Проект на тему: «Дружба народов» во второй группе раннего возраста №4 «Колобок» представленный на педагогическом совете
проект (младшая группа)

Новикова Татьяна Андреевна

Проект на тему: «Дружба народов»  во второй группе раннего возраста №4 «Колобок» представленный на педагогическом совете                                                                                                       

 «Формирование личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды,  воспитание культуры отношения».

                  Воспитатель: Новикова Т.А  ноябрь 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhba_narodov_26_noyabr_2018.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Дружба народов»                                                                во второй группе раннего возраста №4 «Колобок» представленный на педагогическом совете                                                                                                         «Формирование личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды,                                    воспитание культуры отношения».

                  Воспитатель: Новикова Т.А.

                                                                                 ноябрь 2018

«Ведь в мире нет ничего лучше и приятней дружбы; исключить её из жизни – всё равно, что лишить мир солнечного света                                                                         (слайд 2)                                                                                              /Цицерон/.                                                                                                                                          

Актуальность проекта: 

Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими детьми, по мере взросления маленького человека, это общение всё больше изменяется и обогащается. Совместное время провождения в детском саду – всё это общение, но какое оно разное! Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образовании, я разработала проект «Дружба народов», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, воспитание чувства гордости за людей,  живущих в дружбе со всеми народами.

Детство - это уникальный период в жизни каждого из нас, именно в это время происходит становление личности.                   Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Работа над данным проектом реализуется с воспитанниками второй группы раннего возраста не случайно. Детское взаимодействие  постоянно  находится  в  зоне  внимания  воспитателя  группы раннего возраста.  Именно  в  группе  углубляется  интерес детей  к  сверстникам,  как партнёрам  для  общения  и совместной  деятельности, устанавливаются дружеские  отношения и  сотрудничество. Проблема становления межличностного общения на основе  человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые  нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта   общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но не умеют вступать в контакт,  выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнёра. Именно в дошкольном возрасте, когда у ребёнка формируются представления об окружающем мире в целом, важно сделать акцент и направить в правильное русло понятия и представления о дружбе.  Это и определяет тему проекта «Дружба народов». (Слайд 3).

Проблема. Недостаточность знаний и навыков у детей  дошкольного возраста в сфере коммуникативных отношений. (Слайд 4)

Цель проекта:

  • Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях , о доброжелательном отношении друг к другу, объяснить в чём ценность настоящей дружбы. ( Слайд 5).

Задачи проекта для детей

Обучающие:

  • Систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками.  
  • Формировать у детей  умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
  • Способствовать созданию в группе атмосферы доброжелательности, благоприятного психологического климата, атмосферы добра, сердечности и любви.                                                                                            Развивающие:
  • Развивать социально – коммуникативные качества.
  • Развивать эмоциональную сторону детской личности.
  • Развивать эмоциональную сторону детской личности.        
  • Уточнить и закрепить  представление детей о дружбе.

Воспитательные:                                                                                                 *Воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

  • Воспитывать у детей умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.
  • Воспитывать толерантность, чувства уважения к другим народам                                                                                                                                   Воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь. (слайд 6).

Задачи проекта для педагогов и родителей:

  • Создание условий в группе для формирования толерантности у детей, родителей, воспитателей.
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам (знакомство с понятиями «правило», «Закон», «норма», «требования», «уважение»).
  • Воспитывать умение оценивать  поступки окружающих.
  • Формирование представлений ребёнка о себе, как неповторимой личности.
  • Развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умение делать свой выбор; мирно без конфликтов решать возникшие проблемы в воспитании толерантности (слайд 7).
  • Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Предполагаемые результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности воспитанников по теме «Дружба»;
  • развитие дружеских взаимоотношений между детьми, доброжелательности  по отношению друг к другу, сплочение коллектива.
  • систематизация знаний о толерантности, нормах поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками, применение полученных знаний на практике;
  • использование  основных  форм  речевого общения между детьми, диалоголизации  речи  в ситуации  творческого  и игрового  общения;
  • улучшение микроклимата в группе
  • Словарный запас детей обогащён новыми терминами, понятиями. (Слайд 8).

