«Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста»
статья

Ганиева Тамара Александровна

Воображение –относится к познавательным психическим процессам -  погружение человека в свой внутренний мир и создание образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.          Есливосприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений (характерно только для человека).Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др. Хорошо развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей...

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» Ганиевой Тамары Александровны,

Психологический феномен – воображение

Воображение –относится к познавательным психическим процессам -  погружение человека в свой внутренний мир и создание образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.          Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений (характерно только для человека).

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др. Хорошо развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.

Виды воображения:

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Степени произвольности воображения: 

  • Непроизвольное - сновидения, деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, перед засыпанием (грёзы и галлюцинации).
  • Произвольное - воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта (самостоятельное создание новых образов, направленных на будущую деятельность).

 Стадии развития воображения:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

Функции воображения:          

  • Образное представление действительности (связано с мышлением и органически в него включено);
  • Регулирование эмоциональных состояний (отчасти удовлетворяет многие потребности, снимает порождаемую ими напряженность);
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека (возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями);
  • Формирование внутреннего плана действий (способность выполнять их в уме, манипулируя образами);
  • Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделированиепланированиетворчествоиграпамять (позволяет человеку представить результаты труда до его начала).

Воображение у детей дошкольного возраста

  • является одним из важнейших психически новообразований, без него невозможна полноценная адаптация в окружающем мире, без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра;
  • формируется на протяжении всего дошкольного возраста;
  • основа воображения – собственный опыт.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Виды воображения в дошкольном детстве:

1.  Непроизвольное – пассивное (бесконтрольное) - наиболее типично для младших дошкольников. Яркий пример - сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

2.  Произвольное – активное - преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у ребенка представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое –создание новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о желаемом будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка. 

Ещё две категории воображения детей дошкольного возраста:

  1. Аффективное - воображение, которое помогает ребенку справиться со своими сильными переживаниями и защитить свое «Я». Ребенок создает внутри себя миры, где он может создать компенсаторные ситуации (например, воображает себя динозавром, или могущественной феей, великаном и так далее). Также при помощи аффективной части воображения ребенок проигрывает в воображении ситуации, которые связаны с острыми переживаниями и находит внутри себя поддержку для негативных ситуация в реальности.
  2. Познавательное - направленное на развитие представлений ребенка о мире, помогает достроить образ, получить более развернутую картину, например, ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка). 

В дошкольном детстве у ребенка воображение ограничено количеством представлений об окружающем мире, с другой стороны фантазия не ограничена, т.к. критичность мышления низкая.

До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять:

- в игре может использовать предметы-заместители, которые должны быть похожи на заменяемые предметы (шкаф – коробка, которая открывается),

- пересказывает сказку только с иллюстрацией – она должна быть конкретной.

 На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (4-5 лет) ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности, поэтому уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4—5 лет нацелен на следование образцам, «образ, как и у более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями» [2, стр.56-57].

Особенности воображения у старших дошкольников (предшкольный возраст)

В старшем возрасте дошкольник воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. У ребенка, чье творческое воображение развивается достаточно быстро (таких детей, по данным О.М. Дъяченко, примерно 20% от всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах:

  1. как порождение некоторой идеи,  
  2. как возникновение плана ее реализации. 

Воображение - основа любого творчества. Некоторые психологи и педагоги считают, что творческое воображение изначально присуще ребенку, что его воображение богаче и оригинальнее воображения взрослого, только не надо мешать ему самовыражаться.  Но практика показывает, что этого недостаточно. Уже в 30-е годы XX века крупнейший отечественный психолог Л. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому, чтобы развить и сохранить надолго способности к творческому воображению,

разработаны различные средства и методики:

Вот некоторые из них: 

1. Развивающие игры, как средство развития воображения

Дидактические

  • словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  • настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  • с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д. 

Сюжетно-ролевые  

Их структура, по Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

  • Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  • Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  • Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  • Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Игры - драматизации

Учат ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. 

2. Изодеятельностиь дошкольника, как средство развития воображения 

 Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, развивается творческое воображение.

3. Сказка - одна из наиболее эффективных методик для развития воображения.

4. Использование конструкторской деятельностью для развития воображения 

- ребенок представляет в уме требуемый результат;

- формируется умение применить креативный подход;

- развивается способность к творческой созидательной деятельности.

