дидактические игры
учебно-методическое пособие

Рябцева Ирина Алексеевна

Картотека дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_0_1.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры – универсальный метод в музыкальном воспитании.

Музыкально–дидактические игры позволяют в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дают понятия основ музыкальной грамоты.

Музыкально – дидактические игры интересны детям, всегда вызывают желание участвовать в них. Дети решают умственные задачи, предложенными им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. С помощью таких игр дети получают знания и умения по разным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, музыкально0ритмическим движениям, игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, дают детям радость  совместного творчества  в игре.

Я вижу в дидактических играх еще одно ценное качество: они дают ребенку возможность показать свои знания на практике, проявить инициативу и самостоятельность.

В работе с детьми использую музыкально-дидактические игры, рекомендованные в педагогической литературе, а также придумываю новые, в которых стараюсь заинтересовать детей и в максимально доступной форме дать им определенные знания о музыке. В них я использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные картинки, схемы, плоскостные фигурки игровых персонажей, яркие ленточки, разные музыкальные и шумовые инструменты, также применяю кукольный театр и театрализованные действия.

Ритмический слух детей развивается в играх: «Музыкальные молоточки», «петушок-золотой гребешок», «Перестук дятлов», «Прогулка в парк», «Найди нужную карточку», «Часовая мастерская», «Серебряный дождик».

Развивать звуковысотный слух детей мне помогают игры: «Фея звездной ночи», «Три медведя», «Музыкальная лесенка».

Улучшают слух и музыкальную память такие игры, как «Музыкальное эхо», «Нарисуй мелодию», Музыкальное зеркальце», «Волшебные ленточки».

Тембровый слух развивается в играх «Угадай, на чем играю», «Расскажи сказку», «Что подарила кукла», «Музыкальные художники» (инструментами озвучиваем стихотворения).

Динамический слух развивается в играх «Далеко-близко», «Песня ветерка».

Восприятию музыки помогают игры: «Времена года», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…», «Что делают дети», «Угадай песни по мелодии».

(развитие чувства ритма у детей 4-5 лет)

Материал: рисунки, изображающие деда, внучку, Жучку. Карточки со схематическим изображением шагов деда, внучки, Жучки. Музыкальные молоточки (можно пластиковые «орешки» из киндер-сюрпризов или пластмассовые крышечки).

                                                     * * *

Музыкальный руководитель:    Пошли как-то дед с внучкой погулять в осенний парк. С ними рядом бежала их собачка Жучка. Шаги у дедушки были большие, неторопливые. Он шел и приговаривал: «Мы гуляем».  (Прохлопывает и пропевает на одном звуке половинными нотами на каждый слог.) У внучки шаги были маленькие, она приговаривала: «Мы гуляем, мы гуляем» (четвертные ноты). Жучка бежала рядом: «Побежали, побежали, побежали, побежали» (восьмые ноты).

А теперь давайте все вместе пропоем и прохлопаем, как шел дедушка, шла внучка, как бежала Жучка. (Использует показ по схемам.)

•    •    •    •

•    •    •    •

•    •    •    •

•    •    •    •

     

Когда они гуляли по другой аллее, их не было видно, слышались только шаги. Постарайтесь определить, кто сейчас идет. (Прохлопывает или играет на каком-либо инструменте, дети стараются определить, чьи это шаги.)

Другое задание: прохлопайте, а затем сыграйте на инструменте (металлофоне, треугольнике, ложках и т.д.), как шли дедушка, внучка, Жучка. Правильно сыграть вам помогут эти схемы.

Дети прохлопывают, а затем играют, глядя на схемы.

     

(Закрепление терминов, обозначающих динамику музыки)

Материал: два схематичных рисунка усиливающегося и ослабляющего ветра, две схемы, маракасы по одному на каждого ребенка.

                                                     * * *

Музыкальный руководитель: Временами налетал ветерок, он то усиливался (играет на маракасе громко), то ослабевал (играет на маракасе тихо). Песню ветерка можно нарисовать вот так (показывает рис. 1) или вот так (показывает рис. 2).

Давайте постараемся изобразить маракасами вот такой ветер (рис. 1)

(Дети играют.)

И вот такой (рис. 2). А теперь давайте озвучим первый и затем сразу второй рисунки.

 (Дети играют.)

Расскажите, как дул ветерок сначала, потом и как закончился?

В ответах детей закрепляю термины: «тихо», «громко», «тише», «громче», «усиливая звук», «затихая».

Ребята, при записи музыки используют специальные знаки, чтобы показать, где надо играть громче, а где – тише. Вот эти знаки (показывает рис. 3 и 4). Я думаю, вы поймете, что они обозначают.

