Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики в средней группе «Говорящие пальчики»
рабочая программа (средняя группа)

Царёва Наталья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 1. Пояснительная записка  (актуальность, цель и задачи, принципы, положенные в основу рабочей программы)  ……………………
2. Объём и срок освоения ………………………………………...
3. Прогнозируемые результаты ………………………………….
4. Формы  реализации программы ………………………………
5. Перспективный план …………………………………………….
6. Тематический план …………………………………………..
7. Мониторинг освоения программы …………………………....
8. Методическое обеспечение программы ………………………
9. Список литературы …………………………………………….


1. Пояснительная записка

 

Направленность:

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Актуальность

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.

 

 

 

Цель программыразвитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

- формирование практических умений и навыков;

- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать в детях усидчивость.

- воспитывать внимательность к выполнению заданий.

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

 

Задачи (1 год обучения):

- улучшение ручной умелости;

- совершенствование тактильных ощущений;

- правильное формирование щепоти;

- повышение активности, самостоятельности;

- повышение интереса к творчеству..

Задачи (2 год обучения):

- развитие точности выполнения движений;

- уровня переключаемости;

- полноты объема движений пальцев рук;

- умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук;

- совершенствование координации движений руки и глаза;

- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;

- формирование интереса и положительной мотивации обучения;

- формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи. 
 

Принципы обучения.

 

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).


2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.


3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.


4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

 


2. Срок реализации программы – 2 года


Контингент детей

Программа разработана для детей  3- 5 лет. 

3. Прогнозируемые  результаты обучения.

Первый год обучения.

Обучаясь по данной программе, к концу 1-го года обучения дети

должны уметь:

 

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т.д.
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

Второй год обучения.

  • ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
  • быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
  • выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
  • увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

 

 

 

4.  Формы реализации программы.

Ведущей формой организации занятий является групповая форма. Наполняемость групп – 8-10 человек. Занятия проводятся -2 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – 3 минуты.

Основная часть – 5 - 10 минут.

Заключительная часть – 2 минуты.

 

Виды занятий: занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок). У малыша развивается воображение и фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Форма занятий – игровая, любое задание нужно превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.).

 

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)

 

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание)

 

Групповые занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги, скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста

- рисование пальчиками


Заключительная часть 
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.



5. Перспективное планирование
 

  • Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Лепка

Знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с пластилином.

  • Аппликация

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, изготовление деталей по шаблону.

  • Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, шишками, счетными палочками; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

 

Необходимые материалы и оборудование:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- пластилин, соленое тесто;

- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички, блоки Дьенеша;

- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;

- бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;

- фигурки животных, муляжи овощей;

- картотека пальчиковых игр;

 

 

Картотека пальчиковых игр, цветная зеленая бумага, вата, салфетки, прищепки, полоски картона, граненые карандаши, шишки.

«Игрушки»

Картотека пальчиковых игр, мешочек, мелкие игрушки, деревянные вкладыши, листы бумаги с изображением контуров игрушек, блоки Дьенеша, массажные мячики, камушки.

«Домашние животные»

Картотека пальчиковых игр, сухой бассейн, мелкие фигурки животных, пальчиковые краски, влажные салфетки, листы бумаги, семена подсолнечника белые и черные, листы бумаги с изображением контуров домашних животных, шишки, граненые карандаши.

«Дикие животные»

Картотека пальчиковых игр, листы чистой бумаги, листы бумаги с рисунком белочки, семена тыквы и подсолнечника, пластилин, спички, одноразовые тарелки, манная крупа, камушки, массажные мячики.

«Солнечные дни»

Картотека пальчиковых игр, счетные палочки желтого цвета, круги из желтого картона, листы бумаги с изображением арбуза, цветные карандаши, баночки с крышками, пластилин, листы бумаги с контуром солнца, грецкие орехи, шишки.



Второй год обучения

«Овощи и фрукты»

Картотека пальчиковых игр, фасоль белая и красная, пальчиковые краски, листы бумаги с контуром моркови, мешочек, муляжи овощей, пластилин, массажные мячики, камушки.

«Моя семья, мой дом»

Картотека пальчиковых игр, листы бумаги с изображением контура электроприборов, блоки Дьенеша, прищепки, предметы одежды бумажные, крупа, граненые карандаши, шишки.

«Транспорт»

Картотека пальчиковых игр, счетные палочки, шишки, машина-грузовик, листы бумаги с нарисованными линиями –«рельсы», цветные карандаши, грецкие орехи, камушки.

«Волшебное тесто»

Картотека пальчиковых игр, соленое тесто, мелкие игрушки, бусинки, бисер, крупа, шишки, грецкие орехи.

«Зимние чудеса»

Картотека пальчиковых игр, трафареты елок, бумага, цветные карандаши, одноразовые тарелки, манная крупа, пластилин, цветной картон, счетные палочки, камушки, шишки.

«Животные»

Картотека пальчиковых игр, фигурки животных, стаканы с водой, ложки одноразовые, листы бумаги с рисунком коня, пальчиковые краски, пластилин, спички, бумага, камушки, граненые карандаши.



