Дополнительная образовательная программа настольного театра кукол «Театр в чемоданчике»
рабочая программа (подготовительная группа)

Голикова Светлана Михайловна

Занятия детей в театральном объединение  развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_v_chemodanchike.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                           МУДО ЦДТ «Ступеньки»

                                               

                           

                       Программа  

           

       настольного        театра   кукол

             «Театр в чемоданчике»

             

                                                    Составитель и автор:

                                                    педагог дополнительного образования

                                                     Голикова Светлана Михайловна

 

                         

                                               

                                               п.Красные Ткачи

                                               сентябрь 2016года

                                         Пояснительная записка.

        Согласно ФГОС данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть фильмы и спектакли, фантазировать и создавать необычный мир.

        В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

         Театральное объединение  является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики, т.е. вовлечение обучающихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение, речь).  Театральное объединение воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, он реализует ещё и психотерапевтическую функцию, помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

        Занятия детей в театральном объединение  развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

        Театрализованные представления помогают ребёнку активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, они учатся создавать самостоятельное высказывание, обеспечивают его полноту и лексическое разнообразие. Вызывая у детей интерес, они повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

        Театрализовано-игровые представления воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, позволяя ему радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, приходить им на помощь, защищать их. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу, результат которой – правильная речь и общение.

 Технология использования театрализованного кукольного представления позволяет комплексно обучать детей русскому языку, литературе, истории и культуре России, позволяя овладевать коммуникативной компетенцией в области русского языка и русских культурных традиций.

В кукольных спектаклях используются элементы национальных праздников, русских традиций, что расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране, истории и культуре России, а также других народов.

Занятия в кукольном театре разовьют у обучающихся направленность на эффективную социализацию и творческую активность. Занятия научат детей верить в себя, быть активными, мобильными, конкурентноспособными.

Цель программы:

эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

воспитание уважения и любви к русской народной сказке;

изучение и освоение театральной работы с куклой;

формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

развитие творческих способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

В реализации программы заняты обучающиеся дошкольники и младшие школьники

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа  в неделю;

Итого – 72  часа.

Формы и режим занятий

Наполняемость группы – 15  человек;

Практические занятия;

Творческие задания;

Групповая работа;

Лекции;

Тренинги по актёрскому мастерству;

Игры;

Беседа;

ИНТЕРНЕТ-экскурсии.

Содержание программы

Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).

Из истории возникновения.

Посещение театра кукол.

Обсуждение спектакля.

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

Выбор и работа над произведениями пьесы.

Распределение ролей.

Отработка чтения каждой роли.

Интонация.

Изготовление кукол.

                                         

                  Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего,

час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудит.

Внеауд.

1

Введение. История возникновения кукольного  театра.

1

1

Рассказ педагога о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного  театра.

2

Азбука театра

1

1

Истоки. Основы. История театра.

Современные театры.

       

3

Виды кукол и способы управления ими

3

1

2

     Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке.   Развитие умения кукловождения.

4

Секреты сценического мастерства

5

1

4

Роль. Озвучивание пьесы.

   

5

Упражнения на развитие фантазии на основе реальных   образов   природы,   живого   мира, фантастические образы.

5

1

4

Возможность развития фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и другие психологические составляющие личности. Тренировка скорости решений, навыков слаженной работы в коллективе, активизации мыслительного, эмоционального, социально-психологического настроя обучающегося.

6

Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, художественное слово.

6

1

5

Артикуляционная гимнастика, художественное слово.

7

Развитие навыков перевоплощения, навыков группового поведения. Этюды.

6

1

5

     Чтение сценария.  Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты.

Музыкальное оформление .Распределение  ролей.

8

Знакомство с русским фольклором.

1

1

Рассказ педагога с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ

9

Показ спектакля в детском саду для дошкольников.

Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене

10

Обсуждение спектакля.

1

1

Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки».

11

Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста.

3

3

Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста.

12

Распределение ролей

2

2

Подбор каждому актёру роли.

13

Работа над актёрским мастерством

4

4

Постановка сценического движения (отработка каждой роли)

14

Работа над актёрским мастерством

2

2

Постановка сценической речи (работа над интонацией)

15

Подготовка материальной базы.

4

4

Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов.

16

Работа над актёрским мастерством.

3

3

Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

17

Выступление перед детьми младших классов

1

1

Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков

18

Обсуждение «+» и « - »

1

1

Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны.

19

Выбор и чтение пьесы.

2

2

Выбор и чтение пьесы.

20

Распределение ролей

2

2

Подбор каждому актёру роли.

21

Работа над актёрским мастерством

3

3

Постановка сценического движения (отработка каждой роли)

22

Работа над актёрским мастерством

1

1

Постановка сценической речи (работа над интонацией)

23

Подготовка материальной базы.

4

4

Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита, постановка сценических светоэффектов

24

Работа над актёрским мастерством.

3

3

Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене.

25

Генеральная репетиция.

4

4

Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков

26

Выступление перед детьми и родителями в ЦДТ «Ступеньки».

2

2

Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене

27

Обсуждение «+» и « - »

1

1

Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год

ИТОГО:

72 часа

11

61

Прогнозируемые результаты программы

Личностные

метопредметные

предметные

знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами; настольными куклами.
  • о способах  кукловождения  кукол этих систем;
  • о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю

уметь

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью педагога.

- Проговаривать последовательность действий.

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ЦДТ  и следовать им.

 - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста

Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Театральный проект "Театр в чемоданчике" для детей и взрослых

Для детей младшей группы «Полянка» и их родителей в 2018 году был организован театральный проект «Театр в чемоданчике». Родителям было предложено превратиться в актеров дл...

Презентация "Театр в чемоданчике"

Презентация "Театр в чемоданчике"...

Дидактическое игровое пособие «Театр в чемоданчике».

развитие связной речи и повышения интереса к театрализованной деятельности....

Театр в чемоданчике

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей можно решать комплекс задач познавательного, социального, речевого и эстетического развития и развития движений. ...

Театр в чемоданчике по произведению Бориса Заходера

Театр в чемоданчике является универсальным педагогическим инструментом, позволяющим инсценировать «Как звери в лесу дом строили» и «Мишка – Топтыжка» для дошкольников.Наш...