Дети при обсуждении этих рисунков приходят к выводу, какой знак обозначает усиление звука, а какой – затихание.

    Рис.1 Рис. 2

Рис. 3                                         Рис. 4

(Закрепление знаний о движении мелодии вниз, развитие чувства ритма для детей 4-5 лет)

Материал: рисунок с изображением двух тучек, из которых падают капельки дождя; указка; накидка для Феи из серебряного дождя.

                                                     * * *

Входит девочка Фея в накидке из серебряного дождя.

Музыкальный руководитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла Фея дождя. Она принесла для вас свою загадку. Перед вами две тучки, из которых идет дождь. Если дотронуться волшебной палочкой Феи до капельки дождя, они начинают звучать, послушайте.

Музыкальный руководитель поет на слог «кап», а Фея показывает движение мелодии на рисунке.

Фея: Ребята, из какой тучки лился быстрый дождик?

                   Дети отвечают.    

А как падали капельки дождя из другой тучки?

Дети отвечают. Далее они выходят к магнитной доске, «волшебной» указкой показывают, как падают капельки дождя из тучки и пропевают нисходящую мелодию на слог «кап».

 Музыкальный руководитель:  Ребята, а теперь представим, что тучки унесло ветром далеко, и мы лишь слышим дождик, но не видим его. Из какой тучки идет дождик?

Музыкальный руководитель поет одну мелодию, дети отвечают, затем другую, дети объясняют свой ответ.

Скажите, все капельки звучат одинаково или у каждого свой звук? У какой капельки самый тоненький, высокий голосок? У какой – самый низкий? Из звуков этих дождинок складывается мелодия. С какого звука она начинается – высокого или низкого? Каким звуком заканчивается? Значит куда движется мелодия?

Дети отвечают на вопросы, после чего закрепляется выражение «мелодия движется вниз».            

(закрепление чувства ритма)

Материал: объемный домик с окошком, игрушка петушок, мисочка с горошком.

                                                     * * *

Музыкальный руководитель: Жил-был Петушок – золотой гребешок, который очень любил клевать горох. Но он был так напуган лисой, что боялся выглянуть из окошка, а выглядывал лишь тогда, когда про него пели песенку и при этом правильно прохлопывали ее ритм, вот так. (Поет песенку и прохлопывает ритм.)

А вы хотите покормить Петушка? Тогда давайте выучим эту песенку и прохлопаем ее ритм.

Дети учат песенку, прохлопывают ритм.

Вот домик, в нем Петушок. Он ждет, когда же его покормят. Кто первый пойдет кормить Петушка?

Ребенок подходит к домику, поет одну музыкальную фразу, прохлопывает ее ритм. Если все правильно – Петушок выглядывает из окошка, а ребенок набирает в горсть горошин и кормит его. Петушок клюет. Другие дети могут петь следующие фразы песни.

Эту игру можно использовать для развития чистоты интонирования, навыков игры на музыкальном инструменте и т.д. В зависимости от возраста детей задания можно усложнять.

                                           

(развитие слуха, чистоты интонирования, песенного творчества)

Материал: рисунок-схема, указка, накидка для Феи.

                                                     * * *

Музыкальный руководитель: Ребята,  к нам в гости сегодня пришла Фея звездной ночи, вот она. (Надевает ребенку накидку.) Ее волшебная палочка может заставить звучать звезды, посмотрите и послушайте.

Поет – по 1, 3, 5-й ступеням лада, ребенок показывает по схеме.

Давайте споем вместе со звездами.

Дети поют вместе, затем по одному, добиваясь чистоты звучания.

Можно спеть и по-другому.

Исполняются другие варианты по схеме.

А как еще можно спеть?

Дети сочиняют свои мелодии, используя схему.

(развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования)

Материал: «зеркала» с ручкой, вырезанные из цветного картона.

                                                     * * *

Музыкальный руководитель:  Представьте, что мы  с вами попали в сказку, где нам подарили волшебные музыкальные зеркала. (Показывает.) их волшебство в том, что человек, глядя в это зеркало, может правильно повторить любую мелодию. Хотите попробовать? Тогда каждый возьмите зеркало и приготовьтесь слушать мелодию очень внимательно.

Поет мелодии на разные слоги, играет на фортепиано, металлофоне, дети повторяют – все вместе и по одному, чтобы добиться правильного запоминания мелодии и чистого ее интонирования.

Можно использовать игру для развития песенного творчества детей: один ребенок сочиняет мелодию, а другие ее повторяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...