Организация оздоровительной предметно-пространственной среды в младшей группе
проект (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Введение

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, списанных в Устав Всемирной организации здравоохранения «Отсутствие болезней» означает здесь достигнутый в идеале результат и подразумевает большую всеобщую работу по их предупреждению и профилактике, расширение сферы действия доказавших себя методов, поиск новых эффективных средств извлечения от заболеваний. Основы физического здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем возрасте. В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности» охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития детей дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_kursy.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая практико-значимая работа

Проект

 «Организация оздоровительной предметно-пространственной среды в младшей группе»

Выполнил слушатель курсов

                                          по программе «Здоровье души и тела

                               как триединство физического,

                                             психического  и духовно- нравственного»

                                           Гордеева Татьяна Владимировна                                 

                                         МДОУ –детский сад №44 «Колокольчик»

                               

                           

                                        «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

 санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

Введение

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, списанных в Устав Всемирной организации здравоохранения «Отсутствие болезней» означает здесь достигнутый в идеале результат и подразумевает большую всеобщую работу по их предупреждению и профилактике, расширение сферы действия доказавших себя методов, поиск новых эффективных средств извлечения от заболеваний. Основы физического здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем возрасте. В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности» охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития детей дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья,  особое внимание важно уделять  проблеме сохранения и укрепления здоровья, формированию у детей привычки и потребности к здоровому образу жизни.

Здоровье является одной из самых главных ценностей человеческой жизни, без его сохранения не возможно нормальное развитие и деятельность.      

   Очень важно у каждого человека сформировать определенные знания о здоровом  образе  жизни. На протяжении многих лет педагоги и психологи исследуют данную проблему.   Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.  Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечали ряд  автор: А.Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева и др. - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная  воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большой степени,  обеспечивает формирование здорового образа жизни.  
        Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет.          Важно в раннем дошкольном образе сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой (обогащение и  накопление двигательного опыта) всего этого можно добиться, используя здоровье сберегающие технологии.        

Цель: Организация работы по сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий  с учетом индивидуальных возможностей и способностей. 

Задачи:

1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми

Создание здоровьесберегающей среды в группе

1.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

2.Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания

3.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья

4.Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов.

Направления реализации задач проекта

1.обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.

2.забота о социальном благополучии ребёнка.

3.всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

Направления реализации задач проекта

1.обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.

2.забота о социальном благополучии ребёнка.

3.всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

Пути реализации:

1.внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ

2.партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога

Ожидаемые результаты:

1.Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

2.Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);

3.Оптимальное функционирование организма;

4.Формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

5.Формирование основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;

6.Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.

Здоровьесберегающая среда в группе

Здоровьесберегающая - развивающая среда в группе  обеспечивает гармоничное развитие ребенка, а также создает эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.

Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:

Уголок двигательной активности детей

В этом уголке размещаются следующие пособия:

-скакалки,

-мячи,

-обручи,

-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),

-пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала,

-массажные шарики и мячи. мячи суд- джок,

-ленточки,  флажки,

-лесенка для лазания и перешагивания,

-дуга для подлезания,

-тренажер для формирования равновесия,

-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,

-кольцеброс, мячи с песком,

-кегли для сбивания мячиком,

-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов  для скручивания),

-пособия для развития глазомера (на стене).

Также в группе имеются пособия:

-для развития мелкой моторики рук - сухой бассейн; массажные  мячики, прищепки. шнуровки, вязанная дидактическая игра «Спрячь мышку», « Гусеница»; картотека пальчиковых игр. Игры с прищепками «Развесь флажки, «Веселые прищепки, с массажными мячиками «Дойди до друга», бусы из киндер-яиц, пробок,, бизиборды.

-для развития  речевого дыхания- картотека дыхательной гимнастики: сухой дождь, султанчики, листочки, снежинки, тучки, мыльные пузыри.

-комплексы по утренней гимнастики , дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастике,

-цветной мягкий модули «Гусеница» для прыгания, лазания, игр.

В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.

 уголкок уединения, или зона релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.

Основу режима составили здоровьесберегающие технологии, и спектр медико-восстановительных методик, приемов и способов:

  • Обширное умывание;
  • Ходьба босиком;
  • Ходьба по оздоровительным дорожкам (ребристые, мокрые, солевые и др.);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Психогимнастика;
  • Точечный массаж;
  • Физкультминутки;
  • Динамические паузы;
  • Игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки;
  • Подвижные игры;
  • Витаминизация.

Кроме того особое место в проекте по оздоровлению отводиться следующим направлениям:

1.Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

2.Создание предметно-развивающей среды (дидактические игры, книги, пособия по формированию потребности в здоровом образе жизни).

3.Информирование и привлечение родителей к укреплению здоровья воспитанников.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.

Главные из них:

  • Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
  • Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
  • Улучшение физического развития;
  • Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
  • Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
  • Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
  • Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.

Список использованной литературы

1.Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Рябышева, О.И., Ленецкая, Л.А. Здоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 - № 1. -  С. 22-25.

4.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5.Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6.Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание – 2011. - №5. – С.28-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе

Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие

Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...

Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"

Письменная характеристика предметно – пространственной  развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В.    Одним из определяющих факторов ...