Проектная лаборатория "Педагог в рамках современного образования"
методическая разработка

Светлана Викторовна Козловская

Раскрывается вопрос профессиональной компетентности педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная лаборатория

«Педагог в рамках современного образования»

Подготовила:

Козловская С.В.

воспитатель

«Быть готовим к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему научиться» (доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер).

В отличии от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поэтому современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких случаях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенство. Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Современные подходы  и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических  ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и т.д.). В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетенции педагогических работников предлагает осуществлять с использование трех критериев:

  • Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности
  • Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  • Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

        Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств(способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности).

Итак, вспомним основные компетенции:

  • Интеллектуально – педагогическая – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
  • Коммуникативная – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсия, эмпатию.
  • Инфомационная – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
  • Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
  • Компетенция в организации воспитательной работы.. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствияи позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
  • Компетенция в установлении контактов с родителями. Привлечение воспитателем родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно – привлекательным.
  • Компетенция в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  • Компетенция во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  • Компетенция профессионально – личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
  • Креативная – насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовывать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации.
  • Компетенция в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Обеспечивает наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Компетенция в создании предметно – пространственной среды. Обеспечение организации детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Выбрать одну из компетенции и охарактеризовать ее.

Практическая часть:

I. Вашему вниманию предложены несколько ситуации. Скажите, какими компетенциями должен обладать педагог, если он профессионал своего дела.

  1. Вам предложили участвовать в конкурсе «Педагог года».
  2. Вам предстоит конфликтная беседа с одним из родителей. Какие компетенции вы используете?
  3. Ребенок не желает ходить в детский сад.
  4. Вам пришла в голову какая-либо идея, которая, как вы считаете, может изменить весь подход к образовательной деятельности детей. Ваши действия. Какие компетенции при этом вы будете использовать?
  5. К вам в группу пришел ребенок с ОВЗ. Какие компетенции вы используете при общении с ним.

II.  Очень часто педагоги сетуют на то, что не могут выступить на публике (это коммуникативная компетентность педагога). Поэтому сейчас, в рамках нашей проектной лаборатории, мы попробуем с вами усовершенствовать эту компетентность.

Упражнение 1. «Слалом».

Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенности группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, т.к. приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Заместитель заведующей по АХЧ: В 10 часов обязательно нужно получить моющие средства.

Мама самого активного воспитанника: Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему не справедливы.

Воспитанник: Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом…»

Заместитель заведующей по УВР: Когда вы зайдете ко мне написать заявление на аттестацию? Время поджимает, а у вас никаких продвижек.

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок (5 минут), используя стили:

 - авторитарный;

 - демократический.

Обсуждение: Используя какой стиль, Вам проще всего было решить все ситуации? Этот стиль общения характерен для Вас? Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в которых Вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?

Упражнение 2. «Войди в круг»

Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон общения и необходимые слова.

Обсуждение: Что Вы испытывали, выполняя упражнение? Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему? Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы  в кругу или за кругом?

Упражнение 3. «Поговори со мной»

Группа разбивается на пары. Одному из участников дается карточка, на которой написана инструкция. (Примеры инструкций: сосчитай до пяти, прежде чем ответить; улыбайся и говори, что ничего не знаешь; не смотри в глаза; смотри в пол; перебивай напарника; говори на другую тему; улыбайся и кивай). Второй участник инициирует разговор на любую тему (5 минут).

Обсуждение: что чувствовал каждый из участников, какие мысли возникали, о чем это говорит, что значит для каждого?

Упражнение «Желаю Вам…»

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. А у нас, в коллективе, я уверена, все педагоги такие. Поэтому желаю всем творческих успехов, достигнуть высокого уровня профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.Способы разработки проектов.

18 мая 2017 года вместе с коллегами приняла участие в мероприятии ГБОУ ГМЦ ДОгМ  - круглый стол для методистов (старших воспитателей) "Новые технологии реализации ФГОС дошкольного образ...

«Пальчиковые игры и их влияние на всестороннее развитие ребенка в рамках современных концепций дошкольного образования»

Педагогический проект направленный на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

«Реализация проекта «Экогород» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Наш детский сад имеет богатый опыт работы по вопросам экологического образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе педагоги постоянно ищут новые технологии в работе с...

«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...

«Проектный метод в условиях современного образования»

laquo;Проектный метод  в условиях современного образования»...