Методическая разработка "Экологическое воспитание детей по сезонам года"
методическая разработка (младшая группа)

Иванова Екатерина Сергеевна

Перспективный план

1.Экологического воспитания детей на зимний период.

 

Технология педагогического процесса: Экологическая деятельность совместная с детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

На тему «Экологическое воспитание детей по сезонам года»

Перспективный план

1.Экологического воспитания детей на зимний период.

Технология педагогического процесса: Экологическая деятельность совместная с детьми

Основные задачи работы на сезон

  • Сформировать детей знания о  зиме и её характерных особенностях.
  • Учить отличать зиму от осени по характерным признакам.
  • Познакомить детей со строением растений (стебель, лист, цветок) и их необходимости во влаге.
  • Учить детей различать диких и домашних животных.
  • Продолжать воспитывать интерес к труду взрослых. Уход за обитателями уголка природы.

Знания

Накопление у детей преставлений о зиме. Привлечение внимание к неживой природе, отдельных объектах природы. О природном материале (песок, вода, снег и лед и его свойствах). О строении растений (стебель, лист, цветок и их потребности во влаге), о внешнем виде животных и способах их передвижения, питания.

Познавательные умения

Развитие умений устанавливать простейшие связи, между временами года и погодой, состоянием растений и уход за ними, внешнем виде животных и растений и их передвижении.

Речевые умения

Обогащать словарный запас детей за счет глаголов. Проводить работу по развитию речевого дыхания. Побуждать детей с помощью вопросов «Что это», «Какой», «Что можно сделать?». К знанию предметов, их качеств и свойств, действий.

Трудовые знания

Уход за растениями и животными: протирание листьев, полив, подкормка, кормление животных, уборка за ними.

  • .Наблюдение за кошкой.
  • .Наблюдение за птицей.
  • Посадка лука.
  • Рассматривание комнатных растений (фикус).
  • Целевая прогулка по участку.
  • Рассматривание картины «Зима».
  • Д/И «Лото малышей».

Труд

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега домика для куклы и зверюшек.

Лепка различных форм из снега.

Уход за обитателями уголка природы.

На участке подкармливать зимующих птиц, насыпать зерно, плоды рябины, семечки в кормушки. Поливать лук.

Наблюдение

Снегопад, метель, снежинки, облака. Восход и запад солнца, капель.

Ворона, Синичка (Раскачивается на ветке и клюет сало).

Синичка (выклевывает семечки бросает мягкость).

Наблюдать за луком, посажённым в уголке природы.

Игры

«Опиши: мы отгадаем», «Чего не стало», «Беги, в дом, который я назову», «Угостите куклу», «Снежинки и ветер» «Зайка беленький сидит», «Зимний хоровод».

Индивидуальная беседа на экологические темы

О зиме.

О снеге.

О снежинках.

О зимних  месяцах.

О метели.

О морозе.

О вьюге.

О деревьях.

Природоведение. Книга

Т.А. Шорыгина.  Какие месяцы в году» раздел «Зима»

Л.И. Воронкова « Таня выбирает елку» из книги « Снег идёт»

И. А. Никитина «Зашумела, разгулялась».

З.Г. Чепурнов «Вьюга по полю скачет»

З.Г. Сахипова. Читаем детям раздел «Зима».

Праздники

 Праздник « Новый год» или встреча Деда Мороза.

 Вечер  развлечений.

Опыт

Таяние снега.

Замерзание воды.

Окрашиваем  воду и делаем цветные льдинки.

Индивидуальная работа по развитию интеллекта.

Показать детям настольный театр « Теремок».

Рассматривать картинки с экзотическими животными.

Перспективный план

2.Экологического воспитания детей на весенний период.

Технология педагогического процесса:

совместная с детьми экологическая деятельности.

Основные задачи  работы на сезон

  • Познакомить детей  временами года  «Весна». Учить называть характерные признаки.
  • Учить находить на картинках и называть детёнышей животных.
  • Следить за интенсивным ростом  растений и их цветением.
  • Формировать у детей позиций защитника живой природы.

Знания

Знания Накопление и обобщение первичных представлений о наиболее ярких явлениях, происходящих в природе весной: рост растений, их цветение интенсивный рост животных, появления у них детенышей, освоение зависимости роста растений и животных от условий среды.

