Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация

Медведева Анжелика Сергеевна

 

Консультация для педагогов на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bioenergoplastika.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 103 г. Липецка

Консультация для педагогов

Тема: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста» 

Подготовила:

музыкальный руководитель

А.С. Медведева

           

г. Липецк, 2019

          Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

          Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

          На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

          На третьем-четвертом занятии у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

          Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. При выполнении упражнений по биоэнергопластике нужно строго соблюдать следующие пункты:

  • не поднимать плечи;
  • не напрягать туловище, грудь, живот;
  • количество воздуха не должно быть слишком много;
  • нужно избегать больших задержек дыхания.

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:

  • положению туловища, плеч, подбородка;
  • направленности воздушной струи;
  • ее целостности;
  • силы выдыхаемой струи;
  • все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.

          Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными, например:

Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

Упражнение «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Упражнение «Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

Упражнение «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

          Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу, например:

Упражнение «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Упражнение «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Упражнения «Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Упражнение «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Упражнение «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

Упражнение «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.

Упражнение «Горка» - согнутая ладонь опущена.

          Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений по биоэнергопластике, способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы педагога-психолога по работе с детьми дошкольного возраста.

Программы разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Направлены: 1) на развитие эмоционально-волевой сферы через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений средс...

Роль педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста с заболеванием сахарного диабета

В материале опсана роль педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих заболевание сахарный диабет в ГБДОУ детском саду №104 невского района...

Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»

Биоэнергопластика  включат в себя три базовых понятия:«Био» - человек как биологический объект;«Энергия» - сила, необходимая для выполнения определённых действий;&la...

Консультация для педагогов "Синквейн в работе с детьми дошкольного возраста"

Последовательность работы с детьми по синквейн технологии ...

Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...

Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ."

Консультация для педагогов  "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ." Данная консультация поможет начинающим педагогам сориентироваться в видах, формах и методах инди...

Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе  детского сада встречается хотя бы ...