«Мамин праздник»

Картотека пальчиковых игр, макароны, ленты, блоки Дъенеша, крупа, цветные карандаши, бумажные платья, массажные мячики, грецкие орехи.

«Профессии»

Картотека пальчиковых игр, кусочки тканей разной фактуры, конструктор, счетные палочки, шерстяные нитки, граненые карандаши, массажные мячики.

«Растения»

Картотека пальчиковых игр, пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованными контурами листьев, цветная бумага, клей, кисточки, сухой бассейн, фасоль, шишки, камушки.

 

Схема занятий по развитию мелкой моторики

Вводная частьвключает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий:"Погреемся",

«Игрушки», «Повстречались», «На лужок», «Солнечные дни», «Апельсин», «Строим дом», «Кораблик»,Поднял ушки бурундук», «Рыбки плавали, ныряли», «Помощники», «Почтальон», «Яблонька», «Цветы».

Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Заключительная часть: самомассаж гранеными карандашами, массажными мячами, камушками, грецкими орехами, шишками.



6. Тематический план на учебный год
 

Первый год обучения
Октябрь - декабрь

1.Игра «Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой елки из цветной бумаги разложить комочки ваты.

2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями

3.Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше.

 

 

- Учить из ваты катать круговыми движениями между ладоней шарики.

- учить скатывать бумагу в комочки;

- развивать мелкую моторику, пространственное воображение

 

Любимые игрушки.

Январь

1. Игра «Чудесный мешочек» - достать игрушку и назвать ее.

2. Д/игра « Цветные вкладыши» - используются деревянные вкладыши с фигурками игрушек.

3. Упражнение «Что спряталось в комочке?» - разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Знакомство с Блоками Дьёнеша – рассмотреть все формы, назвать цвета, размер, форму.

 

- стимулировать тактильные ощущения;

- учит вкладывать

одну форму в другую, развивать сообразительность;

- формирования тонких движений рук;

- совершенствование двигательных навыков

 

Домашние животные

Февраль - март

1. Игра-упражнение «Домашние животные»найти в сухом бассейне фигурки на ощупь и озвучить их название и рассказать, какое это животное.

2. Рисование пальчиковыми красками «Зеленый лужок»нарисовать пальчиковыми красками травку для коровки.

3. «Угощение для петушка» - сортировка семян.

4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров домашних животных.

 

обучать детей ритмичному нанесению штрихов пальчиковыми красками;

- стимулировать тактильные ощущения;

- формирования

тонких движений рук;

- воспитывать любовь к животным, фантазию.

- развивать мелкую моторику пальцев. 


Дикие животные

Апрель

1. Аппликация «Угости белочку орешками» - детям предлагается, путем обрывания бумаги и смятия ее в руке, сделать орешки для белочки, которые необходимо положить на рисунок, где изображена белочка.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

3. Игра «Ежики и ежата» - втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.

4. Рисование на манке «Норка для лисички» - на манке дети рисуют круги.

Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания;

- развивать мелкую моторику рук и пальцев;

совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

учить рисовать пальчиком на манке круги.


Солнечные дни

Май

1. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга

2. Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.

3. Упражнение «Крышечки» - нужно подбери крышки к баночкам.

4. Рисование пластилином «Солнышко» - размазывание пластилина по контуру на листе.

тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками;

- совершенствование движений рук;

- развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением;

- учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе;

 

 

 

Второй год обучения
 Сентябрь

1. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

2. Упражнение «Морковка».

Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка.

3. Игра «Что растет в огороде».

Детям демонстрируются различные овощи, проговаривается название, цвет форма, дается время наощупь запомнить овощ, затем овощи прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать овощ не доставая его из мешочка.

4. "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков.

- обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур;

- стимулировать тактильные ощущения;

- развивать мелкую моторику рук и пальцев;

развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.


Моя семья, мой дом.

Октябрь

1.Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

2. Игры с блоками Дьенеша «Выложи дом из цветных фигур» - по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи.

3. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

4. Игра «Посыпаем дорожку» - по нарисованным линиям сыпать крупу.

развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

развивать внимание;

- развивать координацию движений;

- учить детей посыпать тремя пальчиками крупу,;

 

Транспорт

Ноябрь

1. Упражнение «Транспорт» -

детям предлагается выложить рисунок (машина) счетными палочками.

2. Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру.

3. Рисование «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге.

4. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии;

- совершенствование движений рук;


Волшебное тесто

Декабрь

1 «Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками.

2. «Спрячь и достань игрушку» - в тесто спрятать мелкие игрушки и дать детям возможность найти их в тесте.

3 «Покормим птиц» - отщипывать меленькие кусочки теста от большого.

4 «Картинки на тесте» - выкладывать на фигурах из теста узор.

 

Познакомить детей с тестом и его свойствами;

- научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;

научить отщипывать кусочки теста от большого куска;

научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха)


Зимние чудеса

Январь

1.«В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

2«Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера.