Познавательные умения

Различать и называть 1-2 растения мать и- мачеха, подснежник. Птиц: грач, ворона. Насекомые: бабочка, жук, лягушка. Диких животных – волк, лиса. Уточнение и закрепление представлений об аквариуме, как вместе обитания рыб.

Речевые умения

Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения и активизировать их собственную речь. Учить детей внятно произносить слова  понятно для окружающих, отвечать на вопрос.

Трудовые умения

Ухо за домашними растениями и обитателями уголка природы. Посев сеян цветов и уход за ними.

Занятия

  • Показ инсценировка «Медвежата»
  • Посадка гороха.
  • Наблюдение за котенком.
  • Наблюдение за щенком.
  • Рассматривание цветущего дерева (яблони, вишни).
  • Рассматривание картины с весенним сюжетом.
  • Рассматривание первоцветов.

Труд

Помочь дворнику в уборке территории участка. Вскопать клумбы и посадить рассаду цветов. Поливка клумб с цветами и уход за ними.

Наблюдение

Состояние природы (солнечная, дождливая, ветреная). Изменение  погоды (появление туч, сильного ветра, грома, молнии, дождя). Небо чистое, голубое, тучи на небе, облака, окраска облаков их форма. Свойства воды, набухание почек. Появление листьев, травы, разных растений. Солнце светит ярко, начинает пригревать, снег тает, бегут ручьи, птицы, жуки, бабочки, стрекозы, животные – лошадь, свинья.

Игры

«Найди такую же и назови» (парными картинкам животных и растений).

« Найди Миша нашу матрешку и скажи, за каким растением она спряталась».

Кто как передвигается «Найди на картинках того, кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает».  Встать  к дереву с самым толстым стволом. С какого растения листья. Какой цветок убрали.

Индивидуальная беседа на экологические темы

О весне.

О солнце.

О цветах.

О деревьях.

Природоведение

Журнал  «Дошкольное воспитание» 2006г

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году» Раздел «Весна».

Л. Толстой « Птица свела гнездо»

К. Ушинского «Уточка»

Д. Хармс «Храбрый ежик»

Праздники

Праздник «Весна - красна»

Вечер досуга.

Опыты

Необходимость влаги для растений, семена сухие и проросшие.

Индивидуальная работа по развитие интеллектуальных способностей.

Вместе с детьми провести работу в уголке природы (пересадка растений).

3.Перспективный план экологического воспитания детей на летний период

Технология педагогического процесса: совместная с детьми экологическая деятельность.

Основные задачи работы на сезон

  • Учить называть время года лето и характерные признаки для этого времени года.
  • Учить наблюдать за поведением птиц и насекомых, перед дождем, грозой, в солнечный день.
  • Закрепить представление детей об основных частях растения.
  • Учить выделять характерные особенности цветов (запах, высота, стебель, форма листа).

Знания

Знания о явлениях природы животных и особенностях поведения - рыбка плавает в воде, куры клюют зернышки; птицы летают; о растениях, трава и листья зеленые, цветы белые, красные, синие; о изменении погоды, солнце светит, льет дождь, дует ветер.

Познавательные умения

Развивать умение сравнивать, наблюдать предметы и явления, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать их по сходным признакам.

Речевое умения

Развивать умение слушать. Понимать речь воспитателя, обращенную ко всем детям. Учить детей правильно повторять за воспитателем название цветов, предметов действий, пользоваться словами в самостоятельной речи.

Трудовые умения

Правильно поливать клумбы (вдоль, чтобы  вода не стекала, и обильно, чтобы земля  пропиталась). Уход за обитателями уголка природы. Учить называть  орудия труда.

Занятия

  • Показ инсценировки о животном (лиса, заяц, медведь)
  • Рассматривание клумбы с цветами.
  • Целевая прогулка на луг.
  • Рассматривание овощей и фруктов.
  • Наблюдение за курицей, петухом или рассматривание картинок.
  • Рассматривание картинок «Лото».
  • Рассматривание жука или бабочки.

Труд

Полив клуб с цветами, прополка сорняков, рыхления почвы. Уход за комнатными растениями Уход за животными, птичками.

Наблюдение

За погодой.

За деревьями, цветами, бабочками, стрекозами, лягушками.  