Практические советы родителям для развития воображения детей:

  • Надо стараться стимулировать использование ребенком в игровой деятельности предметных замещений, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач, формирует способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
  • Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд ребенка. Постепенно уходя от простого подражания действиям взрослых с карандашами, с развитием навыков рисования, развивается способность представлять конечное произведение в уме и воспроизвести на бумаге все, что он воображает (мир, наполненный феями и принцессами или образы, наблюдаемые в действительности).
  • Для развития воображения полезны занятия конструкторской деятельностью с использованием:
  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется дошкольнику;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
  • Дома должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
  • Игры должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка: излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности.
  • Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых. 
  • Полезно мастерить вместе с ребенком игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т. д.
  • Хорошо, если взрослые будут использовать для развития воображения у ребенка сказки, слушая и воспринимая сказочные сюжеты которых, ребенок активизирует свой жизненный опыт, у него открывается простор для творческого мышления, креативности, возникают новые представления и ассоциации, он учится представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами и т.д. 
  • Надо помнить, что для развития воображения ребенка достаточно простого общения и не только дома, но и в любой подходящей ситуации (на остановки в ожидании автобуса, в очереди в поликлинике, в длительной поездке, когда ребенок начинает скучать), можно предложить поиграть в игры «На что похоже облако?», «Какого цвета радость (грусть)?», «Что ты видишь в отражение на воде?».
  • Можно придумать множество таких и аналогичных вариантов игр-фантазий которые также имеют свою классификацию:

Типизация - это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе («Съедобное – несъедобное» Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе; «Летает – не летает» Игра проходит аналогично предыдущей. «Скажи наоборот» (высоко - низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер и т.д. ) и т.д.

Агглютинация (лат agglutinatio - склеивание) - сочетание качеств. С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное» Игра -тест, в которой создается новый образ животного. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица - меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

«Небылицы» Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия - это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования.

«Зоопарк» Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

 Игры и упражнения для развития воображения дошкольников.

«Закорючки» Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

 «Нарисуй настроение» Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

 «На что это похоже?» Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

 «Точка, точка» Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите ребенка соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

«Рисунки с продолжением» В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.

«Простые рисунки» - семейная игра -Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше

«Небылицы» Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки.

«Что было бы, если…» на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой? Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая ребенка мыслить творчески.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Рекомендации для воспитателя (педагога дополнительного дошкольного образования)

  • Использование методик, включающих слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствует полноценному развитию воображения детей.
  • Материал для конструирования должен быть разнообразным: напольным и настольным, разные виды конструкторов, различные наборы. Материал должен быть также привлекательно оформленным и соответствовать возможностям детей – все это будет стимулировать интерес и желание ребенка заняться конструктивным творчеством.
  • При изготовлении поделок из природного материала предоставлять детям определенную свободу творчества (после обучения приемам работы, можно предложить что-то смастерить по собственному желанию, подключив фантазию).
  • Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей (игры выбираются по степени доступности для дошкольников, но при этом должны способствовать их развитию).

Игры и упражнения для развития воображения детей дошкольного возраста, рекомендованные для проведения в ДОУ.

«Клякса» На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

 «Сказочная путаница» Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения. Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

«Смешинки» Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением. 

«Выдумай историю» Предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события. 

«Что получилось?» Участвует нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

«Оживление предметов» Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает!» Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

«Новое назначение предмета» Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Игра «Портрет заговорил» Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе,

Игра «Угадай настроение» Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д., выполняя задание воспитателя.

 «Отгадай и обними» Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками: если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

В такие игры дети могут играть также дома с родителями (братьями, сестрами и др.). Все это способствует полноценному формированию воображения.

 К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. 
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с такими психическими функциями, как мышление, память, воля и чувства. 
  

Список использованной литературы:

  1. Платонов К.К., Занимательная психология, СПб, 1997.
  2. Дьяченко О.М., Об основных направлениях развития воображения дошкольника», «Вопросы психологии» №2, М., 1988.
  3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. http://thelib.ru/books/o_m_dyachenko/razvitie_voobrazheniya_doshkolnika_metodicheskoe_posobie_dlya_vospitateley_i_roditeley-read.html
  4. Воображение в дошкольном детстве. http://detochka.ru/articles/a_voobrazhenie_v_doshkolnom/
  5. Воображение. Виды воображения. http://psylist.net/obh/00080.htm 
  6. Воображение как психический процесс. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=251 
  7. Гармоничное развитие ребенка. http://alldeti.narod.ru/_5-6.html#ex15 
  8. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/19/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-voobrazheniya-detey-doshkolnogo 
  9. Игры на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/26/igry-na-razvitie-kreativnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  10. Игры на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/13/igry-dlya-detey 
  11. Методы развития воображения у детей дошкольного возраста. http://szabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/voobrazhenie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta 
  12. Развитие воображения.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/28/kollektsiya-didakticheskih-igr-na-razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov
  13. Развитие воображения в дошкольном возрасте. psyera.ru/2334/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Практические рекомендации педагога-психолога по развитию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенн...

Методическая разработка по теме: "Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста"

Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Практические упражне...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"

Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....

Тест "Тип темперамента ребенка" подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Тест «Тип темперамента ребенка»Дорогие родители! Уважаемые педагоги! Этот тест позволит Вам определить тип темперамента у вашего ребенка. Тип темперамента, это как подобрать правильный клю...