Сказкотерапия
статья

Отразова Екатерина Максимовна
В статье говорится о воспитательном, познавательном значении
сказок, о влиянии сказок на развитие мышления и речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skt.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования

взаимодействий с окружающим миром.

Методика сказкотерапии достаточно проста. Она включает в себя краткое

содержание сказки и вопрос, на который ребёнку предлагается ответить. Так же

могут быть предложены различные готовые варианты ответов. Однако есть определенные особенности применения метода сказкотерапии в зависимости от возраста ребенка.

В сказкотерпаии принято выделять различные виды сказок, которые

могут быть использованы для психокоррекции в разном возрасте ребенка. Так, Р.М.

Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет типы сказок в

зависимости от детских проблем:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред

медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей; для агрессивных детей.

3. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими

проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

4. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появления нового члена семьи, потеря близких людей)

Коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие имеет определенную структуру и проходит в несколько этапов:

1) Ритуал «входа» в сказку. Социальный педагог создает настрой на совместную работу с помощью коллективного упражнения.

2) Повторение. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, какой опыт приобрели, чему научились, какие выводы сделали.

3) Расширение. Задача – расширить представления и знания ребенка дошкольного возраста о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4) Закрепление. Социальный педагог проводит игры, позволяющие детям дошкольного возраста проявить новые качества, приобрести новый опыт; совершаются символические превращения и путешествия.

5) Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с дошкольниками, в каких ситуациях их жизни они могут использовать приобретенный опыт.

6) Резюмирование. Социальный педагог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт, отмечает отдельных детей за их заслуги.

7) Ритуал «выхода» из сказки. Повторение с некоторыми дополнениями ритуала «входа» в занятие [

В сказкотерапии используются несколько видов постановок сказок:

- спектакли с пальчиковыми куклами;

- спектакли теневого театра;

- спектакли-экспромты с участием кукол-марионеток;

- театральные игры;

- сказки на песке.

Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и

поведением ребёнка в реальной жизни, который, благодаря своей сказочной форме,

расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим

миром и формирует позитивное отношение ребёнка к своему «Я».

Таким образом, существует различная типология сказок в зависимости от цели,

которую преследует сказка, ее стилистических особенностей или проблем детей, на

решение которых она направлена.

Обобщая, можно сказать, что сказкотерапия – универсальная методика, объединяющая в себе возможности терапевтические, обучающие и развивающие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Цель  данных занятий  постепенное  усвоение  детьми  общественных  норм, формирование  суждений  и социально-адаптированного  поведения....

Тренинг «Взаимодействие с коллективом» (для взрослых с элементами сказкотерапии)

Ни для кого не секрет, нынешнее время отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой педагога. Педагоги отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения, снижение  психическ...

Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

В статье даётся общее представление о методе сказкотерапии и рассказывается как используется метод сказкотерапии при адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...