Программа по экологическому воспитанию "Будь природе другом"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Сафиуллина Гюзелия Рафаилевна

Экологическое воспитание посредством художественного- эстетического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx219.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\F295.jpg

(Экологическое воспитание посредством художественного- эстетического развития)

                                                                                                                                                                                                           

«Мир, окружающий ребёнка-это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                      В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей дошкольного возраста к природе. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью программы является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством художественно-эстетического развития или изоэкологии.  Изоэкология – это вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.

Формы занятий:

- основные – комплексные, коллективные;

- экологические экскурсии на участке;

- постановка и проведение опытов;

- экологические праздники;

- игры и развлечения;

        Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.

           Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

           Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».

           Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Цель программы:

1.  Познакомить дошкольников с живой и неживой природой;

2. Сформировать начала экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

 Задачи:

-  уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.

- сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).

- сформировать представление о причинно-следственных связях внутри   природного комплекса.

- развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.

- сформировать потребность заботиться об экологической чистоте своего участка детского сада, группы, города.

- сформировать осознание ребенком себя как активного субъекта окружающего мира.

- сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы

- развивать умение правильно взаимодействовать с природой.

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;

- воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи с решением художественно-эстетических задач:

1. Обучение детей рисованию, лепке, конструированию;

2. Обучение пению, движениям под музыку;

3. Развитие словесного творчества;

4. Воспитание любви к природе, через театральную деятельность;    5.Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке;

6.Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка;

7.Заложить основы культурно-экологического и эстетического сознания как базиса личностной культуры;

8. Развивать мелкую моторику, усидчивость, воображение, мышление, память, речь.

Программа разработана на основе принципов экологического образования:

Научность: принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность: крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.  В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

Регионализм: в работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение) 

Интеграция: наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегрированного подхода. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы

Гуманность: данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Деятельность: экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.

Целостность: этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

Системность: важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.

Формой подведения итогов реализации программы являются: Итогом работы является «Неделя дружбы с природой». В программе: конкурс рисунков, конкурс стихов, соревнования, выставка поделок. По окончании проводятся праздничные концерты для детей и родителей, открытые показательные занятия для родителей и воспитателей, организация выставок детских работ, участие детей в творческих конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

- Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

- Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными.

- Познакомится с основными экологическими праздниками, «Всемирный день защиты животных - 4 октября» «Всемирный день охраны окружающей среды», «1 апреля – Международный день птиц», «22 апреля – Международный день Земли»

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

1) входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.        

2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе; - выставки творческих работ обучающихся.

3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Урожай   осени», «Вокруг живой елочки», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Югра!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.

Форма занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня или во время прогулок, продолжительностью 20 минут.

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: и огород.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

- Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Уголок природы», календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, мох, кора и древесина).  Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей.

Литература:

1.Маневцова Л.М. «Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС»     2004г.

2. Кондратьева Н.Н. и др. «Мы» программа экологического образования детей» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2000г.

3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

6. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «Карапуз - дидактика», 2005

7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004

9. А. А. Плешаков «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010

Перспективное планирование

Сентябрь

«Земля - наш дом»

 «Витаминная корзинка».

«Чудо-ягодка»

«Тайны грибного царства».

Сформировать у детей   представления о том, что: планета Земля -наш общий дом.

Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.   Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых. Их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка и т.д.). Дать знания о полезных свойствах грибов.  

Октябрь

«Выбери правильно дорогу»

«Вода - друг человека»

«Разноцветная вода»

«Вода холодная и горячая»

Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие

отношения между природой и человеком на основе конкретных

правил поведения (в лесу, на лугу и в др.)

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её

прозрачность, но её можно сделать цветной. Развивать тактильные ощущения детей кожей, учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами.

Ноябрь

«Удивительные приключения капельки»

«Ветер, ветер, ты могуч»

«Как мы дышим»

Учить сохранять воду в природе, довести до сведения в природе, что вода нужна всем, растениям, животным, человеку.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

«Облака - белогривые лошадки»

«Пусть всегда будет солнце»

Продолжать знакомить детей с явлением «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет.

Продолжать знакомить детей с облаками. Предложить представить на что похожи облака.

Познакомить детей с явлениями неживой природы, с понятием долготы дня

Январь

«Песок - наш помощник»

«Что у нас под ногами»

Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие умозаключения.

Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

Февраль

«Комнатные растения»

«Как живут растения зимой»

«Как узнать ель»

«Поможем ёлке»

Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать, что корни в земле. Обобщить и систематизировать

представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем оно отличается от берёзы

(зелёная, колючая). Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать, как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

Март

«Добрая бабушкина коза!"

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

«Зайчик в беде»

«Знакомство с кроликом»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их

внешним видом. Объяснить детям, что домашние животные

очень полезны человеку. Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику,

желание помочь. Познакомить детей с кроликом. Обратить их

внимание на особенности его

внешнего вида. Вызвать у детей желание ухаживать за ним.

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

«По экологической тропе»

«Прогулка в лес»

«Путешествие в весенний лес»

«На бабушкином дворе».

«В гостях у Веснянки».

Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках. Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем не похожи. Учить детей, что к незнакомым животным подходить нельзя.

Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить

детей с деревьями, растущими на

территории детского сада.

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Май

«Воробей и ворона»

«Птицы»

«Птичка живая и игрушка»

«Насекомые-наши помощники».

«В гостях у Старичка-Лесовичка».

Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам.

Обобщить представление детей о птицах. Выявить с детьми различия: декоративные,

экзотические птицы, живут в клетке, летают, чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят.

Дать элементарные представления о различных насекомых: майских жуках и носорогах, божьих коровках, пчелах, кузнечиках, муравьях, бабочках и т.д. Показать пользу, воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Экологическая тропа. Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о птицах и зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе: (уборка мусора, лечение деревьев).

                                                                                                           Приложение 1

Организация изобразительной деятельности при изготовлении поделок из природных и бросовых материалов:

- Каменная крошка

     - Самый простой печатный материал — картофель

- Рисунок на песке

- Слегка подвяленные, но не пересушенные листья окрашиваем гуашью и делаем оттиски на фоне

 - Чудо-аппликация

 - Оттиски

 - Проступающий рисунок  

 - Прекрасный строительный материал – различные по форме коробки

 - Водные пятна

 - Испорченный компакт-диск смазать клеем ПВА, посыпать манкой, после высыхания нарисовать рисунок

 -  Рисование на смятой бумаге

Специфика использования текстильных материалов в изобразительной деятельности дошкольников:

- Свободная роспись по ткани

     - Волшебные нитки  

     - Аппликация из пряжи

     - Игрушки из носков и перчаток

     - Куклы из перчаток, носков, варежек

Лепка как вид изобразительной деятельности в детском саду:

     - Художественная лепка из нетрадиционных пластических материалов (скульптурный и оливковый пластилин).

   - Работа с воском.

Нетрадиционные изобразительные техники в детском саду:

 - Рисунок воздухом.

 - Рисуем то, что «унюхали».

 - Кляксы.

 - Пуантилизм — пальцевая живопись.

 - Рисование «По-сырому».

 - Рисование ладошками, смоченными в краске.

 - Рисование пластилином. Мягкий пластилин размазать тонким слоем по листу в произвольной форме.  

- Рисование в воздухе.

 - Рисунки на воздушных шарах.

 - Рисование гуашью без воды.

 - Лист согнуть пополам.

                                                                                                      Приложение 2

Конспект образовательной деятельности:

«На бабушкином дворе»

Цель:

Систематизировать и расширять представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека.

Задачи:

Образовательные: Научить определять по присущим признакам домашних животных. Познакомить дошкольников с тем, как происходило приручение домашних животных.

Развивающие: Расширять кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными. Развивать речь, внимание детей, чувство ответственности за жизнь домашних животных.

Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным.

Оборудование: Дидактический материал: «Домашние животные и их детеныши», небольшие пластмассовые фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, коза, овца.

Предварительная работа: Рассматривание дидактического материала на тему: «Домашние животные», загадывание загадок про домашних обитателей, чтение стихов и загадывания загадок.

Ход:

Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о ком я сейчас говорю. Это животное, у которого пушистый хвост, и она ловит мышей. (Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей, животных. А кто они отгадайте сами.