Небо, ветром, лужами.

Игры

 «Принеси такой же»,  «Отгадай, про какой цветок я говорю», « Собери разные травинки», «С какого дерева лист», С песком: « Устроим дом для мишки»

С водой: Пускать лодочки, пускать мыльные пузыри, купать кукол. « Найди того, кто живет в лесу», «Найди того, кто летает, ползает, прыгает».

Индивидуальные беседы на экологические темы.

О лете, летних месяцах. О голосах птиц, о цветущих деревьях, фруктах, овощах. О грозе, о листьях, о животных.

 Природоведческая книга

А.Т. Шорыгина «Какие месяцы в году» (раздел «Лето»).  Стихи, загадки рассказы о лете цветах (картотека стихов и загадок).

Праздники

День защиты детей

Инсценировка сказки « Лиса, заяц и петух». Вечер досуга  «На летней полянке».

Опыты

Испечь пирожки из сырого песка. Привести детей к выводу, что формируется только сырой песок.

Индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей детей

Целевая прогулка на луг. Рассмотреть цветущие растения. Назвать их.

4.Перспективный план экологического воспитания детей на осенний период

Технология педагогического процесса: совместная с детьми экологическая деятельность.

Основные задачи

 

  • Учить называть данные времена года и выделять характерные признаки для этого времени года.
  • Учить различать  и узнавать  по внешнему виду 2-3 домашних и диких растений.
  • Воспитывать интерес труду взрослого по уходу за животными и растениями.

Знания

Знание типичных признаков осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют и краснеют, опадают листья, изменения в поведения птиц. Осенние работы в саду, огороде.

Познавательные  умения

 Дети должны отмечать дождливый или солнечные день. Пасмурная или дождливая погода. Какое небо, ветер. Обращать внимание на одежду людей. Отмечают красоту осенних листьев. Называть цветущие растения. Наблюдают за поведением за птиц и животных. Рассматривают фрукты и овощи.

Речевые умения

Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить давать полный ответ на вопрос. Работать звуковой культуре речи.

       Трудовые занятия

Уход за растениями (рыхления почвы). Протирание листьев и полив.

Ухо за животными (кормление и уборка)  

   Занятия

  • Наблюдать за крупной рыбкой.
  • Д\И « Чудесный мешочек» (овощи).
  • Д/ И «Чудесный мешочек» (фрукты).
  • Рассматривание клумбы.
  • Рассматривание осеннего дерева.
  • Рассматривание травы, цветов.
  • Рассматривание картины «Осень».

Труд

Вместе  с детьми   убрать опавшие листья, прутики, помочь взрослому дворнику в уборке участка. Уход в уголке природы за растениями и птичкой. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц на участке. Собрать с детьми семена,  шишки, ягоды рябины для корма птиц.

Наблюдения

Наблюдение за небом: чистое, серое, в тучах. Погода дождливая, ненастная, солнечная, ветреная. Дождь, струйки воды бегут по стеклам, на дорогах лужи, ветер дует, деревья раскачиваются гнутся ветки, летят листья. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, в теплые края, воробьи остаются, они не боятся холода.

Игры

«Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», Найди листок, какой покажу». «Найди в букете такой листок», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».

Индивидуальная беседа с детьми

Об осени.

О цветах.

О листьях.

О погоде.

О ветре.

О дожде.

О лужах.

О птицах.

Об осенних месяцах.

Об овощах и фруктах.

Природоведческая тема

Т.А. Игорышина « Какие месяца в году» (раздел «Осень»).

А.Е. Плещеев « Осень наступила».

К А. Бальмонт «Осень».

И С. Токмакова « Где спит рыбка».

Праздники развлечение

  • Праздник, посвящённый времени года « Осень».
  • Вечера развлечений на тему «Осень».

Индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей.

Рассказать  детям о волнистых попугаях. Рассмотреть цветные картинки. Прочитать книгу «Цветные зверята».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по теме «Сенсорное воспитание детей 3-го года жизни»

Конспекты занятий по теме «Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни"...

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Особенности воспитания детей 5-го года жизни

Готовность ребёнка получать от нас духовную пищу в огромной степени зависит от его отношения к нам. Если он к нам привязан и доверчив, он будет ловить каждое наше слово, каждый наш намёк. Если он нас ...