Главные вкладки

    консультация для родителей : О чем говорить с ребенком в семье .
    консультация (средняя группа)

    О чем говорить с ребенком в семье

    Диалог или монолог?

    Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

    Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

    Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

    В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

    Взрослый.  Какое сейчас время года?

    Ребенок.  Весна.

    Взрослый.  Какие птицы прилетают к нам весной?

    Ребенок.  Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

    С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

    Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

    Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

    Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

    Ребенок. Добрый день, Татьяна Петровна.

    Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

    Ребенок. С вами разговаривает Оля.

    Взрослый. Оля, мама дома?

    Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

    Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

    Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

    Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать.

     После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».

    Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

    Советы родителям

    1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
    2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
    3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
    4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
    5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
    6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx16.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    О чем говорить с ребенком в семье

    Диалог или монолог?

    Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

    Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

    Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

    В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

    Взрослый.  Какое сейчас время года?

    Ребенок.  Весна.

    Взрослый.  Какие птицы прилетают к нам весной?

    Ребенок.  Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

    С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

    Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

    Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

    Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

    Ребенок. Добрый день, Татьяна Петровна.

    Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

    Ребенок. С вами разговаривает Оля.

    Взрослый. Оля, мама дома?

    Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

    Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

    Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

    Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать.

     После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».

    Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

    Советы родителям

    1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
    2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
    3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
    4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
    5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
    6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "О чём говорить с ребенком в семье. Монолог или диалог?"

    Консультация для родителей "О чём говорить с ребенком в семье. Монолог или диалог?"...

    Консультация для родителей "О чем говорить с ребенком в семье?"

    Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7423801","...

    Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок"

    Как развивается речь ребенка с момента рождения до школы....

    Консультация для родителей "Не бойтесь говорить своему ребенку "НЕТ".

    Все чаще видишь, как родители "боятся воспитывать" своих детей. А ведь ребенку не имеющему отказа ни в чем будет очень трудно в дальнейшей жизни. Поэтому родители должны уметь умно говорить своему чад...

    Консультация для родителей: "Проверьте, правильно говорит ваш ребенок или нет?"

    консультация для родителей: " Проверьте, правильно  говорит ваш ребенок или нет?"...

    Консультация для родителей «О чём говорить с ребёнком в семье?»

    Консультация для родителей «О чём говорить с ребёнком в семье?»...

    консультация для родителей : О чем говорить с ребенком в семье .

    О чем говорить с ребенком в семьеДиалог или монолог?Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последова...