Сообщение «Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Бронцева Наталья Александровна

Сообщение на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитатель Бронцева Н.А

В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для ребенка как бы программой поведения. Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к ребенку, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; нахмуренное лицо, сердитый голос, настораживают, вызывают у ребенка беспокойство. Важно, чтобы ребенок испытывал больше положительных эмоций. Взрослые легко определяют эмоциональное состояние ребенка, по его интонации, двигательным реакциям, репликам. Например, вечером заметив, что ребенок часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, понимая его тревогу, затеваю веселую игру в мяч и вовлекаю в нее всех оставшихся детей. Быстро исчезает детская тревога, время проходит незаметно.

Эмоционально- нравственные качества проявляются и в отношении ребенка к самому себе: чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и в отношении ко взрослым это симпатия, сочувствие, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально- положительного отношения к окружающим. Положительное ,эмоциональное состояние это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению.

Задача воспитания у детей эмоционально- нравственных чувств решается успешно, если гуманнее сами взрослые, добрее и справедливее они относятся к детям. Одним из важнейших условий развития эмоционально- нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Прежде всего обращаю внимание детей на те стороны действительности, которые укрепили бы в них веру в торжество добра и справедливости. Иногда вина ребенка столь незначительна, может быть случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что ребенок перестает ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает что хорошо, а что плохо. Дети с большим удовольствием рассказывают о том, что их радует. Детям нравятся праздники в санатории. Они открыто выражают свои эмоции, наблюдая за детьми, которые участвуют  в театрализованной деятельности.

Большую радость детям доставляют домашние животные, а маленькие детеныши вызывают у ребят чувство восхищения. Они наблюдают за их ростом, играют с ними, проявляют о них заботу. С детьми я ходила на прогулки- это доставляет им эстетическую радость. У них возникает чувство прекрасного. Дети замечают красоту цветущих деревьев, например, яблонь и вишен, а также цветущих кустарников и весенних цветов. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка. Меня беспокоит проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма- черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку. Воспитывая у детей навыки общения, например, вежливость, приветливо здороваться и прощаться со взрослыми, с детьми, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать взрослого, сверстника, говорить спокойно.

Воспитание эмоционально- нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. При отсутствии у детей таких представлений, незнание «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов. Нельзя слишком формально подходить к усвоению детьми этических норм. Одних требований недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства. Я не требую от детей определенных понятий, т.к. дети могут усвоить содержание только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие дети часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в круг отношений между людьми. Например, дети путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?», отвечают: «Быть хорошим». А быть справедливым- это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты. Выявляя знания и формируя представления детей я задаю не только прямые вопросы им, но и провожу беседы в которых дети быстро принимают решение или что-то стараются сделать, чтобы выйти из затруднения. Например, я предлагаю детям такую ситуацию: «Представьте себе, что вы из санатория идете домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Чтобы вы сделали? После того, как каждый мысленно представил ситуацию и свое участие в ней, обратила внимание не только на ответы детей, но и на то насколько эмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. По их ответам я определила, что они думают о случившемся, по выражению лица, по интонации- о возникшем при этом чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

Подборка игр и упражнений в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. ...

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, индивидуальный профиль социального развития ребенка...

"Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста"

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни, поэтому в содержании консультации для родителей я отношу выработку навыков владения у детей своим эмоциональным состояни...

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы "Развитие эмоционально-нравственной  сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста"...

картотека игр на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

в картотеке собраны игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и арттерапевимческие методы....

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...