Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"
консультация

Полякова Елена Викторовна

Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nado_2.docx91.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Бурейский детский сад №50 «Теремок»

 «Роль педагога в эстетическом воспитании детей»

Консультация для педагогов

https://fsd.videouroki.net/html/2018/03/27/v_5aba42d0960ba/img1.jpg

Составила воспитатель

первой квалификационной категории

Полякова Е.В.

пгт.Бурея

2018 г.

Эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Для реализации целенаправленного процесса эстетического воспитания дошкольников необходимы определенные условия.

Прежде всего - это среда, в которой ребёнок живёт и развивается (игрушки, одежда, помещение). Среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, материалами, оборудованием) в соответствии с возрастными особенностями детей.

Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.

Необходимыми условиями эстетического воспитания являются:

  • насыщенность быта произведениями искусства;
  • самостоятельная активная деятельность детей;
  • осуществление индивидуального подхода к детям.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания.

Средствами эстетического воспитания детей являются эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность ребёнка.

Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.

Эстетика быта - это одежда детей и взрослых, расположение растений, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.

Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Таким образом утверждая в их понимании то, что красота – это дело рук человека .

Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет и роль педагога.

Педагог должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предлагаемого материала и определять его с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольника. Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлечь внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конечно, взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, откликаться на чувства малыша.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: « А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Сереже, с красными пятнышками- Паше и Катюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев, сказать: « Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декоративные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).

Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обратить их внимание на красивые сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях. И противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха-поросенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый-некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует использовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.

Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, и со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в группе. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет. Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.) Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать более эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразными природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками: любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь художественными образами. Например: «Листики шуршат, будто шепчутся», « Камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку» Малыши учатся чувствовать необычность происходящего в природе (разноцветная капелька на веточке, распустившийся бутон, цветная гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоплению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности. Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требуется особый настрой, а взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолаживанию чувств, формированию у него негативного отношения к общению на эстетические темы.

Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций). Педагоги поддерживают интерес детей к музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений; экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.); привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.

Ключевая роль детского сада в художественно-эстетическом воспитании детей -  создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно-развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно-прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения).
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице-огород, клумбы, зеленые насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Материал консультации поможет родителям пробудить у детей эмоциональное отношение к природному окружению в условиях проживания в мегаполисе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и ...

Роль мызыки в эстетическом воспитании детей.

Музыкальное искусство, как никакое другое, благотворно влияет на эстетическое восприятие ребёнком - дошкольником того или иного образа или события....

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в воспитании детей в ДОУ»

Воспитатель заботится об усложнение игр, расширении их вариативности. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого.Дидактическая игра – средство вс...

Консультация для педагогов "Роль куклы в нравственном воспитании детей"

Кукла считается одной из самых старинных игрушек. Даже в древности ей всегда придавали большое значение, понимая, что каждой девочке нужна кукла.Основное назначение куклы:• развитие материнского ...

Консультация для педагогов "Роль семьи в музыкальном воспитании детей.

Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются исто...

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...