Воспитатель загадывает детям загадки про домашних животных гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.  (Собака) Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко. Говорит она два слова, как зовут её? (Корова) У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я? (Лошадь) Есть рога, а не баран, Хвост свечой, а не белка, не корова, а молоко даёт (Коза) Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)

Воспитатель: Правильно, к кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца. Как этих животных, можно назвать одним словом? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, это домашние животные. Почему, они так называются? (Дошкольники формулируют ответы)

Воспитатель: Все верно, потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает. Молодцы! Я предлагаю поиграть. Игра называется «Кто спрятался?»

Воспитатель проводит дидактическую игру: «Кто спрятался?». Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Воспитатель: Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их. (Ответы детей)

Воспитатель: Все верно, собака -лаяла, корова-мычала, лошадь-ржала, коза мекала, овца-блеяла, а кошечка им в ответ-замяукала. Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как называются, домики наших гостей? (Ответы ребят)

Воспитатель: Правильно, на картине изображены домики наших гостей. Корова живет в коровнике, собака живет в овчарне, лошадь живет в конюшне, а коза и овца живут в хлеву. А, как вы думаете, какие подарки подарят гости? (Дошкольники формулируют ответы)

Воспитатель: Хорошо, корова подарила кошечке цветы, собака подарила кошечке косточку, лошадь подарила овес, кролик подарил морковку. Кошечка обрадовалась таким подаркам и спела песню своим гостям. Но, вот однажды, вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он-самое полезное животное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку.  Сочинение сказки: «Спор животных»

Воспитатель: Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека. Собака залаяла, я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я-самое нужное домашнее животное. Кошка не согласилась: «Мяу-мяу». Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я-самое нужное домашнее животное. В спор вмешалась корова: «Му-у-у». Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я-самое нужное домашнее животное. Коза возмутилась: Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я-самое нужное домашнее животное. Овца заблеяла: «Бе-е-е». А я даю замечательную теплую шерсть. Я-самое нужное домашнее животное. Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го». А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я-самое нужное домашнее животное. В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами. Как вы думаете, правильно он сказал? (Ребята отвечают на вопрос)

Воспитатель: Все верно, все животные полезны и необходимы человеку. А теперь давайте поиграем.

Воспитатель проводит физкультурную минутку: «Хомка-хомячок» Хомка, хомка, хомячок -  Полосатенький бочок. (Ритмичные поглаживания по бокам туловища) Хомка раньше всех встаёт, (Потягивание) Щёчки моет, (Круговые движения рук около щё.) Шейку трёт. (Поглаживание щек.) Подметает хомка хатку (Имитация движения подметания) И выходит на зарядку. (Шаг на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Руки вверх – в стороны – вверх - в стороны – вниз) Хомка хочет сильным стать! (Энергичные сгибания рук к плечам)

Воспитатель: Молодцы, дети. Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это? (Ответы ребят)

Воспитатель: Правильно, эти животные-домашние. И для человека они очень важные! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. А сейчас давайте назовем их ласково.

Воспитатель проводит дидактическое упражнение: «Назови ласково» Воспитатель: Дети, как можно ласково назвать всех этих животных? (Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: Все верно, кошечка, собачка, лошадка, мышка, козочка, овечка, свинка, коровка. И вот однажды наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Посмотрите на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Дошкольники формулируют ответы)

Воспитатель: Хорошо, пришли: собака с щенятами, лошадь с жеребятами, коза с козлятами, овца с барашками, кошка с котятами, кролик с крольчатами, свинья с поросятами. Доктор их всех вылечил.

Воспитатель: Ну, что ребята подошло к концу наше приключение и давайте и мы сделаем подарок нашей гостье, покажем ей сказку «Курочка Ряба»! Воспитатель проводит театрализованную деятельность: «Курочка Ряба»

Воспитатель: Итак, жили - были дед и баба. Дед: «Съел бы я яичко. Попроси у курочки, чтобы она снесла яичко». Баба: «Курочка, курочка, снеси яичко». Курочка: «Ко-ко-ко».

Воспитатель: «Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Стал дед бить». Дед: «Тук-тук-тук».

Воспитатель: «Бил – бил не разбил. Стала баба бить». «Била-била не разбила». Мышка: «Пи-пи-пи. А мышка побежала, хвостиком вот так махнула. Яичко упало и разбилось». Дед: «Плачет, а-а-а». Баба: «Плачет, а-а-а». Курочка: «Ко-ко-ко, не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое. Ко - ко-ко».

Воспитатель: «Снесла курочка простое яичко». Дед: «Спасибо тебе, курочка». Курочка: «Ко-ко-ко, я снесу вам много яичек».

Воспитатель: «Снесла курочка много-много яичек».

Воспитатель: Ребята вам понравилась сказка? (Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: А курочка для вас оставила подарок. Давайте посмотрим, что там. Ой, да это то же яички, не простые, а шоколадные. Давайте курочке Рябе скажем спасибо! (Дети благодарят курочку Рябу)

Воспитатель: О ком сегодня говорили? (Дошкольники формулируют ответы)

Воспитатель: Правильно, о домашних животных. В какие игры играли? (Ребята отвечают на вопрос)

Воспитатель: Верно, «Кто спрятался?», «Назови ласково». Но вот, пришла пора прощаться с нашей именинницей! (Дети прощаются с кошечкой)

«В гостях у Веснянки»

Цель:

Воспитывать интерес к природным явлениям. Закреплять знание детей о весенних приметах.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с характерными признаками весны. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.   Развивающие: Развивать восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, активизировать качественный словарь. Воспитательные: Усваивать нравственные нормы поведения в обществе, развивать творческий потенциал детей, вызывать интерес к ручному труду Оборудование: «Телеграмма», почтовый ящик, конверт, картинки с изображением зимних и весенних сюжетов, изображение подснежника, тюльпана. Искусственные цветы: нарциссы, тюльпаны разного цвета. Мягкая игрушка «медведь». Клей, кисточки, прямоугольники из цветного картона, цветная бумага.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Весна», «Зима», «Весенние цветы». Рассматривание искусственных цветов: тюльпаны, нарциссы. Чтение стихов о весне.

Ход:

(Звучит аудио запись «Пение птиц») Воспитатель: Ребята, послушайте, кто это поет?  Да ведь это птички поют, самые первые, которые прилетают к нам весной, и называют их жаворонки.  Они поют о том, что весна уже пришла, уже появились первые проталинки, солнышко греет теплее, небо стало голубое, птички поют веселее, все рады весне. Вы слышите? Как будто кто-то в окно стучит.  Взгляните, да это же жаворонок, принес нам телеграмму от Весны.  Давайте прочитаем… В гости к Вам иду, разбудите детвору. Мишку косолапого, Топтышку толстопятого.

Воспитатель: Ребята, Весна просит разбудить мишутку Топтышку. А где же он спит зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети в берлоге. А как же мы его разбудим? Наверное, ему надо написать письмо. Я вам предлагаю отвезти его на поезде, присаживайтесь в вагончики и поехали. Динамическая пауза: «Поезд» Загудел паровоз, Он вагончики повез. Чу, чу, чу я вас в лес прокачу. Воспитатель: Ну, вот мы и доехали до волшебного почтового ящика. Посмотрите, какой он красивый, весенний. Опускайте ваше письмо и будем ждать нашего гостя мишку Топтышку. Ой, детишки, вы слышали стук в дверь? Я пойду, посмотрю, кто там пришел. Так это же наш гость пришел, посмотрите, кто же это? (Ответы детей) Мишка: Здравствуйте ребята! Я получил ваше письмо и поспешил в гости к вам, но так и не понял, весна уже пришла или еще зима. Помогите мне разобраться!

Воспитатель: Дети, давайте Топтышке расскажем о первых приметах весны. (Дети дают возможные ответы) Мишка: Ой, и правда ребята, я и не заметил всю эту красоту, потому что я еще сонный.

Воспитатель: А хочешь мишутка с нами поиграть, немного размяться? Мишутка: Да, да очень хочу с вами поиграть!

Воспитатель проводит подвижную игру: «Мишка, хватит спать». Мишка, мишка, хватит спать. Выходи скорей гулять, нас так много ты один, Спать тебе мы не дадим. Мишка: Ой, спасибо ребята! Я так весело поиграл, размялся. И хотел вам вот, что рассказать: когда я шел через лес, то увидел полянку с красивыми цветами. Но я не знаю, как они называются. (Воспитатель организовывает полянку с искусственными цветами: тюльпанами и нарциссами)

Воспитатель: Давайте мишутке расскажем про эти цветы. А как называется верхняя часть цветов?  (Ребята формулируют ответы) Воспитатель: Правильно, бутон, а из чего он состоит? (Ответы детей) Воспитатель: Верно, из лепестков. А какого цвета бывают лепесточки? (Ребята формулируют ответы)

Воспитатель: Лепесточки бывают разного цвета. А на чем растет цветочек? (Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: Хорошо, он растет на стебельке.  Мишка: Спасибо! Теперь я знаю, как называются эти красивые цветы. Но ребята, у меня возникла проблема. Я хотел подарить тюльпаны своей маме, сестричкам, подружкам, а здесь их на всех не хватит, что мне делать?  

Воспитатель: Не печалься мишутка, мы тебе поможем. Детки сами для тебя сделают красивые тюльпаны. Ну, что ребята поможем Топтышке? (Ответы детей) Воспитатель: Тогда присаживайтесь за столы делать для мишки поделки. (Дети выполняют обрывную аппликацию «Весенние тюльпаны»)

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила полоски зеленого, желтого и красного цвета. Вам необходимо их порвать на мелкие кусочки. Затем наклеить их на силуэт тюльпана. На стебелек и листики вы приклеите зеленые кусочки цветной бумаги, а бутон  сделайте  из красных или желтых кусочков  цветной бумаги.

 Воспитатель: Ну, вот мишка, посмотри, какие тюльпаны получились у наших ребят. Мишка: Ой, какие они получились красивые! Спасибо вам, девочки и мальчики! Я думаю, теперь хватит цветочков для моих родных. Воспитатель: Ребята, мишке пора домой, давайте попрощаемся с ним. (Дети прощаются с мишкой-Топтышкой) Мишка: До свиданья, дети! Я обязательно следующей весной к вам приду.

Воспитатель: Так кто же к нам сегодня приходил в гости? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно мушутка. А про что мы рассказывали мишке? (Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: Верно, про весенние приметы. А какие мы выполняли поделки? (Ребята формулируют ответы) Воспитатель: Правильно, ребята, тюльпаны. А за то, что вы сделали Топтышке подарки, он приготовил для вас угощенье, сочные и вкусные яблочки. Давайте поблагодарим мишку. (Дети благодарят Мишутку!)  

«Насекомые — наши друзья»

Цель:

Закреплять представления детей о насекомых, их названия, особенности внешнего вида и их образа жизни.

 Задачи: 

Обучающие: Учить детей использовать в речи прилагательные, обозначающие особенности внешнего вида насекомых, глаголы, обозначающие их действия, учить устанавливать причинно – следственные связи; продолжать работу с детьми по укреплению здоровья через физкультурные минутки и зрительную гимнастику.

Развивающие: Развивать зрительную память, мышление, внимание, монологическую речь.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней и её обитателям.

Оборудование: Мольберт, картинки с изображением насекомых для дидактической игры: «Кого не стало», шапочки на голову с изображением насекомых, палочка с пчёлкой на конце для проведения гимнастики для глаз, магнитофон, атрибуты для танца, конверт с письмом от божьей коровки. Предварительная работа: Проведение с детьми бесед на темы: «Насекомые – наши друзья», «Полезные и вредные насекомые»; наблюдения в природе, с целью изучения внешнего вида насекомых и их образа жизни; разучивание стихотворений о них, отгадывание загадок; составление рассказов с использованием опорных схем и т. д.

Ход: 

Воспитатель: Ребята, я шла сегодня в детский сад и нашла вот это письмо. Вы хотите узнать, что в нём написано? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда, давайте его прочтём. «Дорогие ребята! Моя полянка совсем опустела, мне не с кем играть и веселиться. Это случилось потому, что злая колдунья сделала моих друзей невидимыми. Помогите злую колдунью победить и моих друзей расколдовать. Бабочка. Воспитатель: Ребята, надо бабочке помочь, только как мы это сделаем?  (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, надо нарисовать друзей бабочке и выгнать колдунью. Но чтобы помочь им, нужно выполнить трудные задания.  Будьте внимательными. Вы готовы? (Ребята отвечают на вопрос)

Воспитатель: Скажите, о каких друзьях написала нам бабочка?  (Дошкольники отвечают на вопрос)

Воспитатель: Правильно, о насекомых. То такие насекомые? (Дети формулируют ответы)

Воспитатель: Все верно, это маленькие жители нашей планеты, наши друзья. Чем насекомые отличаются от других жителей планеты? (Ответы ребят)

Воспитатель: Правильно, у них есть 6 лапок – ножек, они летают, есть усики, с помощью которых они пробуют пищу и питаются. Значит, нам нужно расколдовать насекомых, чтобы бабочке было интересно и весело. Итак, первое задание. Вам необходимо отгадать загадки, но они не простые, а необычные. Если вы их правильно отгадаете, то я покажу отгадку на картинке. Слушайте первую загадку: Шевелились у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Воспитатель: а сейчас давайте попробуем рассказать про бабочку. (Дети составляют описательный рассказ)

Воспитатель: Все верно, бабочка – разноцветная. На её крылышках много цветов: красный, жёлтый, зелёный, оранжевый. Бабочка порхает с цветка на цветок и собирает нектар. Бабочка полезна тем, что она очень красивая и радует глаз, но вредна гусеница бабочки, потому что она поедает листья и урожай. Послушайте следующую загадку: Домовитая хозяйка полетает над лужайкой похлопочет над цветком Он поделится медком. (Пчела)

Воспитатель: Правильно, это пчела. Она -чёрная, с оранжевыми полосками на брюшке. Она летает с цветка на цветок и собирает пыльцу. Пчела полезное насекомое, потому что даёт нам мёд, но она может причинить вред, потому что больно жалит. Ты, конечно, молодец Пчелка золотая собираешь сладкий мёд По цветкам летая, Но погладить не могу Я тебя за это,  потому что жалишь ты Даже добрых деток.

Воспитатель: А вот эту разгадаете загадку? Какая коровка, скажите пока Ещё никому не дала молока?  (Божья коровка)

Воспитатель: Хорошо, этобожья коровка. Она  бывает жёлтого, красного цвета с чёрными точечками на крылышках. Божья коровка летает. Она приносит нам пользу, потому что яркая и красивая. Божью коровку можно поймать. Чёрные точки пересчитать. Раз, два, три. Не успела! Божья коровка моя улетела.

Воспитатель: а сейчас давайте немного отдохнём и превратимся в разных насекомых: бабочек, божьих коровок, пчёл и полетаем над лужайкой, будем вдыхать аромат цветов.

Воспитатель проводит физкультурную минутку: «Бабочка» Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками на лугу цветы считает. Считаем пальчиком раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши Ох, считать не сосчитать!  Задень, за два и за месяц...Прыжки на месте Шесть, семь, восемь, девять, десять. Шагаем на месте Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком

Воспитатель: Ребята попробуйте разгадать эту загадку. Целый день она летает Мне спокойно есть мешает. Прожужжала возле уха И на стол уселась (Муха)

Воспитатель: Все верно, это муха – чёрная с прозрачными крылышками. Она летает и садится везде. Муха полезна тем, что ею питаются птицы, но она ещё очень вредна, потому что переносит на своих крыльях и лапках много микробов и болезней. Мне на локоть села муха. Видно нет у мухи слуха! Говорю ей: «Кыш отсюда, или я ругаться буду».

Воспитатель: Слушайте внимательно следующую загадку: На вид конечно мелковаты но всё, что можно тащат в дом, Неугомонные ребята. Вся жизнь их связана с трудом.  (Муравьи)

Воспитатель: Правильно, это муравьи. Они тёмно-серого цвета, ползают и перетаскивают палочки и веточки. Муравьи полезны тем, что они очень дружные и трудолюбивые, но вредны тем, что могут угрожать посевам. Воспитатель читает стихотворение о муравьях: Я вчера в лесу сосновом Повстречал муравья У него там дом огромный И большущая семья. Воспитатель: Молодцы. Ребятки. Вы отгадали все загадки и много рассказали о разных насекомых. Наверно ваши глазки устали, им нужно отдохнуть. Воспитатель проводит гимнастику для глаз. Дети становятся полукругом. В руках воспитателя палочка, а на конце пчёлка. Эй пчела! Где была? (Дети смотрят на пчелу) Тут и там. (Дети смотрят влево, а затем вправо, не поворачивая головы) Где летала? По лугам. (Смотрят вверх и вниз) Что ребятам принесла? Мёд! – ответила пчела. (Массируют веки, слегка надавливая указательными пальцами) После зрительной гимнастики, дети подходят к мольберту, с изображениями насекомых

Воспитатель: Ребята, вы хотите, чтобы колдунья больше никогда не смогла заколдовать насекомых? (Ответы детей)

 Воспитатель: Тогда давайте их хорошо запомним, а поможет нам в этом игра «Кого не стало?».

Воспитатель выставляет на мольберте 5 карточек с изображением насекомых и просит их назвать. А затем дети закрывают глаза.

Воспитатель убирает одну картинку, дети открывают глаза, и называют, кого не стало.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как вы думаете, смогли мы выполнить просьбу бабочки? (Ответы ребят)

Воспитатель: Я тоже думаю, что у нас все получилось. Мы расколдовали насекомых.  А что вам больше всего понравилось в нашем приключении? (Дети делятся впечатлениями друг с другом)

Воспитатель: А, теперь я предлагаю для нашей веселой хозяйки-бабочки, сделать подарок. Мы слепим красивый цветок и чудесную бабочку. Хотите, ребята? (Ответы дошколят)

Воспитатель: Нам понадобится цветной пластилин и скорлупа фисташек. Берем кусочек желтого пластилина, и раскатываем шарик. Затем к нему прикрепляем скорлупу фисташек, чтобы получился цветок. Берем небольшой кусочек черного пластилина и двумя пальцами катаем цилиндр. На конце лепим два усика, это будет у нас туловище бабочки. Для того чтобы сделать крылья нам необходимо два одинаковых кусочка розового пластилина. Раскатываем два шарика, а затем пальчиками придавливаем их, чтобы получились овалы одинаковой формы. Прикрепляем к туловищу нашей бабочки. Затем украшаем крылья цветами и разноцветными шариками. Вот наша бабочка-красавица готова! Под легкую музыку дети выполняют лепку: «Бабочка и цветок»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот бабочка-красавица готова! Понравилось наше приключение? (Дети делятся впечатлением с воспитателем и друг с другом)  

                                                                                          Приложение 3

Картотека опытов по экологическому развитию

Опыты с почвой  

Опыт №1

 Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух. Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.  

Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.          Содержание опыта: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.    

Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)    Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».  

Опыт № 4

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию и значению свойств мокрого песка.  Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом  

Опыт № 5

Содержание опыта: Показать детям водопроницаемость песка и водопроницаемость глины. Подготовить две банки: одну- с песком, другую - с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.  

Опыты с водой  

Опыт №1

Содержание опыта: 1 Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха. 2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе. Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.    

Опыт №2  

Содержание опыта: 1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.  

Опыт №3

Содержание опыта: 1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?  

Опыт № 4

Содержание опыта: 1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.  Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?  

Опыт № 5 Содержание опыта: Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения.  Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.        

 

Опыты с воздухом  

Опыт № 1

Содержание опыта 1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха    Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. 2. Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.  

Опыт № 2

Содержание опыта1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.  

Опыт № 3

Содержание опыта 1. Подвести детей к пониманию характеристик воздуха. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.  

Опыт № 4

Содержание опыта: Подвести детей к пониманию веса воздуха.    Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит  

Опыт №5

Содержание опыта: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

 

Опыты с песком  

Опыт№1

«Свойства насеянного песка» Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке. После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и проделайте аналогичные действия с карандашом и ключом. Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.  

Опыт № 2 «Своды и тоннели» Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпь те трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются изпод толстого слоя целыми и невредимыми.    

Опыт №3 «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объясните ребенку, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Проект по экологическому воспитанию на тему: «Будь природе другом!»

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение; - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, до...

Проект экологический «Стань природе другом»

Педагогический проект«Стань природе другом» для старшего дошкольного возрастаЦель: Формированть знания и представления о живой и неживой природе, воспитывать желание заботиться о природе, сохранять её...

Авторская программа по экологическому воспитанию с региональным компонентом "Будь природе другом". Перспективное планирование.

Программы дошкольного образования нового покаления ориентируют педагогов на построение воспитательно-образовательного процесса сообразно положениям общечеловеческой и российской культуры. Однако следу...

Программа раннего экологического образования детей дошкольного возраста "Все на свете друг другу нужны"

Главной целью предлагаемой программы является становление начал экологической культу­ры у детей, развитие экологического со­знания, мышления, формирование понимания взаимосвязей всего живого и н...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Сценарий программы по экологии «Будь природе другом»

Воспитание доброго, милосердного, ответственного отношения к природе, формирование у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять....