Проект нравственно- патриотическое воспитание "Моя семья"
презентация к уроку (средняя группа)

Орленко Екатерина Ивановна

Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;

создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_moya_semya_srednyaya_gruppa.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

нравственно-патриотическое воспитание

«Моя семья»

 

Проект «Моя семья» средняя группа

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного-патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель проекта:

Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;

создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.

Задачи:

1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Предполагаемый результат:

- знание детьми информации о своей семье, о её членах;

- понимание детьми значимости семьи в их жизни;

- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;

- преобразование развивающей среды;

- оптимизация сотрудничества с родителями.

Возраст участников: дети 4-5 лет.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. НОД

3. Консультация «Генеалогическое древо»

4. Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».

5. Выставка детских рисунков «Моя семья».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

8. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта

1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.

3. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

4. Сделать подборку в папку – раскладушку «Семья».

5. Анкетирование родителей «Семейные традиции, праздники, увлечения».

6. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,

II этап – основной (практический)

  1. Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  2. Создание папки-передвижки «Семья»
  3. Выставка детских рисунков «Моя семья»
  4. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  5. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
  6. Чтение художественной литературы по теме «Семья»:

Е. Благинина «Посидим в тишине»,

 Толстой «Бабушка и внучка»,

К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная»,

р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».

  1. Беседы: «На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «Мои обязанности по дому», «О мужестве и храбрости», «За что я люблю маму».
  2. Ситуативный разговор: «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Наши любимые питомцы», «Как я помогаю дома»
  3. Тематическое занятие: «Моя семья».
  4. Художественно – эстетическая деятельность: Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
  5. Сотворчество родителей и детей: «Мама, папа, я – счастливая семья» или «Незабываемый выходной».
  6. Мир семейных увлечений: Создание коллекций фантиков, салфеток, значков, открыток и т. д.

III этап-заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
  3. Презентация проекта «Моя семья»
  4. Выпуск семейной газеты «Наша дружная семья».
  5. Выставка «Мир увлечений».
  6. Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

 

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»

Итоговый продукт – Вечер-досуг  «Я и моя семья»

 

Приложение 1


Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»

Цель:

• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.

• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи.

Задачи:

Развивать стремление к педагогическому росту родителей;

Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей;

Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания, убедить в их целесообразности;

Оптимизировать детско- родительское взаимодействие;

Оборудование: конфедератка, мантия; большая книга «нравственности».

Предварительная работа: подготовка презентации и видео роликов;

Методы активизации родителей:

- обсуждение темы;

- слушание материала;

- анализ проводимых мероприятий в ДОУ;

Ход собрания:

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы все с вами собрались, чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание.

Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.

Игра на сплочение «Здравствуйте! »

Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:

В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим) .

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.

В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.

«Давайте познакомимся»

Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье. И так далее по кругу.

Большое спасибо присаживайтесь.

Рассуждая мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете?

(Ответы родителей, высказывание собственных мнений) .

- Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности.

(Родители называют составляющие понятия нравственности, на слайде презентации распускается цветок) .

Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы пригласили магистра нравственного воспитания.

Магистр:

- Слушая ваши высказывания, я поняла, что вы совершенно правы! Придя к вам, я конечно не забыл свою большую книгу нравственности, в которой содержатся следующие блоки нравственного воспитания:

Воспитание гуманности как качества личности (1 страница в книге) ;

Воспитание трудолюбия и желания трудится (2 страница в книге) ;

Воспитание коллективизма (3 страница в книге) ;

воспитание гражданственности и начал патриотизма (4 страница в книге) ;

- Большое спасибо за интересную лекцию.

И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.

Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери лучше солнышка греет».

Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям, проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей, не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям.

В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.

От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель. От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.

Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей. Для этого разработали ряд мероприятий:

• Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит? » (просмотр роликов) ;

• Проведение праздников день матери (просмотр фото) ;

• Игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама? » (просмотр ролика «Скажи ласково»).

• Конкурс: «В гостях у мастериц» (выставка) ;

Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток) ;

А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;

Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.

