Проект "Осень"
проект (старшая группа)

Козырева Евгения Александровна

 

ПРОЕКТ "ОСЕНЬ"

Вид проекта:

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

 

Сроки реализации:

краткосрочный с 02.09.2019 по 13.09.2019

 

Участники проекта:

 дети, воспитатели старшей группы, логопед,  родители воспитанников.

 

Актуальность проекта:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».                                 

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

 

 

 

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

 

 

Задачи:

 

  • расширить  представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • углубляет  и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует  познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • разнообразит способы сотрудничества;
  • развивает художественно-творческие навыки.

 

Используемые  виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Трудовая деятельность;
  • Игры с использованием интерактивного оборудования;
  • Конструирование из природных  материалов.

 

Работа с родителями:

  • Совместное составление описательного рассказа «Что я видел в парке?»;
  • Подготовка совместной выставки  поделок из природного материала «Дары осени»;
  • Консультация для родителей «В гости к осени».

 

 

 

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

 

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  сюжетно-ролевых  игр с детьми;
  • Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта;

 

Сотрудничество с родителями:

  • Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
  • Оформление  папки – передвижки для родителей по теме проекта;
  • Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Дары осени»;
  • Совместное составление описательного рассказа «Что я видел в парке?».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».

 Труд

Совместное украшение группы.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в сборе урожая.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

 «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе».

- цикл наблюдений: «Наш урожай»,  «Что помогало цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы улетают?», «Почему исчезли насекомые?» 

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины».

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний»

(изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками), «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Букет цветов».

 Конструирование: «Грибок» (из различного конструктора).

 

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

 

 

 

3-й этап – заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта;
  • Создание отчетной презентации о проведенном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «ОСЕНЬ»

в старшей группе «Фантазеры»

Провели:

Чалая А.А

Козырева Е.А

Старотиторова Н.А

Вид проекта:

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

краткосрочный с 02.09.2019 по 13.09.2019

Участники проекта:

 дети, воспитатели старшей группы, логопед,  родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».                                  

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • расширить  представления об изменениях в природе  осенью;
  • развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь  внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • углубляет  и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует  познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • разнообразит способы сотрудничества;
  • развивает художественно-творческие навыки.

Используемые  виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Трудовая деятельность;
  • Игры с использованием интерактивного оборудования;
  • Конструирование из природных  материалов.

Работа с родителями:

  • Совместное составление описательного рассказа «Что я видел в парке?»;
  • Подготовка совместной выставки  поделок из природного материала «Дары осени»;
  • Консультация для родителей «В гости к осени».

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  сюжетно-ролевых  игр с детьми;
  • Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта;

Сотрудничество с родителями:

  • Ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
  • Оформление  папки – передвижки для родителей по теме проекта;
  • Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Дары осени»;
  • Совместное составление описательного рассказа «Что я видел в парке?».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».

 Труд

Совместное украшение группы.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в сборе урожая.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы «Золотая осень», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

 «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе».

- цикл наблюдений: «Наш урожай»,  «Что помогало цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы улетают?», «Почему исчезли насекомые?»  

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины».

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний»

(изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками), «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Букет цветов».

 Конструирование: «Грибок» (из различного конструктора).

 

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

3-й этап – заключительный.

  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта;
  • Создание отчетной презентации о проведенном проекте.

Дорогие наши мамы и папы!

с 2.09.2019 по 13.09.2019г. в нашей группе будет реализован проект

                                  «Золотая осень»
Просим Вас: 

-  Прочитать детям произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени;
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему парку и составить описательный рассказ «Что я видел в парке?»;
-  собрать небольшие  осенние листочки для  аппликации «Осенний ковер» (к 13 сентября);
-  познакомить детей о приметах осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  совместно сделать поделку из природного материала на тему «Дары осени» (к 11 сентября).

 

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое, 
Двор как в солнечных лучах — 
Это платье золотое 
У берёзки на плечах.
 
У калины и рябины 
Вьются стаями дрозды... 
Под окошком георгины 
Красотой своей горды.

 

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

А. Фет  

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета, 
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи, 
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


 К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев  «Осенняя песенка»

Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад... 
Желтые, красные листья 
По ветру вьются, летят. 
Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 
В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.. 


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


 К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Конспект итогового занятия к проекту «Золотая осень»

 по аппликации для старшей группы на тему

«Осенний листопад»

Цель: расширить и обобщить знания детей о характерных особенностях осенних деревьев, познакомить с понятием «листопад».

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить понятие «листопад»;

 - Активизировать словарь детей по данной теме;

- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

- Формировать у детей обобщенное представление о деревьях в осенний период.

Развивающие:

- Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги;

- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

- Развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

 -Воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. 

Методы и приёмы: Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов); практические.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов об Осени; просмотр иллюстраций на тему: «Осень»; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики; наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы.

Оборудование: цветная бумага, осенние листья,  клей – карандаш, салфетки.

Ход занятия.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

-А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как можно назвать осень в сентябре? (ранняя)

Какие изменения в природе происходят ранней осенью? (Кругом красота, воздух пахнет свежестью, листочки начинают менять окраску - желтеют, краснеют).
-А как можно назвать осень в октябре? (золотая)

-Какие изменения в природе происходят золотой осенью?(Птицы улетают в теплые края. Начинается листопад. Воздух свежий, даже немного морозный, но не холодно. Пора листопада длится недолго. Две недели – и вот уже деревья стоят голые. Яркие краски осени исчезают).

-Сейчас какая осень? (поздняя)

-А давайте вспомним какие бывают приметы поздней осени.(Листва осыпалась, постоянные дожди, по утрам туман и даже иногда иней. Дни короче, солнце светит, но не греет, часто идут дожди, на улице пасмурно, холодно, люди выходя на улицу, одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки)).

Воспитатель читает стихотворение

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

- Дети, вы догадались, о чем это стихотворение? (о листопаде)

- А что такое листопад? (сбрасывание листвы растениями) 

-Кто из вас видел листопад? Где видели (Листопад можно увидеть там, где растут деревья: в парке, в лесу, в саду...)

-Какого цвета бывают листья поздней осенью? (Верно, красные, оранжевые и бордовые.)

-Дети давайте порадуем Осень и сделаем ей из бумаги на память разноцветные кленовые листочки!

- Ребята, у вас на столах, есть шаблоны с кленовыми листочками. Сегодня мы познакомимся с новым видом аппликации. Это - обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали  рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.  Техника обрывной аппликации очень похожа на разукрашивание. Здесь тоже нужно заполнить  определенным цветом каждую часть рисунка. Кусочки бумаги просто отрываются руками и  приклеиваются к основе. Получается своего рода мозаика. Кроме того, здесь не нужно четких  контуров и ровных линий, для вас - настоящий простор для творчества

 - Посмотрите, как это делается, возьмем листочек бумаги и порвем его на множество маленьких кусочков. Теперь мы будем брать по-одному кусочку, намазывать их клеем и приклеивать, не выходя за контур. 

-Чтобы наши пальчики подготовились к аппликации, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,                  (Удары по столу пальчиками обеих рук.)

Вышел дождик погулять.(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,                     («Шагают» средним и указательным

А куда ему спешить?                                             пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:                             (Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                                                            кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:                              (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

- Ох!                                                                                                      (Один хлопок.)

И ушел газон засох.                                                   (Ритмичные хлопки по столу.)

А теперь приступаем к работе, следите, чтобы ваши работы были аккуратными.

После занятия мы сделаем выставку, и Осень выберет самые лучшие работы.

(работы выполняются по показу воспитателя)

Рефлексия:

- Ребята, какие красивые работы у вас получились.

- Что такое листопад?

- Какого цвета листья бывают поздней осенью?

- Каким способом вы делали аппликацию?

- Молодцы, спасибо!