3. «Снегопад» - показываются картинки со снегопадом, затем предлагается нарисовать пластилином его на картоне.

4. Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу.

 

- закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

- закреплять умение проводить округлые линии;

- учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе;

- учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

 

Животные

Февраль

1.Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой.

2.Рисование пальчиковыми красками «Нарисуй хвост коню» -

детям предлагается нарисовать хвост коню пальчиками.

3. Игра «Ежики и ежата» -втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.

4. Игра «Чтоб Мишке было теплее» -

мелко нарвать бумагу и засыпать ей мишку в берлоге

 

- учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой;

- учить детей рисовать волнистые линии пальчиками;

- развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.-

- развивать мелкую моторику рук и пальцев

 

 

Мамин праздник

Март

1. Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы.

2. Игра с блоками Дьенеша -

рассортировать фигуры по цвету в разные коробочки.

3. Аппликация крупой «Посыпаем дорожку»

4.«Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

 

 

- учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту;

- развивать чувство формы и цвета;

- учить создавать узор из кругов, штрихов.

 

 

Профессии

Апрель

1. Упражнение «Каталог тканей».

Детям предлагается рассмотреть и потрогать ткань на ощупь и вспомнить из какой ткани у них есть одежда.

2. Конструирование «Мы строители» - детям предлагается построить из строительного материала гараж.

3. «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

4. Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки

стимулировать тактильные ощущения;

- учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал;

- развивать чувство формы;

- развивать умение сматывать клубочки.


Растения

Май

1. Рисование «Весенние цветы - одуванчики» - нарисовать пальчиковыми красками одуванчик.

2. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль.

развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением;

- развивать чувство формы и цвета;

- развивать усидчивость, целенаправленность.

 

 

7. Мониторинг освоения программы .
 

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах.

1-ый год обучения – октябрь, май

2-ой год обучения – сентябрь, май

Для детей 3 лет:

1. упражнение «Спрячь в ладошки»,

2. сминание бумаги в кулаке.

3. потирание кулачков,

4. упражнение «Пальчики здороваются»

Критерий состояния развития мелкой моторики рук: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

 

Для детей 4 лет

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо 
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 

Критерий состояния развития мелкой моторики рук: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - ребенок не справился с заданием.

Средний уровень - ребенок справился с помощью взрослого.

Высокий уровень – ребенок справился с заданием.


 

8. Методическое обеспечение

Пальчиковая гимнастика

"Погреемся".

Поиграем-ка немножко Дети хлопают в ладоши.

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем. Сжимают пальцы в кулак и разжимают.

Их сжимаем, разжимаем.

 

«Игрушки».

На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).

 

«Повстречались»

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Р-р-р!"

Два быка: "Му-у!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

 

«На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот,

На зелёный на лужок,

Приходи и ты, дружок!

Cгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

 

«Солнечные дни»

Солнцем ласковым согрето, (Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять (Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. (Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

 

«Апельсин»

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас беда!!!

Разбегайтесь кто куда!!!

На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок. Загибание пальчиков, начиная с большего. Бросательное движение правой рукой. Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

 

«Строим дом»

Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(вращать кисти рук)

«Кораблик».

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,

(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.

(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье).

«Поднял ушки бурундук».

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

«Рыбки плавали, ныряли».

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча,

изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли

- В чистой тепленькой воде.

- То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук

очень плотно сжимаются.

- Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

- То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно

совершаете движения, как будто раскапываете песок

 

«Помощники».

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).

Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).

Только чашку мы разбили,

И кастрюлю уронили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

Так мы маме помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши

«Яблонька».

У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

«Цветы»

Наши желтые цветки- Ладони соединить лодочкой перед собой (молитвенная поза)

Распускают лепестки - По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.

Ветерок чуть дышит, - Подуть на руки – «цветки»

Лепестки колышет - Подвигать пальцами вперед назад

Наши желтые цветы - По очереди сложить пальцами, соединив

Закрывают лепестки- Ладони лодочкой (молитвенная поза)

Головой качают - Покачать ладонями вправо, влево.

Тихо засыпают – положить голову на сложенные ладони.



9. Список  литературы

1. 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма - М., 2012. - 32 c.
2. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир - М., 2013. - 32 c.
3. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 4 лет; РГГУ - М., 2013. - 32 c.
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет; Академия развития - М., 2013. - 176 c.

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект упражнений ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (средняя группа) по теме: " Зимние забавы" конспект совместной деятельности в средней группе

Уточнение знаний о весёлых зимних  играх - забавах, зимних  природных  явлениях , используя  упражнения для  развития  мелкой   моторики  пальцев рук...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...

Методическая разработка воспитателя ДОУ "Программа по развитию мелкой моторики пальцев рук "Умные пальчики" для детей 3-4 лет".

Данная пргограмма направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, необходимых для выполнения предметно-практических действий.Занятия направлены на разв...

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»

Цель программы – способствовать развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, леп...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Ладушки-ладошки»

Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому,...