Мастер – класс для педагогов ДОУ "Развивающие игры Никитиных"
методическая разработка

Инна Геннадьевна Савенкова

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра- это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры Никитиных

(Мастер – класс для педагогов ДОУ 2016-2017 уч.г.)

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка. 

Частью системы Никитиных являются развивающие  игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления.

Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Особенности игр

Главное отличие – это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности.  Каждая игра Никитиных представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности.  Поэтому игры Никитиных могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.
Используя  в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться
определенных принципов: 

-Нельзя  объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится все брать сам из реальной действительности.

- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать.
- Решение задачи предстает перед ребёнком  в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку  самому проверять точность выполнения задания.
-Большинство творческих развивающих игр Никитиных не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка
.

Итак, главная особенность  развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному"-  с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.

Что это за игра?

Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков размером 3х3х3см. Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом,  на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Из кубиков складывают картинки. Для этого их можно укладывать на плоскую поверхность, можно ставить друг на друга в несколько рядов, или даже складывать из них сложные трехмерные фигуры. В любом случае грани кубиков, образующие повернутую к наблюдателю общую поверхность создают некоторую картинку.

Картинки, складываемые из кубиков, могут быть самыми разнообразными – от геометрических орнаментов и сюжетных картин с фигурами людей, растений, животных до цифр, букв, логотипов.

Как играть?

Самые маленькие начинают с составления из кубиков башенок и пирамидок, выкладывания простейших фигур, с разными сочетаниями цветов. Кубики – одна из древнейших детских игрушек, из них можно строить, их можно считать, сортировать по цвету. В пособии, прилагаемом к игре, показаны простейшие картинки, которые малыши обычно без особого труда «играючи», собирают. Размер картинок  для начальных занятий таков, что изображение элемента на картинке совпадает по величине с кубиком, и выполнение заданий сводится к выкладыванию кубиков поверх картинки в пособии. Как правило, с первых занятий игра притягивает внимание ребенка, увлекает его. Он с нетерпением ждет следующих занятий. Постепенно можно усложнять задания, увеличивая количество цветов.

По сложности выполнения задания в пособиях к игре можно разделить на три уровня. Первый уровень – это воспроизведение картинок в масштабе «один к одному». Двигаясь от простого к сложному,  вы постепенно освоите складывание узоров первого уровня и сможете перейти ко второму. На этом этапе картинки придется складывать по прототипам уменьшенного масштаба. Как показывает практика применения методики, переход от одного масштаба к другому – задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Такой переход требует активной работы мыслительного аппарата и без определенного уровня абстрактного мышления вообще невозможен. Дети обычно «дорастают» до необходимого умения мыслить абстрактно годам к четырем.

Для младших дошколят сложить один-два узора за одно занятие – нормальная нагрузка, больше не надо. Ближе к школе нагрузку можно постепенно увеличить до пяти и даже до восьми заданий за одно занятие.

Практические задания «Волшебница-Природа», «Бабочка»

Высокую эффективность показала методика, которую сам В. Никитин называет «ледокол», это когда новое занятие начинают с повторения пройденных на прошлом занятии нескольких заданий. Сколько предыдущих  заданий повторять зависит от сложности нового узора, чем он сложнее, тем больше нужно времени на его освоение. Учась составлять узоры, дошкольники осваивают язык чертежей, схем, географических и топографических карт, а также условных обозначений, принятых при составлении такого рода документов.

Еще одно развивающее упражнение – перерисовывание сложенных малышами орнаментов в тетрадь. Для этого очень удобна ученическая тетрадь в клеточку. Для постепенного освоения приемов перерисовывания орнаментов в тетради Б. Никитиным были разработаны специальные  схемы и упражнения. Дети рисуют линии и кружочки, заполняя ими поля определенной формы.

Третий уровень сложности в развивающей игре «Сложи узор» – выдумывание и сложение собственных узоров. На этом этапе начинается настоящее творчество. После рутины повторений в узорах выдумываемых детьми начинают проступать черты творческой индивидуальности юных художников. Кстати на этом этапе зарисовывание сложенных детьми узоров обязательно, иначе сложенные с таким трудом картинки забудутся. Ограничивать детей в их фантазии и ставить какие-то рамки не следует, но приучать их приоритету изображений содержащих внутреннюю симметрию имеет смысл. Одно дело, когда понятие осимметрии ребенок получает разглядывая картинки или здания на улице и совсем другое, когда он сам эту симметрию своими руками создает.

Развивающие игры Бориса Павловича Никитина – одно из самых выдающихся его достижений. Они признаны и широко применяются во многих странах мира для развития творческих способностей детей. Игра «Сложи узор» – не исключение, планомерное приучение детей к этой игре поможет детям в развитии абстрактного мышления, освоении одного из фундаментальных понятий школьного курса, без которого не существовали бы такие дисциплины как геометрия, география, черчение, речь идет о понятии проекции.    

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель МБДОУ № 42 Савенкова И.Г. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ

Слайд 2

Пособия Бориса Никитина – составная часть признанной во всем мире системы воспитания «по Никитину» . Игры и упражнения Никитина поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», « Уникуб ».

Слайд 3

Особенности игр Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности. В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра- это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Слайд 4

Игра Б.П. Никитина «Сложи узор" Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета: красный, желтый, белый, синий, бело-красный, сине-желтый. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Слайд 11

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий : - Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют; - Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют; - И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В игре "Сложи узор" хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого"

Проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого пот...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого пот...

Мастер-класс для педагогов «Квест-игра как одна из инновационных форм в работе педагогов»

Поделиться опытом работы с педагогами по использыванию квест - технологии в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком в работе педагога"

Многие из вас вспомнили пляж, шум моря, говорили про расслабление. Всё это завораживает и действительно позволяет расслабится. Тоже самое происходит с детьми, когда они взаимодействуют с песком. В как...