Содержание работы по нравственному воспитанию с педагогами и детьми дошкольного возраста
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Содержание работы по нравственному воспитанию с педагогами и детьми дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействуя, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Процесс становления личности продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Механизм нравственного становления личности:

Для любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно.

Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.

Механизм нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. У ребенка младшего возраста опираться на понимание, осознание важности формирования нравственного качества нельзя. Надо изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего освоения знаний.

Группы задач нравственного воспитания:

1 группа – задачи формирования его механизма: представлений, нравственных качеств, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

2 группа - задачи отражают потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

1 группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость.

Сегодня становится под сомнение необходимость воспитание коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Методы нравственного воспитания (по В.И.Логиновой)

Методы нравственного поведения – приучение, упражнение, руководство деятельностью.

Методы формирования нравственного сознания – убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа.

Методы стимулирования чувств и отношений – поощрение и наказание.

Условия использования методов:

  1. Любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.
  2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Он должен быть весомым, значимым.
  3. Для использования методы должны быть заранее подготовлены условия, средства.

Для организации «мастерской по ремонту игрушек» воспитатель должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать.

  1. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
  2. Метод воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
  3. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
  4. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
  5. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.
  6. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
  7. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Образ счастливого ребенка:

  • Счастливый ребенок уверен в себе, легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми.
  • Он оптимистичен, все воспринимает с радостью.
  • Он любознателен и т.д.

Воспитать такого ребенка можно, если родители, и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

Содержание нравственного воспитания:

-воспитание гуманности как качества личности;

-трудолюбия, умения и желания трудиться;

-патриотизма, гражданственности;

-коллективизма.

Воспитание гуманности

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Ранний возраст.

Главное направление в методике – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку);

-обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.)

Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, как он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.

Младший дошкольный возраст.

Ведущими методами являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослого и их похвалой.

Средствами являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки.

Форма работы – индивидуальные занятия.

Средний дошкольный возраста (4-5 лет).

Происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.

Главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения.

На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»)

Можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша»?). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.

В этом возрасте чаще проявляется недоброжелательное отношение к сверстникам, так как ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример. У ребенка на этом этапе появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.

Старший дошкольный возраст

Дети в этом возрасте способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Формы работы:

-этические беседы (индивидуальные, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально)

Содержание бесед – возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

Требования к этическим беседам:

  • Опора на жизненный опыт детей;
  • Соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту;
  • Конкретность обсуждаемых ситуаций;
  • Наличие ситуации выбора и противоречий;
  • Связь с последующей деятельностью и практикой поведения;
  • Соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;
  • Не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и наконец проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

-упражнения (в гуманном отношении друг другу, к природе, ко взрослым)

Темы ситуаций: подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными.

Воспитатель организует ситуации, включающие их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы.

Главной становится работа по формированию «переживания-действия». Продолжается работа по обучению способам гуманного поведения и вербальным формам выражения положительных чувств («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения, какие слова ей скажешь?»).

-пример воспитателя.

В старшем возрасте активно развиваются моральные мотивы, формируются социальные чувства.

Воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться

Воспитание коллективизма.

Коллективизм – сложное интегральное качество, которое в полной мере может присуще лишь взрослому человеку. Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3-6 лет, вероятно правильно говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, т.е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативностью.

Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей в другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте.

Качественные характеристики уровня развития любого коллектива:

-развитие дружбы;

-отзывчивость и взаимопомощь;

-общественное мнение;

-усвоение нравственных норм;

-культура поведения в коллективе;

-личность в коллективе.

Появление и развитие дружбы.

Младший дошкольный возраст.

Ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, в большой охотой делится игрушками и т.д. Объект дружбы еще часто меняется. Нет дружеских объединений.

Средний дошкольный возраст.

Вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга (Мы вместе с ним играем»). Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значимые факты. Это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.

Старший дошкольный возраст

Происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся»).

Дети старшего дошкольного возраста проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже – по двое. Задача педагога – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и допускать изолированности детей от всех группы.

Отзывчивость и взаимопомощь

Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями.

Ранний и младший дошкольный возраст.

Ребенок проявляет симпатию к другим людям, к 3 годам малыши способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. Наиболее часто проявляется взаимопомощь в утешении обиженного, огорченного товарища.

У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании.

Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни более разнообразны: в совместных играх, на занятиях, в быту. Дети начинают соотносить факты поведения с усвоенными нормами.

Задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного явления, как взаимопомощь.

