ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
материал (старшая группа)

Курнаева Анна Сергеевна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 «КОЛОКОЛЬЧИК»№5

ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Принято                                                                      Утверждаю:

На педагогическом совете                                        заведующая МБДОУ

От____________________                                        комбинированного вида  

                                                                                    детский сад «Колокольчик»              

                                                                        __________А.Б.Аброськина

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Шахматная азбука»

Срок реализации:2года

                                                                             

                                                                         Составители:воспитатели

                                                                                               Васина Л.И.

                                                                                                          Курнаева  А.С.

п.Комсомольский

Пояснительная записка

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление  игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин. 
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая  функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытиюспособностей детей. Введение  кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи— сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память,  восприятие, внимание, воображение , мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра  в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти , приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели и задачи программы:

1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

     результаты своей деятельности;  развитие логического мышления,    

    ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,  

   умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,    

  спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

   событий.  

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,  

  формирование чувства такта,  культурных привычек в процессе

  группового общения с детьми и взрослыми.

5. Подготовка ребёнка  к школе.     Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут Основные формы работы на занятии:индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. 
Для закрепления знаний  используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 

Подходы и методы их реализации:

-Систематические занятия;

-Игры,игровые приемы;

-викторины и конкурсы на шахматную тематику.

Особенность возрастной группы 5-6лет:

В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Особенность возрастной группы 6-7лет:

К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

Содержание программы «Шахматная Азбука»

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем.Haкаждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.

Ожидаемые результаты в конце курса:шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

Ожидаемые результаты освоения программы:ориентироваться на шахматной доске;играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;правильно помещать шахматную доску между партнерами;правильно расставлять фигуры перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ;рокировать;объявлять шах;ставить мат;решать элементарные задачи на мат в один ход.

Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе

Месяц

Неделя

       Тема

              Цель

Кол-во занятий

Октябрь

1-2

« В гостях у Горизонталика

и Вертикалика»

Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.

2

Октябрь

3-4

«Диагональ»

Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.

2

Ноябрь

1-2

«Знакомство с  шахматными фигурами. Пешка»

Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о  пешке, способах её передвижения.

2

Ноябрь

3-4

«Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ»

Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности.

2

Декабрь

    1-2

«Могучая фигура ФЕРЗЬ»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Декабрь

3-4

«Прыг, скок и вбок»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Январь

3-4

«Король жаждет боя»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Февраль

1-2

«Ворота Каиссии»

Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске.

2

Февраль

3-4

«Шах – что это?»

Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».

2

Март

1-2

«Шах – что это?»

Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами.

2

Март

3-4

«Мат и пат»

Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

2

Апрель

1-2

«Мат и пат»

Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

2

Апрель

3-4

«Шахматная

страна»

Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы.

2

Май

1-2

«Шахматный КВН»

Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.

2

 

Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе

Месяц

Неделя

Тема

Цели

Кол-во занятий

Сентябрь

1-2

«В стране шахматных чудес»

Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников;  вырабатывать у ребят настойчивость

2

Сентябрь

3-4

«Игра на уничтожение»

Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две).

2

Октябрь

1-2

«Один в поле воин»

Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей,  на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника.

2

Октябрь 3-4

«Защита контрольного поля»

Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски.

2

Ноябрь

1-2

«Как Ладья похудела»

Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку.

2

Ноябрь

3-4

«Захват контрольного поля»

Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить детей, на примере слона - фигуры,  за минимальное число ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски; вырабатывать у ребёнка спокойствие.

2

Декабрь

1-2

«Вежливые слоны»

Учить детей,  играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске.

2

Декабрь

3-4

«Шахматная нотация»

Закрепить понятие  «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание.

2

Январь

3-4

«Волшебный квадрат»

Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию.

2

Февраль 1-2

«Спасительница – оппозиция»

Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах.

2

Февраль

3-4

«Непобедимый»

Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры.

2

Март

1-2

«Волшебный мир комбинаций»

Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.

2

Март

3-4

«Волшебный мир комбинаций»

Сформировать у детей  понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание.

2

Апрель

1-2

«Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»

Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.

2

Апрель

3-4

«Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу»

Продолжать учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор.

2

Май

1-2

«Здоровые телом – сильные духом!»

Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей.

2

Материально-техническое обеспечение

Для  кружковой работы имеются:

-Демонстрационная магнитная шахматная доска;

-шахматы;

-часы

Методическое обеспечение

Доминирующем методом обучения является практическая работа за шахматными досками,которая осуществляется в парах.

Список источников

1.И.Г.Сухин  Шахматы для самых маленьких. Шахматная школа для детей.-М. АСТ, 2016.-287с.

2.И.Г.Сухин  Шахматы полный курс для детей. Шахматная школа-М. АСТ,2017.-160с.

3.С.Иващенко Учебник шахматных комбинаций. Интернет источник.

Содержание

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка
  4. Учебно-тематический план обучения 5-6лет
  5. Учебно-тематический план обучения 6-7лет
  6. Материально-техническое обеспечение
  7. Методическое обеспечение
  8. Список источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Программа дополнительного образования "Шахматная азбука"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.

Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Шахматная азбука

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" в страршей группе...

Программа "Шахматная азбука"

Программа для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Шахматная азбука"...

Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"

Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...

Презентация программы дополнительного образования "Шахматная Азбука"

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.Процесс обучения азам этой древней игры способ...