Мастер-класс "Обучение с увлечением!"
опыты и эксперименты

Игнатенко Ольга Евгеньевна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер класса

Слайд 2  

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

 «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 3

  Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Слайд 4

  В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…),почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Слайд 5

Чем разнообразнее  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Слайд 6

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Слайд 7

Мы хотим  сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Считаем, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Слайд 8

И сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и приглашаем в сказку.

(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)

Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?

Давайте ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)

-Здесь живет сказка!

-Сегодня мы приглашаем вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. Сказка называется «Путешествие  Алисы в мир чудес». 

Для участия в мастер-классе просим выйти 5 желающих

Слайд 9

       Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети.

Слайд 10

 Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.    

       Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, она подошла поближе и увидела, что пруд был сказочно- разноцветный. Давайте вместе с Алисой  полюбуемся этой волшебной красотой...

Слайд 11

Опыт № 1.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь Мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.

-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.

-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее)

Слайд 12

А ещё Алиса увидела ,что в пруду  плавало много загадочных цветов-

На пруду большой цветок

С желтой сердцевинкой.

На воде растет, цветет

Белая кувшинка.

Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!

Слайд 13

Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.

Опыт № 2

      Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете почему?

 Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 14

       Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Слайд 15

Опыт № 3

        Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Что вы видите?

Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Слайд 16

 Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться. Давайте посмотрим на это чудо!

Слайд 17

Опыт № 4 

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Как вы можете это объяснить?

        Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна

"толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Слайд 18

     Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.   Тут она увидела радугу. Давайте вместе посмотрим на эту красоту!

Слайд 19

Опыт № 5

Для опыта нам понадобится пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной.

От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем  небольшие точки (или полоски ), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой  вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх! В чем же секрет этого опыта ?

ОБЪЯСНЯЕТСЯ всё очень просто:

С помощью этого опыта можно понять как «пьют» воду растения.

Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение.  И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Уважаемые коллеги !Спасибо вам ,просим пройти на свои места.

Слайд 20

Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

Слайд 21

 Почему? Зачем? Как?

Уважаемые коллеги!Давайте ещё раз откроем волшебный сундучок

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)

Мы хотим подарить вам медиаресурс………….

Медиаресурс представляет собой перечень игр-экспериментов с их подробным описанием. Вы без особого труда сможете выбрать понравившийся опыт, следуя предложенной инструкции и провести его в со своими детьми. При описании игры-эксперимента указывается необходимое оборудование, ход проведения опыта, картинка с его изображением и предполагаемый вывод, который родитель сможет сделать совместно с ребёнком.

Медиаресурс будет служить вашим  помощником. Предложенные игры-эксперименты позволят интересно организовать деятельность с детьми.

Хочется завершить наш мастер –класс  словами.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».

Уважаемые, педагоги, надемся, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные увлечения современных дошкольников

Данная статья содержит материал для музыкальных руководителей, родителей, методистов ДОУ по музыкальным увлечениям современных дошкольников....

Обучение с увлечением

Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...

Увлечения семьи Петровых

Семья нашего воспитанника - Володи Петрова - участвовала в конкурсе "Успешная семья 2012", представляя наше дошкольное учреждение. В семье двое детей, старшая - Юля - тоже выпускница нашего детского с...

"От умения - к увлечению" (автор: Ренёва Е.Н.)

В статье даны рекомендации, как организвать досуг ребёнка интерсно и увлекательно. Складывание из бумаги - дело непростое, требующее много терпения и усидчивости. Именно эти качества и необходимо восп...

Наши увлечения

На этих фотографиях вы можете увидеть коллективные работы детей старшей логопедической группы...

Мои увлечения!!!!

Я люблю заниматься разными видами рукоделия. Здесь находятся фотографии моих работ....