Входит ребенок читает стихотворение:

Мне мама приносит

Игpyшки, конфеты,

Hо мамy люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Hам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Hо маму люблю я

Hе только за это.

Люблю свою мамy,

Скажy я вам прямо,

Hy просто за то,

Что она моя мама!

На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.

Желаем Вам успехов!

Приложение 2

Вечер-досуг для детей средней группы детского сада.

Тема: «Я и моя семья»

Цели: - расширить представления о семье, ориентироваться

в родственных отношениях, прививать любовь к близким людям;

- закрепить умения детей эмоционально рассказывать стихи о родных людях, активно участвовать в совместных с родителями играх, конкурсах ;

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход вечера – досуга:

Воспитатель:

Приветствует садик веселых гостей,

От теплых улыбок в нашем зале светлей.

Оставили папы сегодня работу.

И мамы забыли большие заботы,

Одевшись быстрее и, взяв малышей,

Пришли на наш праздник сегодня скорей.

И с гордостью каждый сможет сказать,

Что ближе семьи никого не сыскать!

Все мы в семье своей любим друг друга. Наши ребята об этом знают!

Ребенок:

Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка и кошку Мусю!

Всех кого я так люблю -

Имеют право на семью.

Воспитатель:

Услышав такие стихи и признанья,

Не мог усидеть этот гость на диване!

Он к нам прибежал и ждет у дверей,

Давайте впустим его поскорей! (открывает дверь)

Домовенок Кузя: (вбегает)

- Нафаня! Где ты? Иди сюда! Здесь все такие хорошие!

Нафаня:

- А вот и я!

Везде где дружба и семья

Там ты и я, там ты и я!

Кузя:

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг,

Так и рвет ее из рук!

Нафаня:

Это не настоящие друзья, Кузенька! Настоящие друзья так не поступают! Правда ребята?

Воспитатель:

Давайте расскажем Кузе какие мы друзья!

Инсценировка стихотворения (дети вместе с воспитателем) :

Воспитатель: В детском садике детишки — Все такие шалунишки!

На прогулку вышли дети.

Дети (по строчке) : Раз! — несется с горки Петя.

Два! — за ним летит Ванюша.

Три! — на карусели Ксюша.

А четыре! — в доме Коля.

Пять! — стоит с ведерком Оля.

Шесть! — с мячом играет Митя.

Семь! — с коня слезает Витя.

Восемь! — с куклою Наташа.

Девять! — рядом скачет Маша.

Десять! — по дорожке Федя

Едет на велосипеде.

Воспитатель: А теперь наоборот:

Дети: Десять! — на велосипеде

По дорожке едет Федя!

Девять! — бойко скачет Маша.

Восемь! — c куклою Наташа.

Семь! — с коня слезает Витя.

Шесть! — бросает мячик Митя.

Пять! — ведерком машет Оля.

А четыре! — в доме Коля.

Три! — на карусели Ксюша.

Два! — с горы летит Ванюша.

Раз! — внизу хохочет Петя.

Вместе: Нет дружней ребят на свете!

Кузя:

Да! Весело у вас! Я рад, что не ошибся и пришел к вам в гости! Вы, я слышал, говорили, что своих мам, пап, бабушек и дедушек, сестренок и братишек любите? (Да)

Во всем им помогаете и их не обижаете! (Да)

Воспитатель:

Конечно, Кузенька! Хочешь проверить?

Кузя:

А вот и проверю! Нафаня, где моя «шкатулка добрых дел»?

Нафаня:

Это ты верно придумал! Вот вам ребята корзинка. Она не простая! Подарками к концу нашей встречи наполнится! Но только если вы будете ее передавать друг другу, и каждый в это время доброе дело скажет!

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся! (дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка)

Кузя и Нафаня: (заглядывая в корзинку)

Вот это да! От такого количества добрых дел, наверное, целая корзинка подарков получится! Давайте поставим ее вот сюда – в уголок, накроем и подождем немного! Пока «поспеет»!