Вид проекта: 

  • Творческий.
  • Участники проекта:
  • Воспитанники второй группы раннего возраста группы №4, родители детей, воспитатель, специалисты.
  • Срок проведения проекта:
  • Долгосрочный: сентябрь – апрель. 

 

Методы: словесные, игровые, наглядные, практические.

Приёмы:

 -беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы.

* Художественно – эстетическая деятельность.

*Социально – коммуникативная  деятельность.

*Познавательная деятельность.

*Речевая деятельность.

*Физкультурная деятельность (Слайд 9).

Этапы проекта: 

I этап. Организационно-подготовительный 

  • Разработать план работы по формированию личности дошкольника.
  • Продумать и подготовить систему мероприятий по формированию личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды, воспитание культуры отношений.
  • Изучение  методической  литературы по формированию личности  дошкольника.
  • Оснащение предметно-развивающей среды в группе.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребёнка».
  • Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях. Информатизация родителей по теме: «Дружба народов» данной проектной деятельности.
  • Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»
  • Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал, знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература (слайд 10).
  • II этап. Основной 

Организация совместной деятельности воспитанников и взрослых, как нравственность воспитания: *Рассматривание картин, иллюстраций, показ видеофильмов, беседы, игровые упражнения, занятия, игровые ситуации и сюжеты, ситуативные игры – истории с элементами драматизации, игры – драматизации, инсценировки, проектная деятельность, чтение  художественной литературы, развлечения, праздники на темы дружбы.

  • Правила дружбы:    
  • Не ссориться.
  • Уступать.
  • Просить прощение, если обидел.
  • Быть вежливым.
  • Не злиться.
  • Не жадничать.
  • Помогать друг другу.
  • Быть честным.
  • Быть внимательным.(слайд 11).
  • 1)Речевое развитие. Игровые  ситуации:  «Встречаем гостей». «Звери встречают Новый год». «Мама согревает». «Цветочная полянка». «Зайка заболел». Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Рассматривание сюжетных картин «Урок доброты». Игра – инсценировка «Добрый вечер мамочка». Рассматривание иллюстраций к сказке теремок. ОД. Занятия: «С чего начинается дружба». «Дружба». «Дружная семейка». «С детства дружбой дорожи». «Как научиться дружить». «Котик в гости к нам пришёл».(слайд 12).
  • 2)Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы, потешки): «Дружат  дети всей  земли»  Викторов  В., «Два  друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов), «Два  товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О.Гавриченко. Знакомство со сказками татарского народа. Чтение главы «Друзья из книги Ч. Янчарского «Приключения мишки Ушастика».Чтение стихотворения М.Джалиля «Петух». (Слайд13).
  • 2) Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
  •  «Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?».
  • Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.
  • 3)Просмотр презентаций: «Мои лучшие друзья», «Дружные ребята», «Стихи и песни о дружбе». Задачи:углублять представления о дружбе.  (Слайд 14).

4)Театрализованная деятельность. позволяет формировать опыт социальных навыков поведения  благодаря, тому, что  сказка всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость).  Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем. И не только познаёт, но и  выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Одним из основных средств развития личности ребёнка является предметно – развивающая среда. Учитывая  индивидуальные особенности малышей и для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание предметно – развивающей среды в группе..В связи с этим, в группе был оформлен уголок театра, включающие в себя:*Наглядные пособия.

*Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы).

*Разнообразные виды театров: пальчиковый, кукольный театр, театр игрушек (используем любимые игрушки). Театр ряженья. Знакомство с татарскими колыбельными  песнями. Прослушивание татарских песен для малышей. Прослушивание песни  «Кыш бабай». (Слайд 15).

5) Разучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «В гости к пальчику болшому», «Дружные пальчики». физминуток о дружбе (слайд 14). Пальчиковая игра «Бу бармак – бабай». Заучивание старинной считалки «По дорожке Дарья шла».

6)Подбор  пословиц  о  дружбе. 

 •Нет друга – ищи, а нашел - береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что дерево без корней.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Друг за друга держаться – ничего не бояться.

• Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. (Слайд 16).

7) Организация  сюжетно – ролевых  игр: 

«В  гостях», «Праздник именинников». «Больница».»Семья», «Детский сад» Задача: учить  эмоционально  выражать чувство  радости  и  весёлого  настроения  от  общения  с окружающими  людьми. (Слайд 17).

8) Физическое развитие.  Утренняя гимнастика «На скамеечке с друзьями». Подвижные игры:  «Найди себе пару». « «Трамвай».Серый волк». «Лови, бросай, не роняй». Разучивание русской народной игры: «Ручеёк». Татарская игра «Маэмай». Хороводные игры: «Каравай». «Пузырь». *(Слайд18).

9) Мирилки, которые помогают детям помириться.

10) Организация дидактческих игр: 

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Добрые и вежливые слова», «Мы разные», «Узнай  друзей  по  голосу». «Волшебные очки». «Волшебнй стул». «Я хочу с тобой подружиться». «Фотографии друзей». «Волшебный цветок».

11) Литературная викторина «Кто с кем дружит?»

1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

12) Просмотр мультфильмов:  «Пчела и оса». «Очкыз». «Ике кыз». «Су анасы». Мультик про дружбу – добрые мультики. «Девочка и слон». «Теремок». «Самый большой друг». «Заяц Коська и родничок». «Мой зелёный крокодил». «Девочка и медведь»

13) Создание групповой эмблемы дружбы. Оформление уголка дружбы. 

14) Совместное изготовление нетрадиционных игровых пособий (с привлечением родителей): «Мирилочка», «Доброе сердце», «Зонтик доверия».

15) Организация игр со сказочным персонажем – «Петрушка» (с использованием нетрадиционных пособий).

16) Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование: «Яблоки для куклы.». «Укрась для куколки платье». «Мимоза для мамы». оформление выставки детских работ). Лепка: «Морковка для зайчика». «Бусы для куколки». «Зёрнышки для птиц». «Пирожки для бабушки».

17 Акции: «Покормим птиц». «Кот и пёс». «Добрые крышечки».

Продуктивный этап. Мероприятия с детьми

Образовательная дея деятельность
– ОД по познавательному развитию «Уроки доброты».

Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом.

Беседы – углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам детей. «Умейте дружбой дорожить». «Что такое дружба?»… (слайд 20).

Игра – как наиболее  естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия, в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников, в том числе разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Ведь в игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается

Для ознакомления с основными правилами этикета, обучению культурному поведению за столом проводится игра «Угощение».

В процессе работы нами используется много художественных произведений.

Развлечения. «Праздник осени». 

Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника, вначале к самому себе, потом – к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении.

Занятия и игры, представленные в сообщении, помогают воспитанникам понять собственное эмоциональное состояние, выразить свои чувства и распознать чувства других с помощью жестов, мимики, интонации (слайд 29)

Работа с родителями

Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей», ,брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру. Анкетирование. Консультации.

Организация совместной деятельности.

План работы «По формированию личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды, воспитание культуры отношений у детей дошкольного возраста»  на 2018 – 2019 гг

Мероприятия:

В течение года:

  • оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе;
  • организация информационного пространства среди родителей;
  • создание картотеки игр народов мира;
  • создание альбома об обычаях и традициях народов России и Татарстана.

Сентябрь.

  *Попросить родителей обшить кукол в национальные костюмы.

*Сделать лэпбук  «Дружба народов».

Октябрь

  • Анкетирование родителей на тему «О способах воспитания    толерантности у детей дошкольного возраста»;
  • Беседа на тему: «Мой любимый город».

Ноябрь

  • Консультация на тему: «Дружба начинается с улыбки».
  • «Игры народов мира».

Декабрь

 

  • «Новогодние обычаи стран и народов мира»;  
  • Праздник Новый год.
  • Сюжетные игры;

Январь

  • Праздник «Колядки».
  • «Русские народные праздники и традиции»;

 

  • Создание альбома о городе, о людях, живущих в нашем городе;
  • Неделя зимних игр и забав;
  • Чтение русских народных закличек, песенок, потешек;

Февраль

  • «Рассматривание альбомов»
  • «Наши защитники»;
  • Сюжетные игры;
  • «Обрядовая кукла», изготовление куклы – оберега.
  • Разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
  • Мини-проекты о своей семье;

Март

  • «Семейные династии»;
  • «Права детей»;
  • Круглый стол: творческие рассказы родителей об обычаях в семье;
  • создание папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей.

Апрель

  • Презентация на тему: «Толерантность – путь к миру»;
  • Выпуск газеты «Мы – жители Зеленодольска!»;
  • Посещение библиотеки «Алые паруса»; (родители и дети).
  • Праздник «Доброта и милосердие спасут мир!».

III ЭТАП. Заключительный

- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

- Подготовка презентации «Как мы за год научились дружить».

- Выставка рисунков совместной работы детей и родителей.

- «Родительская гостиная». Тема встречи: «Мир не без добрых людей».

-Изготовление совместно родители и дети книжек – малышек: «Стихи о дружбе»; «Песенки о дружбе»; «Пословицы о дружбе».

Ожидаемые результаты:

  •   В группе будут созданы условия для развития дружеских отношений у детей.
  •  У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
  • Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
  • Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания дружеских отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

Заключение:

В ходе реализации проекта «Дружба народов»  мы обогащаем опыт детей в сфере путём разных методов и приёмов. Собираем материал по теме; пополняем словарный запас детей. Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования  различных методов и средств.

 Можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок  получает первый опыт общения, он учиться  правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа. Дети приобретут навык взаимопомощи, уважение ко всему живому, умение выстраивать созидательные отношения, дружить.

Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять  эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;  выражать свои чувства и понимать чувства другого. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит знания у родителей по формированию личности ребёнка, воспитание культуры отношений.. А дети, в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений  талантливых национальных писателей и поэтов…

Как подчеркнул немецкий философ  Иммануил Кант: 

«Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.»  

Спасибо за внимание!

Библиографический список:

1.Беляева Л.И. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста – М.Просвещение, 1977.

2.Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

3. Богомолова М.И. Роль общения  в интернациональном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 1984, №5, стр. 8 – 10.

4.Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.

5.О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры /под редакцией Л.В.Руссковой  - М., 1986.

7. Сухомлинский В.А. «Как воспитывать настоящего человека». – Киев, 1075.

8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание – М, 2003, №11 – стр.51 – 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй группы раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа второй  группы  раннего возраста №2 "Колобок" на 2015-2016 учебный год...

Отчет педагога второй группы раннего возраста №2 "Колобок"

Отчет педагога второй группы раннего возраста №2 "Колобок"...

Отчёт по теме: «Деловая игра «Поликультурное воспитание в семье» во второй группе раннего возраста № 4 «Колобок»

Отчётпо теме:  «Деловая игра «Поликультурное воспитание в семье»во второй группе раннего возраста № 4 «Колобок»...

Отчёт по пожарной безопасности во второй группе раннего возраста №4 «Колобок» Воспитатель: Новикова Т.А январь 2019 год

Отчёт  по пожарной безопасности  во второй  группе раннего возраста №4 «Колобок»Воспитатель: Новикова Т.Аянварь 2019 год...

Картотека гимнастики пробуждения для второй группы раннего возраста № 11 "Колобок".

В картотеке подобраны комплексы упражнений для пробуждения малышей после дневного сна в детском саду.Цель: способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию, укрепление здоровья воспитаннико...

Педагогический проект «Одуванчик - солнышко на ножке» Во второй группе раннего возраста

Педагогический проект Тема: «Одуванчик - солнышко на ножке» во второй группе раннего возрастаВид проекта: краткосрочный групповой познавательный проект с элементами творчества для дет...