В среднем дошкольном возрасте дети не хотят принимать помощь, особенно если она исходит от сверстника. Задача воспитателя – учить дошкольников благодарно принимать помощь и вежливо от нее отказываться.

Дети старшего дошкольного возраста охотно помогают малышам и взрослым, но и с меньшим желанием – сверстникам. Помощь сверстнику – это, как правило, действия, лишенные игры, чисто трудовое действие. Педагогу стоит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.

Общественное мнение.

В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Дошкольникам небезразлично, как их оценивают не только взрослые, но и сверстники. От этой оценки зависит эмоциональная комфортность ребенка в группе сверстников, т.е. эмоциональное состояние.

Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет стать средством формирования коллективных взаимоотношений.

Педагогическое взаимодействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения друг к другу. Задача воспитателя поддержать и развить в ребенке умение быть требовательным к товарищам при выполнении общего дела и наряду с этим развивать у детей самокритичность, требовательность к себе.

Усвоение нравственных норм.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир подобных, в мир людей.

Для младших дошкольников правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов детей младшего возраста. Педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношения.

Усвоение правил в младшем возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Усвоение нравственной нормы начинается не о осознания, а практики поведения. Подражая взрослому или следуя его указанию, ребенок поступает в соответствии с нормой и лишь затем начинает осознавать ее.

Правила взаимоотношений¸ которые дети усваивают в младшем возрасте, просты и почти всегда одинаковое решение, т.е. ситуации, в которые включается ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет – пожалей, уронил игрушку – подними, положи на место. Только связь между поведением и правилом обеспечивает эффективное усвоение нравственных норм.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их.

Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм является организация практики поведения в виде упражнений, совместной деятельности.

В старшей группе начинается работа по ознакомлению с Декларацией прав ребенка. Прежде чем детям расскажут об этом документе, они могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами (создание декларации группы в виде написанной самими детьми и проиллюстрированной книги, доски и др.; использование театрализованных игр, разыгрывание проблемных ситуаций и т.д.) Важно, чтобы дети осознали значение этого «документа» и следовали ему.

Культура поведения и взаимоотношений

Воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны – быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.

Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит:

-обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами;

-быть опрятными;

-следить за своей позой, осанкой;

-владеть речевым этикетом;

-владеть способами учтивого оказания внимания.

С раннего возраста основным направлением в работе является приучение ребенка к чистоте и порядку.

Ш этапа:

1 – накопление множества единичных фактов – упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

2 – детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих.

3 – воспитатель уделяет внимание осознанию детьми значимости правил этикета, обучению детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств.

Личность в коллективе

Именно коллектив стимулирует развитие индивидуальности:

-Ребенок обладает какими-то способностями, умениями, отличающимися от других детей.

Воспитателю следует поддержать обязательно этого ребенка, высказав свою заинтересованность, а затем предусматривать индивидуальную работу с ним. Важно, чтобы ребенок мог поделиться своими знаниями с другими детьми.

-У ребенка ярко выражены собственные познавательные интересы.

Воспитателю необходимо не только с ними отдельно заниматься, но в то же время обращать их внимание на то, как они общаются с другими детьми, как к ним относятся товарищи по группе.

-Неординарность развития у ребенка психических процессов.

Воспитателю стоит чаще говорить детям о том, какие они «необыкновенные» и как он любит их за это. Вместе с тем не следует забывать о необходимости воспитания скромности, уважения к товарищам, умения ценить себя и других.

Коллективные взаимоотношения формируются в разнообразной деятельности. Деятельность (игра, труд, рисование, лепка) благоприятна не только для развития взаимодействия, но и для индивидуального развития каждого ребенка, если воспитатель ставит перед собой эту важную задачу.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности

Из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу. Воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Следующий этап – сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о собственном доме, об улице, на которой живет, о районе и городе, наконец, о стране. Этот «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания реализуется в сочетании с практикой поведения детей.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусству. Дети должны не только знать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средства патриотического воспитания:

-само окружение (природное и социальное);

-художественная литература;

-музыка;

-изобразительное искусство;

-деятельность (игра, труд);

-праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основная задача – через знания о названии страны, ее географии, природе, символике и др. ребенок проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни и т.д.

«Планетарное мышление», «толерантное отношение к людям Земли» - это закрепление в детях представления о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Сущность гражданского воспитания – воспитание уважения ко всем народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС» Одним...

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО

В материале подобраны современные формы работы педагогов по патриотическому воспитанию, такие как проект, акции, образовательное путешествие, виртуальная экскурсия, флеш-моб, кроссенс. На практике дан...

Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...

Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...