мастер-класс "Сотрудничество-путь к успеху"
методическая разработка

Романюк Татьяна Владимировна

Материал раскрывает основу технологии сотрудничества, цель, задачи и примеры использования в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

«СОБРАТЬСЯ ВМЕСТЕ ЕСТЬ НАЧАЛО.

ДЕРЖАТЬСЯ ВМЕСТЕ ЕСТЬ ПРОГРЕСС.

РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ЕСТЬ УСПЕХ»

Генри Форд

Уважаемые коллеги, добрый день!

Участники семинара-практикума сидят в общем кругу.

Педагог передает по кругу коробочку со звездочками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

После того, как все участники взяли звездочки, просит обратить внимание на цвет, каждая из звездочек имеет определенное значение:

  • зеленый - ожидаю успех на сегодняшнем семинаре
  • красный – желаю общаться
  • Желтый – проявлю активность
  • Синий – буду настойчива.

Сегодня я вам хочу рассказать о технологии сотрудничества

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

·         формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;

·         развивать способность к использованию элементов символизации

для выражения своих действий;

·         развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

 Организуя сотрудничество, мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:

Игра «Пчелы и змеи»

1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы. 
Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи. 
Вам необходимо выбрать своего короля.
Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову. 
Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу.
(Приглашаем королей)
Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу.
А вы пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может издавать определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. 
Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?

- Ваши группы хорошо вам помогали?
- Вы остались довольны вашими подданными?
- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?
1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно)

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием «Чашки»

Мне нужно 2 педагога. Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках. 

Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Следующее упражнение называется «Дорисуй рисунок» 

 Я предлагаю всем встать в круг. У вас на столе лежит листок (звучит музыка), нарисуйте какой-нибудь рисунок (музыка остановилась).
А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
Снова обменяемся рисунком. 

Вопросы:
- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
- А можем ли мы этот прием использовать в своей образовательной деятельности? 

«ПОСЛОВИЦЫ»

Прочитайте. Обсудите, как вы понимаете пословицу:

1.Ум хорошо, а два лучше.

2.Семь раз отмерь - один отрежь.

3.Действие – это результат знаний.

4. Излишняя спешка, так же как и медлительность, ведёт к печальному концу.

5. Хорошо спланировано, наполовину сделано.

6. Никто не знает так много, как все мы вместе (датская пословица)
Правило №3
: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.

Поскольку  педагогическая технология развития у дошкольников навыков сотрудничества в  программе отсутствует,  предлагаю использовать методические подходы Елены  Михайловны Фадеевой.

В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.

Этих этапов – четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть  хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра,  а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

  А сейчас предлагаю вам всем объединиться в пары, с рядом сидящим.

   Поиграем в игру «Сколько?» 

Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем, не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

- Сколько ушей у 3 зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- какая по счету среда?

- сколько будет 5-3?  

Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей. 

«Связующая нить»

Педагоги встают  в круг и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что,  они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, все натягивают нить, а ведущий говорит:

« Мы - одно целое, каждый из вас важен и значим в нашем педагогическом коллективе в целом».

Уважаемые коллеги, мастер-класс подошел к завершению.

Если, вы довольны полученным результатом, то вы - улыбнитесь

Если, вам было не интересно, то вы наклоните голову  вниз

Коллеги,  благодарю вас за работу, желаю вам успешного сотрудничества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УСПЕХ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработка которой  осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет...

«Красивая речь – ступень к успеху».

D В настоящее время более актуальной становится проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Именно поэтому приходится применять все новые и разные методы в работе....

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...

Консультация «Успех. Ситуация успеха»

Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Ситуация ...