленький круг красного цвета, большие круг, треугольник и круг зеленого, желтого и красного цвета); мешочек, в котором лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов и размеров.

Раздаточный материал. Палочки (4 красные и 3 зеленые палочки для каждого ребенка), веревочки.

Список используемой литературы

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004. – 112 с.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – 3-еизд. – М: Просвещение. 2001. – 94 с

4. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным миром и социальным окружением: Младшая группа. . – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

6. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 96 с.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. –334 с.

9. Папка «Интернет-ресурс»

10. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.

11. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (2 младшая группа)

Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В. В. Г...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)

Перспективное    календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...

Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Образовательная область  «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...