"Семья" проект
проект

Ганиева Наталья Фаниловна

работа с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектирование сюжетно-ролевой игры

с детьми дошкольного возраста
«Семья на даче»
(старшая группа)

 1.Задачи:

1) формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье;

2) формирование и развитие игровой деятельности:

* умение развивать сюжет, переходить от одного к другому;

* определение поведения в спорных и конфликтных ситуациях;

3) расширение представлений об окружающем мире:

* познакомить с видами деятельности на даче;

* закрепить знания о последовательности выращивания плодово-ягодных культур;

* закрепить знания о столярных инструментах, их назначении;

* закрепить знания о правилах сервировки стола;

4) развитие творчества (собственноручное изготовление атрибутов, использование предметов-заменителей, импровизация в игровых действиях).

 

2.Подготовка к игре:

1)Беседа с группой на темы «Моя дача», «Дачный труд», «Что в огороде растёт»;

2) Чтение (заучивание) стихотворения «На дачу» (Дорониной А.О.);

3) Рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда;

4)Рассматривание реальных овощей и фруктов, которые выращены в огородах.

                                   План подготовки к игре « На даче»

 3. Ход игры

1) Воспитатель вводит в игровую ситуацию.

А. Чтение стихотворения «На дачу!» (авт. Доронина Анна Олеговна):

Мы поехали на дачу-

Вместе собралась семья!

Только братик громко плачет –

Так как младше он меня.

 

Папа за рулём машины,

Мама соску достаёт,

Бабушка из сумки-сетки

Дедушке очки даёт.

 

Мы поехали на дачу.

Светит солнышко с утра!

Взяли и кота в придачу –

Не оставить же кота…

 

Вот мы едем-едем-едем,

Песню радио поёт.

Рады взрослые и дети -

Все мы любим огород!

 

А) После прочтения стихотворения детям предлагается побеседовать на тему «Моя дача» для раскрытия реальных представлений о том, что это такое и какие виды деятельности подразумевает. Безусловно, основной, как правило, является работа в огороде – посадка и выращивание плодово-ягодных культур, после чего беседа начинает раскрывать тему «Что в огороде растёт» с рассматриванием реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.

В) Мастерим овощи и фрукты, которые станут незаменимыми атрибутами игры.

Г)  Детям предлагается разделиться на 2 подгруппы по месторасположению (кто где сидит) во время беседы. Воспитатель задаёт воображаемую ситуацию «мы собрались ехать на дачу». Первой подгруппе предлагается обсудить и дать ответ на вопрос:

* «Чем займёмся на даче помимо работы в огороде?»

В ходе обсуждения и предложений уточняются действия, которые знакомы не всем ребятам (скажем, столярная мастерская). В этом случае воспитателем осуществляется показ новых для детей игровых действий:

* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)

*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)

Здесь же предлагается рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда.

Исходя из этого, помимо основного сюжета «работа в огороде» выявляются сопутствующие сюжеты, которые непременно будут включены в игру. Это: «автомобиль», «летняя кухня», «столярная мастерская», «дочки-матери».

После определения основного и сопутствующих сюжетов второй подгруппе предлагается обсуждение и ответ на вопрос:

* «Что мы с собой возьмём?»

Здесь выявляются практически все атрибуты, которые будут включены в игру, за исключением тех, что будут атрибутами зоны (например, кубики для определения грядок) – это: садово-огородный инвентарь, посуда, продукты для приготовления обеда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой. Назовём это всё багажом.

 

2. Распределение ролей. Ввиду возраста – дети самостоятельно выбирают роли. Воспитатель наблюдает и подсказывает. В случае возникновения конфликтной ситуации – предлагается разделиться на подгруппы из 6 человек исходя из принципа «Кто с кем дружит» или по «Считалочке» и проиграть сюжет несколько раз в разных составах. Обязательно сообщить всем желающим, что играть можно неограниченное количество раз и проявить себя в любой роли.

 

3. Оформление игрового пространства:

* определение места игры (группа или уличный участок);

* зонирование выбранной территории (автомобиль (гараж), огород, летняя кухня, столярная мастерская);

* наполнение каждой зоны соответствующими атрибутами.

 

4. Игровые действия:

*. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа.

Идёт произвольная беседа или звучит дружная песня;

*. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж.

*. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, засеиваем его. Поливаем уже имеющиеся насаждения с помощью лейки. Пропалываем грядки. Собираем созревший урожай. Всё происходит с элементами обучения и поддержки «взрослыми» «детей».

*. В огороде остаются участники-мальчики, участницы-девочки перемещаются в зону летней кухни.

*. На летней кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол.

*. Участницы сюжета «летняя кухня» зовут обедать оставшихся в огороде. Обедаем. Моем и вытираем посуду.

*. Участники-мальчики отправляются в столярную мастерскую. Самостоятельно выбирают род деятельности с использованием столярных инструментов.

*. Тем временем участницы-девочки кормят, пеленают и укладывают спать малыша-куклу.

*. В случае возникновения конфликтных ситуаций в ходе игры, воспитатель включается в сюжет в роли председателя садово-дачного товарищества, что подразумевает его компетенцию в разрешении любого спора.

 

4. Окончание игры

После игры рекомендуется перейти к другим видам деятельности:

1. провести беседу на темы:

* «Что понравилось? Что не понравилось?»

* «Что можно добавить?»

2. Тематическое рисование: «Кем я хочу быть в игре «На даче»?»

5. Оценка игры

В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:

* активность внутри сюжета;

* желание перейти от сюжета к сюжету;

* желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.

                                                                                       Подготовила Ганиева Н. Ф