Консультации для воспитателей
консультация

Консультации для воспитаттелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

 Хотелось бы поговорить о совместной работе музыкальных руководителей и воспитателей.

Часто музыкальный руководитель переигрывает ту роль, которую по сути своей должен исполнять. Он из чуткого, вдумчивого педагога, высококвалифицированного музыканта, создающим эмоциональное поле на детских утренниках, а эмоция – главный профессиональный инструмент для него, становится массовиком-затейником, режиссером сценаристом, педагогом-репетитором для Дедов Морозов, работником сцены со стремянкой в руках, изготовителем подсобных материалов, художником-оформителем, суфлером и пр.

Иногда не всегда хватает время на занятия музыкальным воспитанием.

Главным помощником должен  быть воспитатель. Работая в детском саду уже больше двадцати лет, я пришла к выводу, что музыкальный руководитель должен быть дипломатом, да еще каким! Работая и с родителями, и с детьми, и, конечно, с воспитателями.

Чуткость, индивидуальный подход, учет темперамента воспитателя, его способностей, жизненных условий необходимо проявлять музыкальному руководителю, и, конечно, не забывать, какая огромная ответственность и психологическая нагрузка лежит на плечах воспитателей.

Для того чтобы результаты работы были достойными, следует проводить систематическую, кропотливую работу с воспитателями, которые тоже волнуются, готовясь к праздникам, переживают, каким будет сюжет утренника, какие будут сказочные персонажи, сюрпризы. Подбирают тематические стихи, учат их с детьми, могут придумывать аттракционы, помогают в организации праздников.

Важно обсуждать все насущные вопросы совместно, распределяя заранее ответственность за какую-либо работу на праздниках. Необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо знал сценарий предстоящего утренника, и он ему нравился, для этого составляется подробный план утренника. Сценарий важно дать примерно за месяц. Если воспитатель не очень хороший артист, следует продумать, как облегчить его роль. Правильно распределить роли между детьми – тоже очень важная и «тонкая» работа, и это решается в совместной беседе.

Почти всем воспитателям обязательно читают «Основы музыкального воспитания», так что у них есть основная теоретическая база и они могут применять эти знания на практике, исполняя какую-либо роль, или помогая детям в выступлении. Для того, чтобы педагоги чувствовали себя увереннее в данной ситуации, следует систематически, постепенно усложняя задания, разучивать необходимый музыкальный материал – или хороводы, или песни, или музыкальные игры.

То, что не требует прямого участия музыканта, можно поручить организовывать воспитателям. Особый вопрос – подготовка музыкального зала к праздникам. Чтобы не было обид, мы пришли к такому решению – каждый воспитатель участвует в оформлении зала к определенным праздникам в соответствии с заранее составленным графиком. Педагоги заранее готовятся к этим событиям, совместно с музыкальным руководителем подбирают материал для оформления, изготовляют панно на центральную стену, зал украшают шарами, гирляндами и т. д.

Если воспитатели принимают активное участие в празднике, играют какую-либо роль, это замечательно, т.к. воспитанники, затаив дыхание, следят за своим учителем и берут с него пример! Не перечислить, сколько и каких ролей иногда сыграно бывает нашими воспитателями – и Тетушка осень, и Золотая рыбка, и Скоморох, и Карлсон, и т. д. И часто происходит перевоплощение в эти образы очень правдоподобное, и дети попадают в настоящий театр. Очень важно, чтобы ведущий, а его роль одна из самых важных на празднике, мог почувствовать себя вдохновенно, раскрепощено, сумел бы создать атмосферу общения обычными словами, обращаясь непосредственно к детям, к гостям праздника. Он должен иметь пространство для импровизации, реагировать на ситуацию, свободно общаясь с детьми.

За неделю до праздника все атрибуты – шапочки, платочки, и т. д., стихи, появление и уход действующих лиц, аттракционы – все должно быть понятно воспитателю.

Очень важно музыкальному руководителю похвалить артистов, даже если не все задуманное получилось, высказать дружелюбное к нему отношение, и очень тактично указав на недостатки. Негативного разбора утренника не должно быть. Надо учитывать, что ошибка – непременное условие дальнейшего развития. Важно сделать выводы из нее и идти дальше.

Можно сказать, что праздники – открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей, проводимое через каждые два месяца, и это огромная нервная нагрузка для педагогов. Стремиться к совершенству необходимо, но иногда это приводит к фанатизму. Важно видеть в воспитателях  единомышленников, для того, чтобы происходило совершенствование в сотрудничестве друг с другом.

Конечно, без консультаций, которые проводит с воспитателями музыкальный руководитель, без оказания практической помощи в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, хороших результатов трудно добиться. Так, рекомендованы такие консультации, как «Кукольный театр для взрослых и детей», «Как оборудовать музыкальные уголки», «Подвижные музыкальные игры», «Пение в младшем дошкольном возрасте», «Роль воспитателя на музыкальном занятии и в самостоятельной деятельности детей», «Роль искусства в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушения речи детей», и т. д. Проводили конкурс на лучший музыкальный уголок.

Очень любят дети кукольные спектакли, которые готовят для них их педагоги. Некоторые из них - кто стесняется выходить на сцену, за театральной ширмой чувствуют себя более раскованно и свободно. Каждый месяц готовятся разные кукольные спектакли и для детей это – большая радость. «Красная Шапочка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Кот и петух», «Заяц и лиса», «Пасхальная сказка» и другие, интересно оформленные музыкально постановки не оставляют равнодушными маленьких зрителей.

Очень большими возможностями располагает воспитатель при приобщении детей к музыке, а если это происходит в совместной, творческой, дружной деятельности с музыкальным руководителем, то музыкально-эстетическое воспитание в детском саду будет успешным.

 

Консультация для воспитателей

Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

     Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

    Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

   Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий,  с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

  Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, погремушке.

   Первоначальные самостоятельные музыкальные проявления у малышей еще не устойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Воспитатель с  детьми выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку и т.д.).

   В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами- металлофоном, треугольником и др.

При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет музыкальное сопровождение. Воспитатель помогает освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если ребенок затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление.

  Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна, она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого.  Воспитатель направляет самостоятельную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный  с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру.

   На музыкальном занятии дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

   В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создают доброжелательную, непринужденную атмосферу.

   Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

   Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

  Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах.

  Благодаря совместной работе музыкального руководителя   и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...