Воспитатель:

А наши дети еще интересную игру знают! Хотите посмотреть?

Игра «Скажи ласково» (Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.) (Дочь – доченька, дочурка. Сын — сынок, сыночек. Папа — папочка, папенька. Дед – дедушка, дедуля. Мама — мамочка, мамуля. Сестра-сестрёнка. Ит. д.) В игру можно пригласить родителей.

Нафаня:

Что-то ваши гости засиделись! Надо их повеселить!

Воспитатель:

Это мы запросто! Наши ребята знают веселые частушки! Споем, ребята?

Частушки

1. Мы картину нашей маме

С братом рисовали,

А для яркости помаду,

Да и тени взяли.

2. Весь день о папе я сегодня

Думала, мечтала,

А когда он в сад пришел

Его поцеловала!

3. Закопченую кастрюлю

Юля чистила песком.

Три часа под душем Юлю

Мыла бабушка потом.

4. Мой дедуля дорогой,

Ох, горжусь же я тобой!

Но признаюсь по секрету:

Съел вчера твою конфету!

5. Мы частушки петь кончаем,

Всей семье мы обещаем:

Будем добрыми расти,

Хорошо себя вести!

Кузя:

Замечательные частушки!

А вот как вы всей семьей умеете в конкурсах побеждать!

Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?

(вызывает 2 семьи (2мамы, 2папы, 2ребенка) – 2 команды для конкурса)

Конкурс «Бег в обручах»

Вся семья становится в обруч, и проделывает «путь с препятствиями» (кегли, кубики, бег змейкой по скакалке). Выигрывает та семья, которая быстрее справилась с заданием.

Конкурс - игра «Составь семью из картинок»

Двум семьям предлагаются картинки, на которых изображены дети, взрослые, разного возраста, домашние животные. Кто быстрее соберет свою семью.

Воспитатель:

А теперь конкурс для всех мам, который называется «Моя мама». Зачитываются детские зарисовки на тему «Моя мама». Мамы узнают, которая зарисовка соответствует ей. Например: «Моя мамочка называет меня «солнышко». Каждый вечер целует меня в ушко и кладет на подушку мою любимую игрушку. У нее есть любимое голубое платье и синие бусы».

Воспитатель:

А еще наши дети знают стихи о родных и близких людях. Сейчас они их нам расскажут.

1. Стихи про папу

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь — по делу,

И хвалишь – с душой!

Я рядом шагаю,

За руку держусь!

Тебе подражаю,

Тобою горжусь.

2. Про деда

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

3. Про бабушку

Мы с бабулей очень дружим.

Мы друг другу помогаем.

Мне она готовит ужин,

Для неё я всё съедаю.

4. Про мамочку

Мама любит и жалеет.

Мама понимает.

Мама всё моя умеет,

Всё на свете знает!

- Почему кусают осы?

Спрашиваю прямо.

И на ВСЕ мои вопросы

отвечает мама.

5. Про брата

Я братом своим очень-очень горжусь.

И в этом всем с радостью вновь признаюсь!

Знакомы с рожденья и с детства дружны,

Поэтому очень друг другу нужны!

6. Про сестренку

У меня сестренка маленькая,

Такая славненькая!

Мама уходит – она не плачет -

Рядом со мною прыгает, скачет.

Конкурс для всех семей

Предлагается каждой семье построить дом из строительного материала сообща. (звучит спокойная музыка)

Итог.

Нафаня: (поучительно)

У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.

РОДИТЕЛИ:

семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Кузя:

Смотрите! А в корзинке то, что-то появилось!

(достает большой пирог.)

Давайте вместе чай пить! С пирогами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование целостной картины мира (нравственно-патриотическое воспитание) "Семь Я" подготовительная группа

В обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Необходимо убеждать детей в том, что только нравственность и этичность ...

Проект нравственно-патриотического направления «МОЯ СЕМЬЯ» в старшей группе.

Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» младшая группа

в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья на ладошке"

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.В раннем дошкольном возрасте у детей начинаю...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Семья"

формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья на ладошке"

В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональ...