Разработка рабочей программы педагога по ФГОС ДО
рабочая программа

Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ: разделы и структура рабочей программы по ФГОС ДО, требования к оформлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. 

Раздел «должностные обязанности»: «воспитатель (включая старшего) – разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».

ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО») - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по ФГОС ДО:

  1. Титульный лист

  1.  Содержание:

  1. Целевой раздел:

Целевой раздел включает в себя:

а) пояснительную записку:

- цели и задачи реализации Программы;

- принципы и подходы к формированию Программы;

- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей группы.

б) планируемые результаты освоения Программы:

- конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

4. Содержательный раздел:

1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие».

«Речевое развитие».

«Художественно-эстетическое развитие».

«Физическое развитие».

2. Описание форм, способов, средств реализации Программы

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

4. Способы и направления поддержки детской инициативы

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

6.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы)

7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

5. Организационный раздел:

1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)

2. Режим дня.

Может быть включено: после «режима дня» - двигательный режим, сетка закаливания,

3. Циклограмма деятельности.

4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка ООД.

5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист - это своего рода "визитная карточка" Программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь должна быть указана только самая необходимая информация:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена данная Программа;

 (в правом верхнем углу – УТВЕРЖДЕНО  заведующим ДОУ (дата, подпись, номер приказа, печать);

в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, (номер протокола, дата);

- полное название Программы (например, «Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя группа»);

- составлена на основе примерной образовательной Программы дошкольного образования (2019г) (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2019 г));

- срок реализации Программы (учебный год);

- Ф. И. О. и должность автора (авторов);

- год разработки программы.

2. Содержание

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

           1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы (далее Программаразработана в соответствии с ООП «Детского сада №», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от _ до _ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому.

Используются парциальные программы: (перечислить)

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

2) Цель и задачи Программы (из примерной программы, т.е. «От рождения до школы»):

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть):

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (из парциальных программ ДОУ):

3) Принципы и подходы к организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

4) Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ____группы

(Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.)

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

(выписать из Программы по возрастной группе)

  1. Содержательный раздел:

1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие».
  • «Познавательное развитие».
  • «Речевое развитие».
  • «Художественно-эстетическое развитие».
  • «Физическое развитие».

Дается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной Программы дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство).

  • Социально-коммуникативное развитие 

может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд - может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.

Игровая деятельность - представлена в формах образовательной деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические и др.

  • Познавательное развитие 

представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.

  • Речевое развитие / Развитие речи

формы образовательной деятельности: беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

  • Художественно-эстетическое развитие

а) изобразительная деятельность. Формы: рисование, лепка, аппликация.

Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

б) восприятие художественной литературы и фольклора.

 Формы: беседы, слушание произведений худож. литературы, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра и др.

в) музыкальная деятельность. Формы: слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

  • Физическое развитие / Двигательная деятельность.

Формы: подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники.

2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы) можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации Программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы)

4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы)

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы)

6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) - прописывается содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области

7. Содержание коррекционной работы  и/или инклюзивного образования  (для логопедической группы)

5. Организационный раздел:

1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)

2. Режим дня.

Может быть включено: после режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания.

3. Циклограмма деятельности.

4. Выписка из учебного плана для своей группы, Расписание ОД.

5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Требования к оформлению Рабочей программы

1. Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 14 пт.

2. По контуру листа оставляются поля:

Левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм

3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.

4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности разработки рабочей программы педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Раскрыта структура рабочей программы для педагогов, требования к её оформлению по ФГОС...

Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО

Структура разработки рабочей программы педагога ДОО по ФГОС ДО...

Рекомендации к разработке рабочей программы педагога по ФГОС ДО.

Рекомендации к разработке  рабочей программы педагога по ФГОС ДО....

Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО

Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО ...

Разработка рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО

Структура по разработке рабочей программы...