Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Жукова Ольга Юрьевна

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя младшей группы Жуковой О.Ю.

на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного

возраста».

Цель: 

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи: 

1. Улучшить координацию и точность движений рук,

гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное

внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со

сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для

развития мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,

как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных

способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко

держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,

шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие

детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками,

мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и

аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в

элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на

эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С

течением времени уровень развития формирует школьные

трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной

частью развития детской речи, формирования навыков

самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько

ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его

дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики

развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой

гимнастикой?

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами

индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного

мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых

зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и

понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их

короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой,

ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми

движениями.

•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать

определённые положения рук и последовательность движений.

•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев

многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые

истории.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы

приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в

дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с

пальцами).

•Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие

игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров,

вышивание, плетение).

•Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание,

вырезание, выкладывание узоров).

•Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение

графических заданий).

•Игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками.

План работы на 2013-2024 учебный год.

Самореализация:

Сентябрь-май

1. Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    младшего дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО

«ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом

«Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на

развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 Работа с детьми:

Октябрь.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –

шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль»,

«Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат»,

«Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –

шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Игры на одевание и раздевание кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».

Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по

карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки»

или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение

игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой

линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических

фигур.

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников

Отечества», «8 Марта».

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста»,

«Пирожки».

2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок .

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра

«Котенок» (с прищепками).

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение

знакомых игр.

2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,

для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,

«Кровать», «Телевизор» и т.д.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение

«Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2. Инсценирование руками стих-я «Голуби».

3. Развивать умение детей выкладывать узоры с помощью

веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5. Изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6. Cпособ обрывания по нарисованным линиям (полоски,

треугольники, квадраты).

 Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у

дошкольников». (Сентябрь)

2.Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития

мелкой моторики». (Октябрь)

3.Буклет «Пальчиковые игры для малышей». (Ноябрь)

4.Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для

развития мелкой моторики. (Декабрь)

5.Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у

младших дошкольников». (Январь)

6.Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой

руки». (Февраль)

7.Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять

потешки в режимных моментах. (март)

8.Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев». (апрель)

9.Создание пальчикового театра по мотивам русских народных

сказок. (Январь-май)

Работа с педагогами:

1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»(декабрь)

2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»(февраль)

3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста» (март)

Приложение.

Пальчиковые игры:

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками).

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не

была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от

указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько

бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет

прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок,

ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга

основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую

от себя, попеременно меняя их.

- Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но,

не отпуская замок полностью.

- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично: - Мы капусту рубим, рубим. Руками

показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем

морковку

- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.

«Орехи».

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий

орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -

левой рукой.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают

из него дорожку.

«Карандаш»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот

– Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину

безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз.

Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки.

Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Ослик»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«Часы»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое?

Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш

указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его

покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или

игрушками из «Киндер- сюрпризов», другая-пустая. Нужно при

помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую.

Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук,

зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой

ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») -

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в

кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул,

(загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните

указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой

палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один!

(Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой

разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька

для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра,

(Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку

поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя

руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим»

ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут»

пальцы, затем просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог

ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик –

папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя

семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет

руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки

(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота -

На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт

(изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони

разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик

приглашаем . (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.) Когда она хочет

есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют

колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)

вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к

ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде

колечки.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их

граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут.

Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе.

Мизинец попеременно опускается и поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой

Указательный и мизинец подняты вверх .

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний

пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они

прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и

мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к

ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу".

Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает

"козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз

средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на

нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками

гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .

Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.

ДОМ.

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук

сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы

соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от

других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки

смотрят вверх.)

Анкета для родителей: «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

 – Нет

2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?

- В младенчестве

- 3-7 лет

 - в школе

3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?

-

-

4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки.

5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

- Литература

- В интернете

- Подсказывает своя интуиция

6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?

- Пассивно

- Активно

7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

- Открытые просмотры

 - Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

-Консультация

- Материал в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

Консультация для педагогов

«Что такое мелкая моторика

и почему ее так важно развивать».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнуровками. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть такие как: перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Консультация для родителей на тему:

«Что такое мелкая моторика.  Игры и упражнения».

«Чем больше уверенности в движении

детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее».

В.А.Сухомлинский

Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку. Для того, чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее. А этому способствует развитие мелкой моторики – точных, скоординированных движений пальцев рук.

 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

    В дошкольном возрасте важно  подготовить руку к письму. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.

Родители, которые уделяют особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что поможет избежать многих проблем в школе.

Хочу предложить  вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения очень нравятся детям. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья  несут ребенку только здоровье. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, дети легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.     

Игры  и занятия с пуговицами. Много положительных эмоций дети   получают, занимаясь с пуговицами, с помощью которых они могут нарисовать забавные картинки, научиться  передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов.

Игры и занятия с крупой, с помощью крупы можно делать массаж ладоней; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, овощи,  угадывать на ощупь,   что и  в каком мешочке лежит:  семечки, горох или фасоль, такие упражнения  развивают  у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают  тактильные ощущения.

Выкладывание сюжетных картинок из счетных палочек,  и камушек:  фигурок, букв. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.    Главное условие – задания давать от простого – к сложному.  Например, надо составить домик из шести палочек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из палочек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Ниткопись. Можно предложить детям выложить какие –  либо изображения,  нитками  по контуру (цветы, кораблик, самолет, домик). Работа с нитками притягивает детей своей игривостью,  сматывание  пряжи в клубки или на катушки  привносит в процесс обучения соревновательный момент.  

Не менее интересны для  детей игры с пластилином. Возможности  пластилинографии безграничны. Всё зависит от нашей личной фантазии. Волшебный пластилин - это и творчество и развитие мелкой моторики рук.   Когда мы пальчиками размазываем пластилин по картону, мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику.

Для развития мелкой моторики и релаксации можно  использовать шары для моделирования. Это обычные надувные шары с разным наполнителем: крупы, горох, фасоль, мука. Дети с большим удовольствием с ними играют.

В детском саду дети приобретают графические навыки на занятиях, но этих занятий не достаточно, необходимо продумать систему специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. Здесь можно предложить задание надорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, штриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания.

Графические упражнения 
  
Задание "Штриховка" 
  Нарисуйте контурную картинку, например,  фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры. 
  Задание "Обведи рисунок" 
  Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги. 
 
Задание "Соедини по точкам" 
 Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги. 
  Задание "Нарисуй фигуры" 
 Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую  дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше. 
Задание "Нарисуй такую же картинку" 
 Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок. 
Задание "Дорисуй картинку
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант" 
 Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть  различными. 
Необходимо ежедневно предлагать детям такие игры!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и он будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

И так, все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие правильной речи и интеллекта.

И напоследок, хочется сказать, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. 

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук ребенка на потом. Это действительно очень важно для  него! Научите ваших детей всему, что умеете сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...